Жизнь и творчество Сурикова. Творчество Сурикова (кратко)
Василий Иванович Суриков (1848-1916), русский художник, непревзойденный мастер исторических полотен, родился в Красноярске, в семье служащего. Первый опыт рисования получил в школе, у преподавателя Н. В. Гребнева. Учитель заметил способности мальчика к живописи и посоветовал родителям отправить его в Петербург для получения специального образования, что и было сделано в 1869 году. В северной столице будущий художник был принят в Академию художеств, окончил которую в 1875-м.
Начало карьеры
Спустя два года Василий Суриков переехал в Москву, где и обосновался. Еще в годы студенчества молодой живописец сумел проявить себя как мастер исторических ассоциативных образов, его первым значительным произведением стала картина "Вид памятника Петру Первому", на которой он изобразил конную статую императора на фоне Исаакиевского собора. Полотно было создано в 1870 году.
Первые шедевры
Творчество Василия Сурикова получило продолжение в 1877-м, когда художник создал эскизы четырех Вселенских Соборов для росписи московской церкви Христа Спасителя. Затем, под впечатлением старинной архитектуры столицы, Суриков приступил к своему первому шедевру московского периода, картине "Утро стрелецкой казни". Работа была завершена в 1881 году. Казнь мятежников при личном участии Петра I на Красной площади была отражена художником с пугающей достоверностью. Жизнь и творчество Сурикова всегда носили печать какой-то особой непререкаемости, ни один штрих не давал повода усомниться в чем-то.
Древность как стиль в творчестве
Художник мастерски владел всеми приемами рисунка, которые давали ему возможность обращаться к теме исторического прошлого России. Им был показан конфликт русского Нового времени со средневековым периодом, причем этот конфликт не предполагает доминирования ни одной из сторон и может продолжаться столетиями. Творчество Сурикова насквозь пропитано "духом древности", как образно выразился И. Н. Крамской в своей переписке с В. В. Стасовым в 1884 году.
Меншиков и Морозова
Живописец-историк Василий Суриков периодически подтверждал свое амплуа, создавая один шедевр за другим. В 1883 году он написал картину "Меншиков в Березове", а в 1887-м создал очередной шедевр живописи под названием "Боярыня Морозова". Первое полотно рассказывало о ссылке в Сибирь одного из самых могущественных царедворцев, фаворита Петра Первого, герцога Меншикова. Вторая картина живописала перевозку из острога в Чудов монастырь приговоренную к затворничеству раскольницу Феодосию Морозову.
Творчество Сурикова, его глубинный талант, воплощенный в огромном полотне размером 5 х 3 метра - грандиозное явление в мире живописи. "Боярыня Морозова" была приобретена Третьяковской галереей, где картина и находится по сегодняшний день.
Праздничная тема
Предыдущим шедеврам Василия Сурикова не уступает картина "Взятие снежного городка", написанная им в 1891 году и посвященная Масленице.
Персонажи, изображенные на холсте поражают своей экспрессивностью, праздничное действие изображено художником, как всесокрушающая стихия. В центре казак, атакующий снежный "бастион", вокруг зрители, пришедшие на масленичное гулянье.
Творчество Сурикова отразилось на этот раз в удали русского народа, который способен создать залихватскую атаку на ровном месте, без всякого повода, но из этого обязательно возникает целое событие. Так случилось и с картиной "Взятие снежного городка", простая игра вылилась в настоящий штурм крепостных укреплений, хоть и театрализованный. Таковы русские игры на картинах российских живописцев, таково творчество художника Сурикова. Русское изобразительное искусство отличается импульсивностью.
Последующие работы
Последующие работы Василия Сурикова стали определенным этапом в его деятельности. Созданные им полотна за период с 1895 по 1907 год по-прежнему полны драматизма, но перспектива отраженных на картинах событий уже другая, с меньшей экспрессией. Речь идет о полотнах: "Степан Разин" (1907 год), "Переход Суворова через Альпы" (1899 год) и "Покорение Сибири Ермаком" (1895 год). Все работы написаны виртуозно, однако в них отсутствует полифония драматизма.
Стремясь усилить степень убедительности сюжета картины, Суриков уменьшает количество персонажей, перекладывая таким образом смысловую нагрузку на оставшиеся образы. Эта методика всегда приносит результаты. Художник расширяет красочность фактуры и усиливает выразительность каждого персонажа отдельно и всех вместе, заставляя их взаимодействовать.
Недостаток экспрессии в картинах Василий Суриков компенсирует акцентом на сюжетную составляющую. И такой прием тоже приносит свои результаты. Например, картина "Покорение Ермаком Сибири" написана в лучших батальных традициях, с множеством орудий, ярких вспышек выстрелов, предполагающих смерть и разрушение. В реальности, безусловно, все происходило менее драматично, о чем свидетельствуют исследования ученых, касающихся того времени. Однако живопись - это вид искусства, который требует многократного преувеличения.
Полотно "Переход Суворова через Альпы", безусловно, тоже написано с некоторым гротеском. Прослеживается политический упрек в адрес захватнических амбиций зарвавшихся французов. Своим переходом через Альпы Суворов больно щелкнул французских военноначальников по носу. Все эти нюансы в полной мере удалось отразить художнику.
Творчество Сурикова, картины которого, подобно зеркалу, отражают некоторые стороны общественной жизни конца 19-го века и начала 20-го, в немалой степени способствовало развитию русского искусства.
Картина "Степан Разин" раскрывает поклонение простых ратников своему командиру. Он для них непререкаемый авторитет, главный военноначальник. Когда Стенька Разин, не раздумывая, выбросил княжну за борт, это был бесчеловечный поступок, который мог стать поводом для разочарования воинов в предводителе. Однако они продолжали превозносить своего атамана. Недовольный самим собой, мрачный как туча сидит Степан Разин в середине ладьи, окруженный верными поддаными. Всерьез озабочен атаман, и его настроение тоже сумел передать художник. Все творчество Сурикова состоит из его попыток отразить на своих полотнах реальную действительность, даже если она бывает порой нелицеприятна.
Суриков как художник-реалист
Каждая картина живописца - это квинтэссенция русской жизни, отдельный ее фрагмент, который преподносится мастером в подлинном отражении. В таком подходе, исключающем искажение действительности, заключается творчество Сурикова, кратко описать которое не представляется возможным, необходим глубокий анализ.
К вполне заслуженному титулу художника-историка можно присовокупить еще одно определение - "живописец-реалист". Творчество Сурикова, краткое описание его картин, основные вехи жизненного пути изучаются на протяжении многих лет искусствоведами. Выводы исследований не всегда однозначны, но ясно одно - художник Василий Суриков безусловно является достоянием российской культуры первой величины.