Мотивы одиночества в лирике Лермонтова: план сочинения
Поэзия Лермонтова вдохновляет, завораживает своей глубиной, его произведения воистину шедевральны. Лирика его бесконечно многогранна: величайший поэт писал на темы природы, любви, отчизны. Но красной нитью сквозь все творчество непременно проходят мотивы одиночества в лирике Лермонтова. План сочинения следует составлять, исходя из различных его эмоциональных и литературных оттенков. Лермонтовское одиночество разное, оно несет разную смысловую и психологическую нагрузку, оно существует в нескольких формах параллельно, раскрывая нам всю душу поэта.
Стихотворение «Парус»
При упоминании имени Лермонтова у большинства всплывает в памяти его знаменитое стихотворение «Парус». С самого начала читатель словно окунается в море бесконечного одиночества поэта. «Белеет парус одинокий / В тумане моря голубом…» – такими словами начинается произведение. В глаза сразу бросается емкое по своему смыслу слово «одинокий». Не зря поэт употребляет его здесь: он использует прием инверсии, выделяя для читателя это слово, делая упор на то, что оно является в стихотворении ключевым.
Именно с данного произведения следовало бы начать описывать мотивы одиночества в лирике Лермонтова. Сочинение на эту тему чаще всего начинается именно с «Паруса», и вовсе неспроста. Лирический герой здесь – парус, он же и романтический образ, имеющий свой характер и даже душу. «А он, мятежный, просит бури, / Как будто в буре есть покой». В действительности парус – душа самого поэта. Это она, а не парус «счастия не ищет и не от счастия бежит».
Стихотворение «Утес»
Если в стихотворении «Парус» лирический герой словно упивается своим одиночеством, то в другом лирическом произведении он от этого одиночества страдает. «Он стоит, одиноко, задумался глубоко / И тихонько плачет он в пустыне…» – печально и проникновенно заканчивается лермонтовское стихотворение «Утес». Читателя опять же привлекает словно говорящее само за себя слово «одиноко».
Свою смысловую нагрузку несет и слово «пустыня». В контексте этого стихотворения оно означает место, где нет абсолютно ничего, пусто, одиноко. Одинокий утес страдает, тихонько плачет посреди пустыни, как брошенный на произвол судьбы человек.
Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…»
Очередное стихотворение Лермонтова о жизни и смерти и о постоянном одиночестве. И опять присутствует вышеупомянутый мотив. С первой же строчки герой снова наедине с собой, он выходит на дорогу в раздумье.
Неспроста так первичны мотивы одиночества в лирике Лермонтова. Стихи его позволяют заглянуть в самую душу поэта. Ведь он сам, как и лирический герой, остался наедине с собой до конца жизни. Одинокий и гордый, он всегда был верен собственной отрешенности от суетного и несправедливого мира.
Одиночество как гражданская позиция поэта
М.Ю. Лермонтову выпало жить и творить во времена жесткой политической реакции, которая имела место в России после кровавого подавления восстания декабристов. Картину жестокости и несовершенства мира дополнило то, что поэт в раннем возрасте потерял мать. Это сформировало его как наблюдателя жизни, грустного и философски-мечтательного. Но чаще всего лирический герой в стихах Лермонтова – это личность, не забитая одиночеством, а гордая, противопоставленная несправедливому миру и обществу. Лирика поэта наполнена скрытым протестом против всех видов рабства – внутреннего и внешнего, политического, когда человек не волен выражать свою позицию прямо, открыто.
Лирический герой, равно как и сам поэт в то время, не находит себе места ни в разношерстном светском обществе, ни на любовном поприще, ни в дружбе, ни даже в своей Отчизне. В стихотворении «Дума» очень ярко прослеживаются мотивы одиночества в лирике Лермонтова. Краткое содержание стихотворения таково: поэт честно и открыто говорит, как сильно современное ему молодое поколение отстало в плане духовности, насколько оно трусливо и малодушно. Поэт сетует, что молодежь попросту струсила перед массовым разгулом деспотизма и тирании, это вызывает у него приступ гневного презрения. Вместе с тем Лермонтов не отделяет себя от своего недостойного поколения, говоря не «они», а «мы». Поэт выносит приговор и себе тоже, осуждая с позиции грядущих поколений.
Посредством стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен» очень ярко отражены мотивы одиночества в лирике Лермонтова. Здесь поэт абсолютно один среди масок, «приличьем стянутых». Ему неприятно их общество, как и прикосновение бездушных «красавиц городских». Поэт в гордом одиночестве противостоит всей этой толпе, он готов «дерзко бросить железный стих» им в лицо, облив его «горечью и злостью».
Одиночество поэта в любви и дружбе
В стихотворении Лермонтова «И скучно и грустно» жизнь трактуется, как «пустая и глупая шутка». В ней нет смысла, если в пору одиночества даже «некому руку пожать». Здесь отражено не только лермонтовское одиночество среди толпы, но и его отношение к любви и дружбе. Легко проследить его полное неверие в любовь. Ведь любить «на время – не стоит труда», вечно же любить попросту невозможно.
Те же мотивы одиночества в лирике Лермонтова прослеживаются и в стихотворении «Благодарность». В нем поэт благодарит свою возлюбленную за «отраву поцелуя», «за горечь слез», даже «за месть врагов, за клевету друзей». Однако не стоит понимать это буквально. В такой благодарности заложен упрек в неискренности человеческих чувств, когда даже поцелуй поэт считает «отравой», друзья же в его понятии – лицемеры, его оклеветавшие.
Одинок лирический герой и в стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю…», где он вспоминает «прошлое страданье», а молодость считает «погибшей». Одиночество толкает его на воспоминания, он вновь видит перед собой «уста живые», горящий «огонь в глазах». Но реальность поэта совсем другая, он даже думать не хочет, что уста стали «давно немые», что жизненный огонь в глазах «давно погас». Снова поэт остается один на один с прошлым, встречаться с настоящим ему вовсе не хочется.
Одиночество и страдание
Интересны мотивы одиночества в лирике Лермонтова, в частности в стихотворении «Завещание». Оно написано в форме предсмертной исповеди солдата, гибнущего на войне. В произведении фигурирует женщина с «пустым сердцем». Солдат так отзывается о ней: «Пустого сердца не жалей». Он с горечью восклицает: «Пускай она поплачет… Ей ничего не значит». В лице этой особы автор изобразил всю жестокость и несправедливость, которую в своей жизни испытал боец. Очень ярок здесь мотив одиночества. Хоть есть у лирического героя родители, но он все же наедине с собой и в земную любовь не верит.
Стихотворение «Молитва» написано в форме монолога лирического героя. Молится он о счастье своей любимой, заботясь о ее душе. Трагедия глубокого духовного одиночества присутствует здесь. Беды и лишения не разрушили заинтересованность и участие лирического героя в жизни и судьбе человека, не сумевшего сохранить духовную чистоту. Автор сочувствует даже той, духовность которой не выдержала испытания, не справилась с влиянием «мира холодного».
Одиночеством сквозит и стихотворение «На севере диком». Оно повествует о сосне, которая стоит «одиноко на голой вершине» и видит сны о пальме «в пустыне далекой». Пальма также стоит «одна и грустна». Сосна мечтает о близкой душе, томящейся где-то в далеких заокеанских краях.
Тема Родины и одиночества
Еще одна тема, тесно связанная с мотивом одиночества, тоже играет важную роль во всей лирике Лермонтова. Это тема Родины. Здесь многие литераторы отмечают, насколько схожи в данном контексте мотивы одиночества в лирике Лермонтова и Пушкина:
- Отношение обоих этих поэтов к России всегда было неоднозначным.
- Они любили русскую природу и восхищались ею, но никак не принимали самодержавия и законов, царивших в обществе тех времен.
Невозможно не упомянуть стихотворение «Родина», описывая мотивы одиночества в лирике Лермонтова. Сочинение обязательно стоит дополнить его анализом, ведь именно в этом произведении Лермонтов признается, что любит отчизну, но «странною любовью». Автор хочет видеть ту Россию, где мелькали «дрожащие огни деревень печальных», где чувствовался «дымок спаленной жнивы», где можно было видеть «чету белеющих берез средь желтой нивы».
Заключение
Рассмотрев мотивы одиночества в лирике Лермонтова, надо сказать, что поэт сумел раскрыть эту тему превосходно. Его лирические герои не просто одиноки, они полны энергии, чистого благородного негодования, они хотят изменить реальность вокруг себя. В лирике поэта отразился весь его многогранный духовный мир.