ПЗРК "Игла": характеристики, фото, применение

Уже во время Второй мировой войны господство авиации над театром военных действий имело решающее значение. Современные крупные боевые операции сопровождаются применением сотен летательных аппаратов, в том числе беспилотных. Для противостояния воздушной угрозе применяются комплексы ПВО и ПРО, различающиеся по принципу действия, эффективному радиусу и степени мобильности. В 70-е годы большое распространение получили носимые портативные зенитные системы, предназначенные для противодействия средствам штурмовой фронтовой авиации, на современном этапе представленными ударными вертолетами, самолетами-штурмовиками и БПЛА.

На вооружении Российской Армии состоит ПЗРК «Игла». Это оружие имеет высокую эффективность, подтвержденную опытом боевого применения (пока только иностранными вооруженными силами), оно отличается простотой использования, надежностью, относительно небольшими размерами и весом.

ПЗРК в СССР

Разработка отечественных противовоздушных ракетных систем с возможностью запуска снаряда прямо с плеча началась в СССР заблаговременно. Во второй половине 60-х годов Советская Армия располагала переносными ЗРК двух типов («Стрела» и «Стрела-2»). Это оружие имело многочисленные достоинства, в числе которых были:

- внезапность появления средств ПВО в районах, где авиация противника ранее угрозы не ощущала;

- способность поражать объекты на значительном удалении (более 4 км) и высоте, соответствующей той, на которой наиболее часто «работают» по наземным целям штурмовики («Скайхок», «Фантом» или «Скайрайдер»), - от 1500 до 3000 метров;

- быстрое приведение в боевое положение;

- простое применение и обучение персонала, в том числе и иностранного;

- относительная компактность;

- неприхотливость по отношению к условиям хранения и транспортирования.

Несмотря на высокие боевые качества, были и неприятные моменты, за которые военные специалисты критиковали ПЗРК «Стрела». «Игла» разрабатывалась как раз с целью преодоления возникавших проблем.

Бить не вдогонку, а навстречу

Главный недостаток «Стрел» состоял в их способности поражать цели после того, как они проследуют над прикрываемым объектом. Обычно вражеский самолет мог быть сбит уже после осуществления им бомбометания или ракетного залпа. Разумеется, «отомстить» обороняющиеся войска могли в том случае, если зенитчики сами уцелели. «Стрелами» можно было бить вдогонку, а армия требовала оружия, которое смогло бы поражать атакующие самолеты на встречных курсах, упреждая возможный ущерб.

В некоторых случаях, используя фактор внезапности, можно было добиться успеха, невзирая на этот конструктивный недостаток - «подловив» врага и нанеся коварный удар по пролетевшим самолетам, оставшись незамеченным. Так в 1969 году египетские войска массированно применили переносные комплексы «Стрела-2» по израильским «Фантомам», шедшим на предельно малых высотах, уничтожив шесть из них за день. Но и противник умеет учиться, поэтому уже вскоре эффективность применения советских ПЗРК снизилась, хотя польза от них все равно оставалась несомненной. Они оказывали психологическое воздействие, вынуждая вражеских летчиков постоянно метаться от малых высот к большим, нигде не чувствуя себя в безопасности. И все же нужно было искать технические возможности бить навстречу, а не вдогонку.

Правительственное задание С. П. Непобедимому

Еще один недостаток, которым обладали «Стрелы» и которого стремились избежать создатели ПЗРК «Игла», состоял в недостаточной взрывной мощности боевой головной части. Далеко не все попадания в цель гарантировали ее уничтожение и даже нанесение существенных повреждений. Живучесть штурмовиков повысилась, сопла, в которые устремлялись реактивные снаряды с тепловой головкой наведения, изготавливались из материалов, способных выдерживать сильные термические и барические воздействия, и летательные аппараты зачастую имели возможность вернуться на свой аэродром, а после ремонта вновь представляли угрозу. Сказывался и эффект «размывания» реактивной струей взрывной волны и потока поражающих элементов. С этим нужно было что-то делать.

В 1971 году правительство СССР приняло решение о создании нового комплекса, способного бороться с самыми современными и перспективными на тот момент средствами воздушного нападения тактического уровня, которыми мог располагать вероятный противник. Коломенское машиностроительное бюро стало головным предприятием проекта, смежные работы выполняли другие организации (ЦКБ аппаратостроения, НИИ измерительных приборов и ленинградское объединение ЛОМО). Главным руководителем новой разработки вполне закономерно стал академик С. П. Непобедимый. Новое оружие получило название ПЗРК «Игла». Характеристики (по скорости цели, высоте и вероятности поражения) должны были, согласно правительственному заказу, существенно превосходить показатели «Стрелы-3» (последней модификации).

Хитрости против хитрости

Основным каналом наведения противовоздушных ракет традиционно считается тепловой след, оставляемый двигателем летательного аппарата. Такой способ определения направления снаряда был относительно прост, но имел серьезные недостатки. Сразу же после первых случаев эффективного применения против авиасредств появились устройства, предназначенные для введения в заблуждение систем тепловой локации, представлявшие собой отстреливаемые пиропатроны, создающие ложную цель. Поэтому было принято решение оснастить ПЗРК «Игла» двухканальной ИК-головкой наведения, оснащенной фотоприемниками. Разработка системы, способной отличать настоящий самолет от теплового следа тепловой «ловушки», затянулась на лишних семь лет, но увенчалась успехом. Она оказалась в техническом плане непростой, достаточно лишь упомянуть о том, что основной фотоприемник после перевода снаряда в боевое положение охлаждается до очень низкой температуры, близкой к абсолютному нулю (-200 °C). В результате этих усилий автоматическая система, оснащенная логическими схемами, сравнивает показания двух датчиков. И если уровень сигнала дополнительного канала ниже, чем основного, то цель определяется как отвлекающая, и поиск осуществляется до тех пор, пока ракета не увидит истинный объект.

Есть и еще один важный технический вопрос, решение которого существенно повысило боевую эффективность ПЗРК «Игла». Характеристики живучести современных штурмовиков зависят от места попадания снаряда, и сопло – не лучший вариант, поэтому в алгоритме наведения предусмотрена дополнительная опция, предусматривающая изменение вектора направления движения ракеты (доворот) на конечном участке траектории таким образом, чтобы удар пришелся в фюзеляж. Для осуществления этого маневра в конструкции снаряда предусмотрены дополнительные маневровые двигатели.

Система наведения и взрыватели

Инженеры КБ всемерно стремились уменьшить вес переносного комплекса «Игла». ПЗРК концептуально является оружием компактным, он предназначен для использования одним бойцом. Масса бризантного вещества, содержащегося в боевом отделении ракеты, такая же, как у «Стрелы» (1170 г), но его энергетическая (взрывная) мощность значительно выше. Кроме этого, вполне логическим решением было использование неизрасходованного топлива в качестве дополнительной поражающей силы, для чего служит особое устройство, названное взрывным генератором. По своей сути это детонатор, срабатывающий при подрыве основного заряда и переводящий режим относительно медленного горения топлива в мгновенную химическую реакцию окисления с выделением огромного количества энергии. Взрывателей два: контактный (активируется при непосредственном соприкосновении) и индукционный (улавливающий магнитное поле цели на расстоянии). Тип БЗУ – осколочно-фугасный.

Общее устройство и комплектация

ПЗРК «Игла», как и другие переносные комплексы оперативно-тактического звена ПВО, представляет собой пусковую трубу, в которой укупорена ракета, с эргономичной рукоятью. Для того чтобы вылетающий реактивный снаряд не мог травмировать стрелка, процесс пуска разбит на два этапа. На первом, непосредственно после активации боеприпаса, происходит выталкивание ракеты из ствола посредством особого заряда малой мощности. После нескольких метров полета лазерный луч от пусковой установки осуществляет запуск основного (маршевого) твердотопливного двигателя. Одновременно снимается первая ступень блокировки, предотвращающая случайный взрыв головной части. Окончательно ракета приходит в боевое состояние еще через несколько секунд, пролетев до 250 метров.

Помимо самой пусковой трубы, содержащей ракету 9П322 и являющейся изделием однократного применения, комплект ПЗРК «Игла» комплектуется пусковым механизмом (9П519-1) с запросчиком 1Л14 (он дорогой и сложный, его можно использовать много раз) и электронным планшетом 1Л15-1 (для ускорения обмена оперативной информации о воздушной обстановке).

При групповом применении потребуется также мобильный контрольный пункт. Для проверки и контроля исправности системы разработан специальный комплект КПС.

Что «Игла-1» унаследовала от «Стрелы»

Во второй половине семидесятых и для исполнителей, и для заказчика стало ясно, что в установленные сроки Коломенское машиностроительное бюро не укладывается. Задержка обуславливалась отставанием в разработке изделия 9Э140 (головки самонаведения). Оно оказалось довольно сложным, его создание сопровождалось многими проблемами. Ракета практически была готова. Для того чтобы ускорить поступление образца на вооружение Советской Армии и облегчение дальнейшего усвоения новой техники, было принято решение о промежуточном варианте. ПЗРК «Игла-1», принятый госкомиссией в 1978 году, комплектовался одноканальной ГСН от «Стрелы». При этом новый комплекс отличался увеличенной мощностью заряда и намного лучшими техническими характеристиками (увеличился до 5,2 км радиус применения, появилась возможность поражения встречных целей). В 1982 году наконец были завершены испытания двухканальной головки самонаведения, ею снабдили новую переносную систему фронтовой ПВО, получившую название ПЗРК «Игла-2».

«Игла» модификаций «Д», «Н» и «С»

Миниатюрным комплекс назвать трудно, длина пусковой трубы составляет 1 м 70 см - средний человеческий рост. Особенно серьезные возражения начали поступать от десантников, требовавших большей компактности. Для них была создана специальная уменьшенная «Игла». ПЗРК в сложенном положении стала короче на 60 см.

Модификация «Н» отличалась повышенной бризантной мощностью головной части. Это же свойство характерно и для третьей версии комплекса, получившей индекс «С». Но помимо усиленной осколочно-фугасной боеголовки, ракета имеет двойной взрыватель (в том числе бесконтактный) и еще одно важное качество, из-за которого так и названо устройство. «С» - значит «складной», в транспортном положении – пополам.

Характеристики

ТТХ ПЗРК «Игла» впечатляют и вполне соответствуют требованиям стремительного XXI века. Скорость ракеты на пути к цели – свыше 2100 км/ч. На расстоянии в 5200 м самолет или вертолет, летящий со скоростью до 1150 км/ч на высоте до 2500 м, может быть поражен вдогонку с вероятностью в 63%.

При ведении огня на встречном курсе скорость цели может быть и большей, до 1300 км/ч. Перевести из транспортного в боевое состояние переносной комплекс можно всего за 13 секунд.

Все эти сухие цифры означают потрясающие возможности, которыми обладает всего один солдат, вооруженный ПЗРК 9К38 «Игла». Он может бороться с низколетящими объектами, такими как ударные вертолеты или крылатые ракеты, которые по причине настильности траектории представляют большую опасность для наземных войск.

Кроме того, система управления в состоянии отличать враждебные летательные аппараты благодаря встроенной системе распознавания «свой-чужой».

Особых слов заслуживает и простота применения ПЗРК «Игла». Инструкция по боевому применению не содержит большого числа пунктов, пуск можно производить из любого положения, в том числе и с борта движущейся машины. После того как оператор обнаружил цель, он, направив стартовую трубу на объект, нажимает кнопку «Пуск». Далее все происходит в считанные секунды, остается лишь следить за полетом ракеты, если для этого, конечно, есть время.

Опыт применения

На вооружении армий более чем четырех десятков стран состоит зенитная переносная система ПЗРК «Игла». Применение ее иракскими войсками в 1991 году вызвало потерю ВВС коалиции нескольких самолетов, что продемонстрировало высокую эффективность этого вида российского оружия даже в условиях практически полного подавления средств ПВО и воздушного господства атакующей стороны. За прошедшие два с лишним десятилетия в разных регионах планеты возникали многие вооруженные конфликты и войны. В большинстве из них та или иная сторона использовала ПЗРК «Игла». Фото боевиков и правительственных солдат с характерными «трубами», а также поврежденной и уничтоженной авиатехники наглядно иллюстрируют смертоносную мощь этого относительно небольшого средства противовоздушной обороны.

В постсоветской истории с популярностью «Иглы» может поспорить разве что прославленный «Калашников». Известно о последнем крупном контракте на поставку крупной партии этих комплексов для вооруженных сил Малайзии. Продолжается совершенствование конструкции системы, приведшее к увеличению до шести километров радиуса боевого применения «Иглы» модификации «Супер». Этими ПЗРК, а также новыми, пока еще секретными образцами, будет полностью перевооружена российская армия в ближайшее время.

Комментарии