Линкор "Айова": характеристики. Линкоры типа "Айова" после модернизации

Современный флот знает немало примеров того, как корабли, возведенные десяток-другой лет назад, до сих пор остаются вполне актуальными. К таковым, например, относится и знаменитый американский линкор «Айова». Чем суда этого типа прославились? До сих пор многие историки и оружейники считают, что линкоры эти были идеальным сочетанием брони, вооружения и маневренности. Проектировщики и в самом деле сумели создать корабли, обладающие отличным запасом хода, скоростью и защищенностью.

Начало разработки

Начало работ над кораблями датируется аж 1938 годом. Перед создателями сразу поставили задачу — создать быстрый и хорошо вооруженный линкор, который бы мог следовать за авианосцами и отбивать атаки, на них направленные. Главной проблемой стало достижение скорости хода в 30 узлов. В это же время начались первые проблемы с Японией, так что нужно было поторопиться: многие понимали, что потомки самураев не преминут возможностью атаковать флот США.

Не мудрствуя лукаво, решили в качестве основы использовать корабли типа «Южная Дакота». В результате линкор «Айова» получил водоизмещение в 45 тысяч тонн, а главным артиллерийским калибром стали орудия на 406 мм. Нужно сказать, что к длине корпуса добавили почти 70 метров, но ширину корпуса пришлось оставить практически неизменной, так как Панамский канал диктовал свои нормативы.

«Морские дубинки»

Конструкторы также использовали оригинальное техническое решение: новое расположение силовой установки. В результате получилось сильно заузить нос, обеспечив прекрасные ходовые качества судов. Из-за этого линкор «Айова» получил прозвище «дубинка». Конечно же, из-за увеличения длины корпуса вырос вес его брони, но ее характеристики остались точно теми же, как и на кораблях «Южная Дакота». Так, основной бронепояс имел толщину все те же 310 мм.

Всего было построено четыре корабля этого класса:

  • Непосредственно «Айова» - линкор был флагманом.

  • «Нью-Джерси».

  • «Миссури».

  • «Висконсин».

Существовали также проекты кораблей «Иллинойс» и «Кентукки», но построены они так и не были. Произошло это по банальной причине — война закончилась, а тратить 100 миллионов долларов на постройку каждого корабля в свете этого события было глупо. К слову говоря, носовую часть «Иллинойса» использовали для ремонта «Висконсина».

Где можно увидеть линкор «Айова»? Модель 1:200, которую можно купить практически на любом судомодельном ресурсе, даст вам такую возможность. Кроме того, в специализированных изданиях имеется огромное количество снимков кораблей. Разумеется, их фото есть и в нашей статье.

Общие технические характеристики

Какие характеристики имел линкор «Айова»? ТТХ были следующими:

  • Водоизмещение составляло 57450 тонн.

  • Общая длина — 270,5 метра.

  • Ширина корабля 33 метра.

  • Осадка судна — 11 метров.

  • В движение их приводили четыре дизельных двигателя, причем мощность каждого составляла 212000 лошадиных сил.

  • Максимальная скорость — 33 узла, что примерно соответствует 61 км/ч.

  • Дальность плавания — не менее 15 тысяч морских миль.

Вооружение также было весьма внушительным:

  • Четыре установки «Вулкан».

  • Четыре противокорабельных ракетных комплекса «Гарпун» (после модернизации).

  • Три артиллерийские 406-мм установки (по три ствола на каждой).

  • Шесть 125-миллиметровых установок (по два ствола на каждой).

Кроме того, линкоры типа «Айова» после модернизации получили дополнительно по 32 «Томагавка», что сделало их еще более опасными соперниками.

Новые артиллерийские системы

Длину орудий оставили прежней, в 50 калибров, увеличив ствол до 406 мм. Новые пушки получили обозначение Мк-7. Они намного превосходили 45-калиберные Мк-6, которые устанавливали на суда типа «Южная Дакота». Среди прочего был снижен вес артиллерийских систем, многие технические решения прошлого века были заменены на современные. Вообще, линкор «Айова», чертежи которого также есть в статье, для своего времени был действительно передовым кораблем.

Увеличение габаритов

Вообще, у этого образчика вооружения небезынтересная история. Так, за 20 лет до этого производилось немало артиллерийских систем калибра 406 мм, но впоследствии их применение ограничили законодательно. Затем от этого ограничения отказались, что позволило решить сразу две проблемы. Во-первых, линкор «Айова» приобрел действительно достойное вооружение. Во-вторых, появилось «законное» обоснование увеличенного водоизмещения, за счет которого получилось «втиснуть» в корабль множество других технических новинок.

Впрочем, вскоре выяснилось, что потребуется увеличить водоизмещение еще на 2000 тонн, что уже никак не укладывалось в рамки технического задания. Выход нашелся быстро — орудия облегчили, использовав для производства другие сплавы и отказавшись от некоторых элементов конструкции. В тот же период американцы начали широко использовать метод хромирования ствола, причем толщина напыления составляла 0.013 мм. Срок эксплуатации пушки составлял приблизительно 300 выстрелов.

Затвор — поршневого типа, при выстреле он откидывался вниз. После произведения выстрела ствол принудительно продувался воздухом под давлением. Без затвора орудие весило 108 тонн, вместе с ним масса достигала 121 тонны.

Используемые снаряды

Для стрельбы использовались монструозные выстрелы, один только пороховой заряд которых весил без малого три центнера. Он мог запустить снаряд весом в 1225 килограммов на расстояние почти сорока километров. В ассортимент боеприпасов входили как бронебойные, так и осколочно-фугасные разновидности. Но не только эти снаряды имелись в арсенале корабля «Айова». Линкор имел на вооружении выстрелы Мк-5, вес которых составлял 1116 килограммов. Ближе к 1940 году ВМС США получили также снаряд МК-8, который (как и старые разновидности) также весил 1225 килограмм.

Вообще, выстрелы такого веса и калибра стали основой огневой мощи американских кораблей, начиная с «Северной Каролины». Может показаться невероятным, но только 1.5% веса составлял непосредственно заряд взрывчатки. Впрочем, этого все равно хватало для пробития брони вражеских кораблей. Так, в событиях на Тихом океане во время войны с японцами отличилась именно «Айова». Линкор, фото которого есть в статье, неоднократно участвовал в зачистке акватории от вражеских кораблей.

Ядерная эпоха

В начале 50-х годов на вооружение поступил снаряд Мк-23, который комплектовался ядерным зарядом, мощность которого составляла 1 кт. Весил он «всего» 862 килограмма, имел длину чуть более полутора метров, а по внешнему виду был практически неотличим от Мк-13. Согласно официальной версии, специальные снаряды состояли на вооружении ВМС США с 1956 по 1961 год, но в реальности они все время хранились в береговых арсеналах.

В начале 1980-х годов оказалось, что линкоры типа «Айова» обладают довольно посредственными результатами дальности стрельбы и что эти характеристики не помешало бы серьезно улучшить. Чтобы справиться с этой задачей, американские инженеры начали разработку специального подкалиберного снаряда для 406-миллиметровых орудий. При весе всего 654 килограмма он должен был пролетать не менее 66 километров. Вот только эта разработка так и не вышла из стадии тестирования.

Скорострельность орудий составляла два выстрела в минуту, причем каждый ствол мог вести независимый огонь. Одна башня с 406-миллиметровыми орудиями весила приблизительно три тысячи тонн. За стрельбу отвечал расчет из 94 человек (на каждое орудие). Кстати, а сколько человек было на борту корабля «Айова»? Линкор, фото которого неоднократно встречается в статье, требовал 2800 моряков для заполнения всех вакансий.

Системы наводки, орудийные башни

По горизонтали башня могла наводиться на 300 градусов, по вертикали - от +45 и -5 градусов. Снаряды хранились в два яруса, вертикально, находясь внутри барбета орудийной установки. Между магазином и поворотным механизмом башни имелись еще две площадки, которые могли вращаться независимо от самой башни. Именно на них поступали снаряды из магазинов, после чего их доставляли к пушкам. За это отвечали сразу три подъемника, мощность каждого из которых составляла 75 лошадиных сил.

Хранение боеприпасов

Боеприпасы хранились на двух ярусах в нижних отсеках. Подача к башням также выполнялась за счет электромотора, но в этом случае его мощность составляла 100 л.с. Как и в случае с «Дакотами», конструкция корабля не содержала перегрузочных отсеков, которые могли спасти экипаж при взрыве боекомплекта.

Американцы для решения этой проблемы предусмотрели достаточно сложную систему герметичных дверей. Специалисты нередко отмечают, что такое решение резко повышало риск гибели для экипажа корабля, но на практике надежность линкора была подтверждена. Какую катастрофу пережил линкор «Айова»? Взрыв. Произошло это в 1989 году. Тогда взорвалась вторая орудийная башня 406-миллиметрового орудия, причем в результате этого погибло сразу 47 человек, а установка загорелась. До сих пор причины произошедшего точно не установлены.

Причины ЧП

Предполагается, что взрыв устроил одни из матросов, но его мотивы не ясны. Другая версия заключается в том, что взорвался один из снарядов из-за какого-то производственного дефекта. Вообще, вся эта история выглядит очень плохо: буквально на следующий день башня была полностью вычищена, покрашена, а обломки скинули в море.

Как бы там ни было, герметичные двери свою функцию выполнили: корабль остался на плаву, серьезных повреждений не было. Да и то, что погибло 47 моряков при их общем количестве 2800, также говорит о надежности системы. Вторая башня после этого случая была запечатана и более не использовалась. Кроме того, из-за этого линкор класса «Айова» не смог принять участие в никарагуанских событиях.

Боевое применение

Все корабли этой серии участвовали во Второй мировой войне, причем капитуляция Японии была подписана на борту одного из них, USS «Миссури». В 1943 году сама «Айова» принимала участие в выслеживании немецкого «Тирпица», а уже в ноябре того же года на ее борту привезли в Тегеран президента Рузвельта. Но реальные столкновения с противником начались только с 1944 года, когда корабль участвовал в ликвидации японской группировки на Маршалловых островах.

Известен случай, когда линкор единолично потопил аналогичный по классу японский «Катори», а также деятельно участвовал в наступлении на Филиппинские острова. Высокие ходовые качества корабля подтвердил декабрьский шторм 1944 года, когда линкор не только с честью выдержал это испытание, но и не получил никаких сколь-нибудь серьезных повреждений. После этого линкоры типа «Айова» в 1945 году обстреливали уже японскую территорию. Вскоре после атомной бомбардировки страны «Айова» и «Миссури» принимали японскую делегацию.

Послевоенное положение дел

Несмотря на то что экипажи очень любили эти корабли за их маневренность и отличное вооружение, высокие ходовые качества и живучесть, их содержание обходилось для военного бюджета США слишком дорого. А потому в том же 1945 году суда были поставлены на консервацию, так как надобность в них фактически отпала.

Но линкор «Айова», характеристики которого были весьма впечатляющими по тем временам, в резерве пробыл недолго: уже в начале Корейского инцидента их снова вывели на «передний эшелон», затем был Вьетнам. К слову говоря, вьетнамские события показали, что один такой крейсер в некоторых случаях способен заменить не менее 50 самолетов-бомбардировщиков за счет высокой плотности огня по площадям. Так как немалая часть боевых действий проходила на прибрежных плацдармах, американцы сэкономили немало самолетов.

После Вьетнама линкоры вновь поставили «в консервы», но снова отправили на передовую в 70-е годы, во время Холодной войны. Рейган хотел показать СССР, что Америка — страна сильная и могущественная, и несколько отлично вооруженных кораблей для этой цели подходили как нельзя лучше.

Но все понимали, что это просто глупо: существовавшие к тому времени береговые ракетные комплексы могли превратить любое судно в металлолом задолго до того момента, когда бы оно могло воспользоваться своим вооружением.

Модернизация кораблей

Как мы уже упоминали, к 1980 году стало очевидным обстоятельство морального и технического устаревания кораблей. Следовало что-то предпринять. Одно время в воздухе витали фантастические идеи преобразования судов... в авианосцы. Нелепость предложения подчеркивала форма кораблей, та самая «дубинка». На перестройку понадобилось бы потратить такие деньги, что введение в строй нового авианосца было бы немногим дешевле.

Как же переоборудовали линкор класса «Айова»? Модель модернизации, одобренная Сенатом, предусматривала установку ракет «Томагавк», которые резко повышали боеспособность кораблей. Кроме того, были смонтированы ракетные комплексы «Гарпун», проведен капитальный ремонт двигателей и прочего оборудования судов.

Комментарии