Монада - это... Монада в философии

Философия включает в себя много течений и направлений. Каждый ученый как-то по-своему объяснял актуальные категории для своего времени. Теория монад Лейбница является частью диалектики – учения о постоянном развитии, движении и изменчивости мира. Известный философ, представитель немецкой школы, считал, что в основе мира стоят Бог и разум, который он создал. Именно разум Бога дает содержание для материи и становится источником ее развития.

Что такое монада?

По мнению Лейбница, весь мир можно разделить до самых мелких элементов – монад. Монада – это особая субстанция, отличающаяся простотой, которая является частичкой более сложного элемента. Этот компонент мира не обладает протяжением, он не возникает и не погибает природным способом, он просто существует. Лейбниц утверждал, что монада в философии – это субстанция, наделенная принципом активности и силы. Этот принцип можно объяснить с точки зрения телеологии (всеобщей подчиненности конечным целям) и теологии. В связи с этим существует мысль, что Вселенная, порожденная Богом, еще и постоянно им направляется к самосовершенствованию и развитию богатых форм.

Монаду изучают философы в качестве частицы, которая связана единством с бесконечным космосом. Лейбниц, как представитель диалектики, выдвинул идею о том, что природа являет собой совокупность связей всего со всем, поскольку всю Вселенную представляет монада. Философское направление демонстрирует связи отдельных индивидуальных субстанций с большим окружающим миром.

Характеристики субстанции

Все предметы можно разделить на монады. Их существование подтверждают сложные вещи, которые нас окружают и которые мы можем познать практическим путем, получив некий опыт. Философский принцип гласит, что любая сложная вещь должна состоять из простых. Для Лейбница монада – это духовный атом, который не имеет частей и отличается нематериальностью. То, что эти элементы простые, означает, что они не подвержены распаду и прекращению существования, как все другие смертные субстанции.

Шлюзы монад закрытые, и в связи с такой изоляцией они не влияют на других, а те, в свою очередь, не воздействуют на них. Они циркулируют в пространстве независимо друг от друга. Этот принцип не характерен для высшей монады – Бога, который наделяет жизнью все остальные элементы и гармонизирует их внутреннее состояние. Предустановленная гармония между простыми субстанциями является живым зеркальным отражением универсума. Несмотря на свою простоту, монада в философии – это феномен, имеющий свою внутреннюю структуру и множественность состояния. Такое состояние, или перцепция, не может существовать само по себе, в отличие от частиц сложных элементов, и это подтверждает простоту субстанций. Перцепции имеют сознательный и бессознательный характер. Второе состояние возможно из-за небольшого размера монад.

Монада и душа

Лейбниц имел свои антропологические взгляды по этому поводу. Ученый считал, что поступки людей могут подвергаться бессознательному влиянию. Также он утверждал, что монады и их состояния постоянно изменяются. Причина этому - внутренняя активность такого элемента.

Для Лейбница человеческая душа – самая главная монада. В философии это направление называется монадология - размышление над первопричиной физического взаимодействия между вещами. Душа человека - это всего лишь один из уровней субстанции.

Базовые положения монадологии

Всю Вселенную можно разделить на большое количество элементов, которые обладают не дуалистической природой, как писали Декарт и Спиноза, а непрерывно единой.

Монада – это единое, если посмотреть на перевод с греческого языка. Она отличается простотой, неделимостью и не имеет материально-предметной основы.

Монаду характеризуют четыре качества: стремление, влечение, восприятие и представление.

Суть этого элемента заключается в деятельности, активности. Он единый и постоянно меняющий свою перцепцию.

Непрерывность существования дает возможность монаде осознавать себя.

Эта субстанция совершенно замкнутая и зависимая от других таких же, как она.

Виды монад по Лейбницу

Лейбниц, обобщив все свои размышления, разделяет монады на 4 класса:

  1. Голая монада – это та, которая является основой жизни неорганических существ (камни, земля, минералы).
  2. Монада животных – из названия понятно, для кого она свойственна. У нее есть ощущения, но самосознание совсем неразвито.
  3. Человеческая монада или душа – разумная субстанция. Имеет сознание, память и уникальную способность – мышление. Человек может познавать мир, окружающие вещи, моральные законы, ценности и вечные истины.
  4. Высший уровень монады – Бог.

Лейбниц утверждал, что все монады, кроме четвертого класса, имеют связь с телом. Жизнь существ связана с двумя процессами – развертыванием при рождении и свертыванием при смерти, которая в принципе тело, как совокупность монад, разрушить не может. Под телом он понимал страну монад, которой правит идеальный руководитель – душа. Поскольку философ был идеалистом он вообще отрицал существование материи, а в связи с этим и телесной оболочки.

Заключение по монадологии

Класс монады указывает на степень ее разумности и свободы - чем он выше, тем выше и эти характеристики. Теорию Лейбница можно распространить на весь мир, на самые отдаленные его уголки, на все окружающие предметы. Каждая монада индивидуальная, неповторимая, обладающая собственными свойствами, имеющая свой характер развития.

Комментарии