Оказание помощи терпящим бедствие на воде: правила спасения

Все люди, собирающиеся искупаться в жаркие дни, должны знать и соблюдать правила, обеспечивающие их безопасность на воде. Оказание помощи терпящим бедствие на воде в большинстве случаев обеспечивается специально обученными и хорошо тренированными спасателями, но только в тех случаях, если вы купаетесь в отведенных для этого местах. А ведь многие выбирают для отдыха озера и пруды, не оборудованные пляжами и не оснащенные спасательными средствами. Естественно, и профессионалов-спасателей на таких водоемах не существует. В таких ситуациях оказание помощи терпящим бедствие на воде сильно зависит от умений и решительности обычных людей, оказавшихся поблизости.

Средства спасения

Помимо умения плавать, человек, пытающийся спасти тонущего, должен уметь пользоваться разнообразными приспособлениями, способными помочь в спасательной операции и ускорить ее. При кораблекрушении оказание помощи терпящим бедствие на воде в значительной мере зависит и от них самих: они должны надеть спасательные жилеты или нагрудники, организованно загрузиться в шлюпки или на плоты, а при попадании в воду приложить все усилия, чтобы добраться до спасательных плавсредств или хотя бы кругов. Если же бедствие, так сказать, индивидуальное, то подручные средства должны использовать те, в чьих силах оказание помощи терпящим бедствие на воде: добраться до тонущего на лодке или катере, бросать ему конец или спасательные круги (если они есть) с причала или моторки.

Спасение тонущего

Человек, хорошо умеющий плавать и находящийся поблизости, должен помнить, что паника заставляет потерпевшего хвататься за любую опору, вследствие чего он мешает своему спасению и может потопить пришедшего на помощь. Поэтому оказание помощи терпящим бедствие на воде вплавь должно быть грамотным. Необходимо использовать следующие приемы:

  1. Подплытие сзади, вне зоны захвата тонущего. Он подхватывается за подмышку, фиксируется правая рука и плечо, и в таком виде буксируется к лодке или берегу, голова его должна при этом держаться над водой.
  2. Вытянутыми руками захватывается голова: все пальцы на щеках, кроме мизинцев, которые располагаются под подбородком. Транспортируется тонущий на спине.
  3. Захват под обе подмышки.
  4. Захват под руку. Потерпевший буксируется на боку.
  5. Захват за воротник (если тонущий в одежде) или за волосы.

Если потерпевший все же уцепился за спасателя, тот должен освободиться от его хватки, даже применяя силу. При захвате кистей они резко поворачиваются в сторону больших пальцев утопающего, который при этом отталкивается ногами. При хватке за шею спереди производится толчок в подбородок с зажатием ноздрей. При зажатии шеи сзади спасатель резко выворачивает локоть вверх, а сам подныривает под него. Освободившись, спасатель разворачивает потерпевшего спиной к себе и тянет к берегу.

Спасение опустившегося на дно

Если человек вследствие потери сознания или обессиливания погрузился на дно и лежит вверх лицом, к нему подплывают со стороны головы, подхватывают подмышки и всплывают на поверхность. При положении лицом вниз подход совершается со стороны ног, захват – опять же подмышки, и при всплытии тонущий переворачивается лицом вверх. Основное оказание помощи терпящим бедствие на воде, потерявшим сознание и погрузившимся на дно, начинается уже на суше: человека избавляют от попавшей внутрь воды, делают искусственное дыхание, а при необходимости – закрытый массаж сердца.

Действия при получении сигнала бедствия

В первую очередь надо отметить, что оказание помощи судам и людям, терпящим бедствие на воде, является обязательным. Капитан, проигнорировавший всемирно известный сигнал SOS, уголовно наказуем по статье 270 РФ (в редакции 2003 года - № 162-Ф3), вне зависимости от того, какие мотивы лежали в основе неоказания. Первые меры, предпринятые капитаном и его судном при получении сигнала бедствия, следующие:

  1. Сообщить спасателям о происшествии с указанием координат.
  2. Сделать попытку связаться с тонущим судном, двигаясь в его направлении.
  3. Одновременно готовиться к спасательным работам: проверить леера-бурундуки для буксировки спасательных плавсредств, грузовые краны – для удержания тонущего корабля (если это возможно) и подъема шлюпок, сетки и штормтрапы – для облегчения подъема людей из воды. Параллельно проверяются медикаменты и перевязочные средства, а экипаж инструктируется на предмет оказания первичной медицинской помощи.

При этом идущее на выручку судно должно держать связь и координировать предпринимаемые действия со спасателями и другими кораблями, направляющимися на место крушения.

Комментарии