Речь: классификация речи. Особенности видов речи

В зависимости от различных условий, количества собеседников, аудитории, ситуации и других факторов выделяют несколько видов речи. Все они, разумеется, имеют определенное сходство.

Существует несколько форм речи, каждая из которых относится либо к устной, либо к письменной.

Классификация форм речи

Устная или письменная речь в русском языке является звуковой. Знаки на письме выражают не только непосредственное значение, но и передают звуковой состав слов. Для неиероглифических языков письмо – это лишь своеобразное изложение устной речи.

Подобно музыканту, который воспроизводит мелодию, пользуясь нотами, говорящий преобразовывает письменную речь в устную. Любой чтец текста произносит почти один и тот же звуковой ряд.

Письменное и устное вещание выполняют разные функции. К устной речи зачастую относится разговор или беседа, также сюда входят выступления на публике, лекции, интервью. Письменная имеет более официальный, деловой или научный характер.

Разговорная устная речь обладает ситуативным характером. Некоторые собеседники понимают друг друга с полуслова. Письменный же текст требует содержательности, логически выстроенного изложения. Текст составляют строго по плану, придерживаясь всех языковых законов. В то время как устная разговорная речь течет сама собой, и собеседники имеют возможность направлять ее в нужное русло.

Классификация видов речи зависит от нескольких факторов, таких как сфера деятельности, способ выражения, носитель и количество собеседников.

Диалог

Особенности речи в данном случае заключаются в том, что говорящих людей двое, если больше, то это явление называется полилог. Главное, что все реплики объединены одной темой и идеей. Диалог – это способ обмена мнениями. Каждая реплика вытекает из предыдущей и является ее логическим продолжением. Характер диалога зависит от кодекса взаимоотношений коммуникантов. Существует три основных типа такого взаимодействия: зависимость, равенство и сотрудничество.

Каждому диалогу свойственна своя структура:

  • зачин;
  • основная часть;
  • концовка.

С теоретической точки зрения диалоги безграничны, поскольку их последняя часть всегда остается открытой, однако на практике любой диалог имеет конец.

Выступая в роли первичной формы коммуникации, он представляет собой спонтанную речь. Даже в подготовке научной дискуссии оратор не может продумать каждую реплику, потому что реакция слушателей не всегда очевидна.

Для того чтобы диалог состоялся, необходима информационная база его участников, а также незначительный разрыв в знаниях говорящих. Неинформативность отрицательно сказывается на продуктивности речи.

В зависимости от целей, задач, роли собеседников выделяют такие типы диалога:

  • бытовой;
  • интервью;
  • деловая беседа и др.

Монолог

Этим термином называют развернутое высказывание только одного человека. Монолог представляет собой целенаправленное сообщение, которое нужно донести до группы лиц. Это еще и сознательное обращение к слушателям или читателям, в зависимости от формы подачи.

Встречаются также монологи, которые не направлены на определенного человека, а происходят наедине с самим собой. В таком случае они не вызывают никакой ответной реакции.

Распространены такие виды книжного монолога:

  • художественная речь;
  • судебная;
  • научная.

Монологи могут быть неподготовленными и заранее продуманными.

Публичное выступление одного человека – это речь. Классификация речи в этом случае выглядит так:

  1. Информационная. Монолог служит инструментом для передачи знаний. В таком случае говорящим учитываются интеллектуальные возможности его слушателей. К этому типу относятся лекции, доклады, отчеты, сообщения.
  2. Убеждающая. Речь, которая обращена к эмоциям. В данном случае выступающий учитывает восприимчивость своей аудитории. Сюда относятся поздравления, напутствия и другие торжественные речи.
  3. Побуждающая. Выступление, которое направлено на то, чтобы побудить слушателей к действиям. Сюда относятся политические высказывания, призывы или протесты.

Самым распространенным видом публичного выступления является монологическая речь. Классификация речи по степени подготовленности выглядит так:

  • официальная;
  • неофициальная.

Монолог с точки зрения психологии несколько сложнее диалога, особенно для говорящего. Чтобы выступление было ясным, понятным и нескучным, существует ряд требований:

  • связное изложение мыслей;
  • последовательная и доходчивая речь;
  • соблюдение норм языка;
  • ориентировка на интеллектуальные и другие особенности аудитории;
  • необходимость учитывать психическое состояние слушателей;
  • полный контроль над собой.

Письменная речь

Главное отличие письменной речи от устной – носитель. В первом случае это лист бумаги, компьютер, во втором – воздушные волны, по которым идет звук. Однако психологическая составляющая разнится гораздо значительнее.

Устная речь представляет собой цепочку, в которой одно слово следует строго за предыдущим. Здесь есть особенность: когда звучит следующая мысль, то, что было сказано ранее, уже забывается и говорящим и слушающим. В письменной же речи читатель может в любой момент вернуться назад и даже заглянуть в будущие строки сообщения. Единственным исключением здесь выступает материал, который дается частями (книга, состоящая из нескольких томов, или колонка в газете, где одна статья следует из предыдущей).

Данная особенность предоставляет определенные преимущества письменной речи перед устной. Кроме того, визуализация текста помогает усвоить материал полностью, останавливаясь и разбираясь в каждом его абзаце.

Для пишущего тоже есть свои плюсы. В любой момент автор может отредактировать и откорректировать свой материал, придать ему четкую структуру, не переживая об утрате важной информации. У него есть возможность добавить эстетики своему тексту, перечитать его и подумать о том, как данная работа повлияет на читателя, какое впечатление на него произведет. В то время как оратор, выступающий с трибуны, не может быть уверен, что 100 % информации будет усвоено аудиторией.

Но, с другой стороны, письменная речь человека – это более сложный процесс, требующий специального грамотного подхода. Еще одна сложность заключается в том, что единственным средством выразительности на письме являются знаки препинания, в то время как в устном варианте это интонации, жесты, мимика, артикуляция.

Основные примеры речей на письме – это книги, герои в которых общаются посредством диалогов/полилогов, а также содержательных монологов.

Разговорная речь

Основной исходный вид устной речи – это та, которая протекает в форме разговора, беседы. Имена она называется разговорной. В психологическом плане это наиболее простая форма речи. Она не нуждается в развернутом изложении, зачастую собеседник в процессе понимает своего оппонента. В разговорной речи важную роль играет контекст. Поскольку благодаря ему беседующие могут заменять слова, сокращая произносимые фразы.

Этот тип речи допускает употребление нелитературного языка. Здесь часто встречаются жаргонизмы, неологизмы, профессионализмы, диалекты и даже нецензурная брань.

Активная речь

В зависимости от роли слушателя может быть выделена активная и пассивная речь. Классификация речи в данном случае зависит от того, как ведет себя оппонент выступающего.

Тот, кто слушает, также прикладывает усилия, чтобы понять то, что ему говорят и какую мысль пытаются донести до него. Интересный факт: когда человек слушает, он дополнительно прокручивает все услышанное в голове. Благодаря этому сказанные слова циркулируют в сознании. Внешне это никак не проявляется. Причем слушатель может быть как активным, так и абсолютно равнодушным. На основании чего и проводится упомянутая классификация видов речи, выделяются ее активная и пассивная формы.

Активная речь бывает весьма спонтанной, она идет изнутри. В этом случае человек произносит вслух то, что ему приходит в голову.

Пассивная речь

Пассивная речь – это форма, при которой слушатель повторяет слова за своим собеседником, обычно внутри себя. Но бывают случаи, когда это повторение вырывается наружу, и человек следует своему активному оппоненту. Особенности речи в этом случае заключаются в том, что рассказчик весьма удачно справляется со своей миссией, производя впечатление на аудиторию.

Кинетическая речь

Речь посредством движений у людей сохранилась с давних времен. Изначально это был чуть ли не единственный способ общения и передачи важной информации. С тех пор многое изменилось. Теперь кинетический вид речи используют для усиления эффекта. Жесты придают общению выразительность, настраивают слушателей на нужный лад.

Но в наши дни все же сохранилась группа людей, которые используют кинетическую речь в качестве основного средства общения. Это глухонемые люди, которым язык жестов необходим для жизнедеятельности. Стоит отметить, что со времен древнего человека кинетическая речь преобразовалась, модернизировалась и обогатилась.

Внешняя речь

Данная разновидность напрямую связана с процессом коммуникации. Не важно, участвует ли выступающий в полилоге или диалоге, или же он произносит монолог, все это является проявлением внешней речи. Другими словами, основная ее особенность – это слова, которые произносятся вслух. Роль речи в данном случае заключается в том, чтобы давать информационный посыл одному человеку или группе лиц.

Внутренняя речь

Внутренняя речь – это стержень мышления человека, его сознательной деятельности. Другими словами, это речь человека, которую, кроме него, никто не слышит. Иногда во время данного процесса наружу вырываются различные междометия или другие возгласы. Можно определить, что человек чем-то озадачен и внутри него ведется красноречивый диалог (монолог).

Примеры речей этого типа встречаются часто. Многие люди ведут внутренние диалоги, убеждая себя в чем-то, доказывая что-либо самому себе или просто поощряя за те или иные поступки.

Прямая речь

Практически любой грамотный разговор предполагает отсылки к первоисточникам мыслей. Так, чтобы доказать свою правоту, говорящий опирается на мнения великих людей, профессионалов в какой-либо области или любых других авторитетов. Чтобы подтвердить подлинность упомянутых слов, нередко используют цитаты или прямую речь.

Любая научная работа, выступление перед публикой, лекция, интервью и т. п. нуждается в цитировании авторитетных источников. Прямая речь – это наилучший способ включить в текст такие источники.

В устной речи границы цитаты обозначаются специальными словами и подчеркиваются интонацией, в письменной для этого существуют знаки препинания.

Стили речи

Стилем называют исторически сложившуюся систему языковых средств, а также способов их организации. Каждой сфере деятельности человека соответствует определенный стиль речи.

Все они характеризируются следующими факторами:

  • сфера, в которой стиль применяется;
  • основные функции;
  • ведущие стилевые черты;
  • языковые особенности;
  • специфические формы или жанры.

Самое распространенное средство коммуникации – это речь. Классификация речи может быть проведена также по стилям. Она делится на книжную и разговорную. В свою очередь, книжная речь подразделяется еще на четыре распространенных типа: художественный, научный, официально-деловой и публицистический. Любой из этих стилей – грамматическая речь, которая принадлежит к той или иной сфере деятельности.

К художественному относятся литературные произведения, которые богаты эпитетами, метафорами и другими выразительными средствами.

К публицистическому стилю отношение имеют статьи и материалы, публикующиеся на страницах периодических изданий. Здесь имеет место аналитический характер речи.

Научный стиль подразумевают статьи, аннотации, трактаты, рефераты, учебники, диссертации.

Официально-деловой является основой документации в каждой сфере деятельности. К нему относятся заявления, отчеты, рапорта, объяснительные записки, расписки и др.

Классификация стилей речи в каждом языке выглядит одинаково. Отличаются только некоторые особенности, которые в каждом народе складываются благодаря богатой истории и традициям.

Комментарии