Должностная инструкция классного руководителя в школе по ФГОС
Как бы людям того ни хотелось, но года неумолимо летят, дети растут, и неминуемо наступает тот знаменательный момент, когда вчерашний малыш становится первоклассником. В его жизни происходят изменения, оказывающие огромное влияние на становление его личности. То, насколько успешно школьник справится с многочисленными и совершенно разными по своей природе трудностями, зависит во многом от участия и помощи, оказываемой ребенку его классным руководителем.
Это не просто рядовой учитель, а своего рода наставник, несущий ответственность за судьбу своих юных подопечных. Педагог осуществляет профессиональную деятельность, руководствуясь не только своими моральными и этическими ценностями, но и положениями документа, известного как «Должностная инструкция классного руководителя». В том, что это такое, поможет разобраться данная статья.
Должностная инструкция классного руководителя: что это такое и для чего она нужна?
Когда педагог устраивается на работу в школьное образовательное учреждение, помимо заключения трудового договора, он обязан ознакомиться и подписать еще один немаловажный документ. Речь идет о том, что в профессиональных кругах называется «Должностная инструкция классного руководителя». Важно отметить, что этот документ разрабатывается не для отдельно взятого работника, а для определенной должности. Другими словами, должностная инструкция классного руководителя является обезличенной и регламентирует порядок выполнения работы (деятельности) всеми без исключения преподавателями учреждения, занимающими соответствующий пост.
Единого шаблонного содержания документа не существует. Однако, как правило, инструкция содержит разделы, которые включают пункты, относящиеся к общим положениям, обязанностям, правам, ответственности и рабочим взаимоотношениям.
Классный руководитель - это кто?
Работа классного руководителя – тяжелый труд, заслуживающий огромного уважения и одновременно восхищения. Найти индивидуальный подход к каждому ученику, проникнуться его проблемами, искренне постараться понять и помочь, не навредив при этом, сможет исключительно педагог по призванию.Стать наставником целого класса и взять на себя ответственность за каждого воспитанника по силам далеко не всем преподавателям.
Традиционно классным руководителем называют педагогического работника, который создает благоприятный климат и условия для интеллектуального и психологического развития ребенка; в случае необходимости вносит определенные коррективы в практикуемую систему воспитания; занимается организационными моментами, относящимися к школьной и внешкольной творческой деятельности учащихся; участвует в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих у учеников между собой, с преподавателями, а также с родителями.
Необходимые классному руководителю знания
Должностная инструкция классного руководителя в школе, как правило, содержит пункт, в котором приведен список основных знаний, необходимых педагогу для того, чтобы занимать соответствующий пост. Таким образом, преподаватель должен продемонстрировать свою компетентность в том, что касается:
- вопросов педагогики и детской возрастной психологии;
- особенностей физиологического развития школьников;
- внутреннего регламента и иных документов образовательного учреждения;
- элементарных правил школьной гигиены;
- умения осуществлять мониторинг деятельности и успеваемости воспитанников;
- знания теории и методик воспитательной работы;
- способности организовать досуг учащихся;
- навыков убеждения;
- умения идти на компромисс и выбирать лучший из возможных вариантов выхода из любой конфликтной ситуации.
Должностная инструкция классного руководителя в школе может содержать и другие требования к знаниям и умениям преподавателей, желающих занять этот почетный пост. Столь жесткие критерии отбора неслучайны, ведь от профессиональных способностей учителя зависит то, насколько гармонично будут развиваться дети (как в интеллектуальном, так и в психологическом плане).
Классный руководитель и его основные обязанности
Должностная инструкция классного руководителя по ФГОС предусматривает, что в процессе работы педагог должен выполнять следующие обязанности:
- анализировать проблемы;
- прогнозировать изменения, которые потребуют срочной корректировки воспитательного плана;
- планировать ход воспитательного процесса, разрабатывать необходимую методическую документацию, вовремя выявлять девиантное поведение школьников;
- координировать деятельность воспитанников во время подготовки и проведения различных школьных мероприятий;
- заботится об обеспечении безопасности учащихся, регулярно проверяя исправность школьного оборудования, приборов и иных технических средств, используемых в образовательных целях;
- консультировать родителей по вопросам, связанным с воспитательным процессом;
- оценивать уровень воспитанности учеников и их школьную успеваемость.
Классный руководитель и выполняемые им функции
Должностная инструкция классного руководителя начальных классов, как и средних и старших классов, предусматривает, что педагог должен выполнять свои основные функции:
- Планировать, организовывать и контролировать воспитательный процесс в руководимом им классе.
- Создавать условия, необходимые для гармоничного и всестороннего развития учащихся, а также с целью формирования у воспитанников чувства собственного достоинства и уважения к окружающим.
Какими правами обладает классный руководитель
Независимо от типа школьного образовательного учреждения, должностная инструкция классного руководителя начальных классов по ФГОС должна содержать раздел, в котором перечисляются права учителя. Формулировка их может быть разной, однако смысл один. К основным правам, которыми обладает классный руководитель, относятся:
- право выбора методики и форм реализации воспитательного процесса;
- право применять меры дисциплинарного воздействия на воспитанников, совершивших какой-либо проступок, вследствие которого был дезорганизован учебно-воспитательный процесс;
- право запрашивать и получать от руководства информационные и методические материалы, необходимые для качественного выполнения обязанностей, предписанных должностной инструкцией;
- право вызывать в школу законных представителей учеников и информировать их об успеваемости учащихся;
- право требовать от воспитанников строгого соблюдения норм поведения и Устава образовательного учреждения;
- право повышать уровень профессиональной квалификации.
Ответственность, возлагаемая на классного руководителя
Говоря об обязанностях классного руководителя, априори предполагается, что за ненадлежащее их выполнение, педагог несет персональную ответственность. Как именно будет отвечать за свои проступки учитель, зависит от степени их тяжести.
Ответственность – это неотъемлемый раздел, который содержит должностная инструкция классного руководителя (2014 года этот документ, или разработан он был гораздо раньше, не имеет никакого значения). Итак, должностная инструкция предусматривает, что:
- в случае беспричинного нарушения предписаний Устава или иных документально закрепленных правил школьного образовательного учреждения педагог подвергается наказанию в виде дисциплинарного взыскания;
- за пренебрежительное отношение к оформлению, ведению и хранению школьной документации классного руководителя ждет взыскание в соответствии с организационными документами школы;
- если педагог позволил себе применить физическое или психическое насилие по отношению к ученику, классному руководителю грозит увольнение. Кроме этого, действиями учителя могут заинтересоваться правоохранительные органы;
- за причинение образовательному учреждению имущественного ущерба классный руководитель отвечает материально.
Должностные взаимоотношения
Что касается должностных взаимоотношений классного руководителя, необходимо отметить следующие наиболее важные моменты:
- в соответствии с внутренним порядком школы, классный руководитель заменяет по распоряжению руководства своих временно отсутствующих коллег;
- разработанный план на предстоящий учебный год или четверть классный руководитель согласовывает с вышестоящим руководством;
- периодически педагог в письменной форме отчитывается перед директором или его заместителем о проделанной им работе;
- регулярно контактирует с другими учителями, администрацией и высшим руководством школы, а также с родителями своих воспитанников.
Классный руководитель и его роль в формировании личности ученика
Роль, которую играет классный руководитель в формировании личности учащегося, нельзя недооценивать. В пользу этого говорит следующее:
- педагог создает благоприятные условия для гармоничного и всестороннего развития воспитанников;
- обеспечивает поддержку ученика в его стремлении достичь отличных результатов в учебе и творческой деятельности;
- формирует у учащихся навыки ведения здорового образа жизни;
- помогает каждому ребенку адаптироваться в коллективе и обществе;
- по мере возможности создает необходимые условия для того, чтобы укрепить внутрисемейные связи учеников с их родителями.
Хороший классный руководитель, любящий детей и понимающий специфику детской и подростковой психологии, становится ребенку настоящим другом, который всегда готов оказать поддержку и помочь в трудную минуту.