Шов ручной. Ручной стачной шов. Ручной декоративный шов
Детали одежды соединяются в одно целое при помощи швов. Для этого используется иголка. С ее помощью на ткани или ином материале делаются ниткой стежки, их законченная совокупность образует шов.
До изобретения швейных машин все работы производились вручную. В домашних условиях и в кустарном производстве такая практика существует и сейчас. Шов ручной незаменим и на начальном этапе создания моделей одежды. Различные техники шитья используются для декоративной отделки ткани.
Принципы шитья
Шовное соединение образуется за счет переплетения одной или нескольких нитей в определенной последовательности. Отдельные элементы выкроек целесообразно на начальном этапе крепить временно. Такое соединения обычно делается вручную. После примерки и окончательной доводки шов ручной заменяется машинной строчкой.
В зависимости от конечной цели, детали одежды могут соединяться различными способами. Швы при этом будут существенно отличаться по плотности стежков, крепости и т. п.
В отдельных случаях на первое место выходит не качество соединения, а декоративные свойства укладки нитей на лицевой поверхности. Такие швы называют декоративными и служат они для отделки готового изделия.
Законченное движение иглы с ниткой образует на материале стежок. Последовательность таких действий называют строчкой. Соединение участка материала, выполненное в одну или несколько строчек, образует шов.
Вне зависимости от техники выполнения, стежки на лицевой и изнаночной стороне должны быть положены ровно, на одинаковом расстоянии друг от друга, и иметь равномерное натяжение нити.
Виды ручных соединений
Для временного соединения деталей и пометок во время примерки применяют сметочный, прокладочный и переводной шов. Так называемые силки используют для переноса линий контура с одной симметрической части изделия на другую.
Края материала обрабатывают круглым швом. Его удобно использовать для подготовки оборок, воланов и прочих деталей. Ручной шов-строчка, напоминающий машинную, называют стачным. Он применяется для постоянного крепежа деталей одежды.
Разметочный шов выполняется, как и стачной, но не с такой плотностью. Расстояние между соседними стежками делают равное половине их длины. Для предотвращения «осыпания» краев ткани их обрабатывают обметочным швом. Он может быть косым, крестообразным или петельным по технике исполнения.
Подшивочный шов применяют для обработки подвернутых краев. По технике исполнения он может быть простым (открытым), потайным или фигурным.
Стачные соединения
До изобретения швейных машин шов ручной применялся для крепления деталей одежды. Отличие сметочного соединения от стачного заключается в том, что иголка продвигается не постоянно вперед, но с каждым новым уколом возвращается назад.
Стежки при этом образуются не поочередно, то на лицевой, то на изнаночной поверхности, а перекрещиваются. Этим достигается повышенная прочность и эластичность соединения.
С лицевой стороны стежки получаются короткие, на одинаковом расстоянии друг от друга. В то же время на изнанке они в три раза длиннее, заходят друг за друга, не имеют просветов и образуют сплошную линию.
Так называемый машинный ручной шов, или «строчка», отличается особой прочностью. При качественном исполнении возникает сомнения, что он выполнен вручную. Стежки на лицевой части одного размера без просветов, на изнанке они заходят друг за друга и вдвое длиннее.
Техника выполнения стачных соединений
Эти швы еще называют «назад иголку». И это оправдано, потому что с каждым выходом на лицевую часть она возвращается на шаг назад. Расстояние может быть равное половине изнаночного стежка или его одной трети. В зависимости от целей соединения промежуток может быть от 1 до 7 мм.
Выполняется шов справа налево. Иголка вводится сверху вниз, проводится под тканью и выводится на лицевую часть с образованием с изнанки стежка необходимой длины. Затем она возвращается на шаг назад. Укол производится снова в первое отверстие, после повторяется цикл и с изнанки, и на лицевой части. В этом случае образуется ручной шов «строчка».
Если после вывода нитки на лицевую часть повторный укол делается не в первое отверстие, а посередине между входом и выходом иглы, то такой ручной стачной шов называют «за иголку». Он не образует сплошную линию стежков на лицевой части, не такой крепкий, как «строчка», но выполняется быстрее.
Отделочные швы
В отдельных случаях при монтаже деталей одежды или закреплении отдельных ее частей на поверхности образуются приятный глазу узор. Такое соединение называют отделочным.
Для подшивки трикотажа и сшивания толстых несыпучих тканей применяют ручной декоративный шов «козлик», образующий простой крестообразный узор.
Соединением «монашка» отделывают края карманов, разрезы и складки. Такой крепеж выполняется в виде равностороннего треугольника. Петельные стежки в виде ветвей и цепочек характерны для тамбурного шва и соединения «елочка». Их используют для подшивания краев материала.
Такие виды отделки могут применяться и для крепления деталей одежды, и использоваться отдельно, лишь для придания готовому изделию декоративных отличительных особенностей.
Вышивание
Массовое фабричное производство одежды отодвинуло ручное шитье на дальний план. Занимаются серьезно этим ремеслом только настоящие ценители оригинальной одежды или художественной вышивки. Иногда фантазия таких портных поражает, когда появляются просто уникальные вещи с отделанными декоративным шитьем лацканами, шлицами, петлями и карманами.
Монастырская сестра и ручной шов при отделке одеяний священнослужителей – это обязательная практика. Особая тщательность и аккуратность требуется при подготовке архиерейского облачения. Рукотворные вышитые иконы – это уникальная техника, требующая одновременно и усидчивости, и особых навыков, и чистоты помыслов.
Особое место занимает золотое и шелковое шитье, а также ковровая и объемная техники. Удивительные по красоте работы, отделанные пайетками, зеркалами, бисером и золотом. Вышивка крестом известна с древности, ею украшали и рукодельные картины, и предметы декора, и одежду.
Ручной декоративный шов гладью – это серия плоских стежков на ткани. В процессе работы они полностью заполняют контур нанесенного декоративного узора. В этой технике применяют различные по исполнению швы: «владимирский», «стебельчатый», «узелок», «узкий гладьевой валик», «петля вприкреп» и другие. Различают несколько видов глади: художественную цветную, белую, атласную, китайскую, японскую, русскую александровскую и мстерскую.
Ручной скорняжный шов
Он применяется для соединения частей меховых шкурок и при их мелком ремонте. Для шитья используют иглы и нити в соответствии с толщиной мездрового слоя шкурки. Чем он толще и длиннее мех, тем диаметр нити и величина иголки больше. Для соединения тонкомездровых шкурок частота стежков должна увеличиваться.
Шов выполняется справа налево. На конце нити узел не делается, крепится она несколькими стежками в одном месте. Перед началом работы ворс нужно уложить таким образом, чтобы он не мешал шитью. Для этого шкурки складываются мехом внутрь. Отдельные волоски заправляются иголкой на лицевую сторону.
Выполняется ручной скорняжный шов движением иголки от себя. Прокалываются сразу две шкурки, нить протягивается, перебрасывается через кромку и снова вводится в то же самое отверстие. После плотного натяжения нити петля затягивается. Иголка перебрасывается снова через кромку, и процесс повторяется со вторым отверстием.
Секреты мастерства
Шов ручной начинается с втягивания в ушко иголки нитки. Чтобы она в работе была послушной, не путалась и не скручивалась, ее следует обрезать с катушки уже после вдевания.
Откусывание нитки портит зубы и выглядит совсем не профессионально. Лучше сделать аккуратный рез острыми ножницами не поперек ее, а под углом, тогда легче будет попадать в ушко.
Узелок на конце нити лучше не вязать, а закрепиться несколькими обратными стежками. Опытная мастерица знает, что любое уплотнение на ткани при проглаживании может отпечататься на поверхности или будет просвечиваться.
Шить длинной нитью (более 70 см) неудобно. В старину о мастерицах, практикующих такой способ, говорили как о ленивых девках, не желающих сделать лишнего движения.