Нарты - это... Нарты ездовые. Гонки на собачьих упряжках
Волокуши наверняка придумали раньше колеса. Нарты - это своего рода усовершенствованная разновидность подобного приспособления. Совсем просто нарты можно описать так: деревянный настил на паре длинных лыж, привязанный к собакам или оленям. Именно эти животные у коренных народов Севера были основной тягловой силой.
Нарты для собак, как и для оленей, широко применялись в повседневной жизни чукчей, эскимосов, эвенков. На них перевозили нехитрую домашнюю утварь, кочуя со стадами оленей по тундре, использовали на охоте, рыбалке и даже в военном деле.
Собачий транспорт незаменим в условиях тотального бездорожья. Собаки, питаясь местными кормами (рыбой, мясом), обладая удивительной выносливостью и неприхотливостью к суровым условиям Севера, не имеют конкурентов в тягловой работе. Собачья упряжка за день налегке может пройти до 200 км. С грузом до 500 кг упряжка из десяти собак может ежедневно проходить до 80 км несколько дней подряд.
Олени не могут составить им конкуренцию в местах, где не растет ягель (основной их корм), и в прибрежной зоне – на них по льду передвигаться весьма затруднительно.
Для управления упряжкой оленей каюры использовали остол – специальный шест для управления нартами. С его помощью можно затормозить сани, повернуть их, подогнать тычком отстающее или ленивое животное. На стоянках остол втыкали между перекладинами нарт, используя его в качестве ручного тормоза.
К собакам тоже применялся шест для управления нартами, но немного усовершенствованной конструкции. На его верхней части крепилось несколько металлических колец. Позвякивая ими, каюр давал направление движения упряжке, поворачивая ее в нужную сторону.
Гонки
Трудные условия выживания в условиях крайнего севера и тяжелая работа требовали положительных эмоций. Именно гонки на собачьих упряжках стали прекрасным способом отвлечься от ежедневных забот и посмотреть, чьи собаки сильнее и выносливее.
История гонок на собаках насчитывает не одну сотню лет, но известны они были только жителям Канады, США и России. Массовость и распространенность среди всего населения Земли им подарила золотая лихорадка. В крайне тяжелых условиях добычи золота надежной тягловой силой были только собаки. От их выносливости, способности тянуть тяжелый груз на большие расстояния зависела жизнь огромного количества людей.
Сильная собачья упряжка ценилась на вес золота и была гордостью своего хозяина. Далеко не все эти животные способны быть ездовыми. Лучшими породами для гонок считаются сибирский хаски, самоед, эскимосская лайка, аляскинский маламут, гренландская, чукотская ездовая собака и их помеси.
Нарты для собак
Не менее важным элементом таких соревнований являются специальные гоночные сани. Нарты для собак можно приобрести в специализированных магазинах вместе со всей амуницией для животных. Они различны по конструкции, материалу изготовления, весу, размерам. Но для всех моделей и видов гоночных нарт существуют обязательные элементы:
- полозья - идут параллельно земле под небольшим углом, что придает им устойчивость;
- дуга или баран - за него держится погонщик во время езды;
- ножки-копылья - соединяются перекладинами;
- настил для груза или пассажира.
Настоящий каюр (погонщик собак) делает нарты своими руками. Размер и конструкция зависят от назначения и вида зимних гонок:
- спринт-класс, скоростные гонки на короткую дистанцию;
- средние дистанции – до 500 км;
- на длинные дистанции – свыше 500 км;
- многоэтапная гонка - может состоять из несколько видов дистанций;
- грузовые - соревнования по перевозке багажа;
- с ориентацией на местности - трассу с контрольными пунктами проходит команда из двух человек.
Нарты ездовые могут быть предназначены для длинных или коротких дистанций, для одной собаки или запряжки до 16 голов.
Способы запряжки собак
Известны два вида запряжки собак: веерный и цуговой. Более древней и удобной считается цуговая запряжка. К длинному центральному ремню-потягу пристегиваются собаки. Есть два способа: привязывают собак попарно или попеременно «елочкой». При таком способе животных цепляют на коротких ремешках на одинаковом расстоянии друг от друга, по очереди справа и слева.
При цуговой запряжке вожаки ставятся впереди. Как правило, это сильные собаки, способные пробивать дорогу в глубоком снегу. Удобство такой запряжки в том, что можно быстро заменить уставшую переднюю пару и продолжить движение, не теряя скорости. На гонках собак запрягают цугом.
Веерный вариант запряжки предполагает расположение животных по дуге относительно нарт. Здесь тоже есть свои нюансы, веер бывает:
- полным – собаки располагаются на одной линии;
- по слабо выгнутой дуге;
- уступом – собаки запрягаются в виде клина.
При разных вариантах веерной запряжки месторасположение вожаков может быть в центре или по бокам. Запрягают нечетное количество собак. Для гонок такой способ не используют.
Современные нарты
Прогресс давно шагнул вперед, но на снежной равнине по-прежнему актуальным транспортом остаются нарты. Собак заменили снегоходами. Усовершенствовали сами нарты. Это специализированные модели прицепных устройств, предназначенные для разных целей. Для их производства используют самые современные материалы и передовые технологии.
Снегоходы прочно вошли в жизнь сегодняшних охотников, рыболовов, туристов, участников различных экспедиций, любителей активного отдыха и обычных жителей северных широт. Полноценный отдых или работа требуют какого-то снаряжения. Для его транспортировки велосипед изобретать не стали, а усовершенствовали древнее средство передвижения – нарты.
Виды нарт
В зависимости от назначения нарты - это и грузовая площадка, и средство для перевозки пассажиров. Есть варианты закрытого и открытого типа. На них можно транспортировать сотни килограммов груза и с комфортом перевозить пассажиров. По конструктивным особенностям очень условно нарты можно разделить на четыре группы.
Волокуши
Волокуши – самая простая и доступная по цене модель. Выглядит как глубокое корыто с прицепным дышлом для снегохода. Кроме низкой стоимости, у волокуш есть следующие плюсы:
- очень простая конструкция;
- маленький вес;
- они практически не обмерзают в шуге;
- на них удобно укладывать багаж;
- имеют низкий центр тяжести, что предотвращает переворачивание;
- плывут по воде.
Есть и существенные недостатки, самый главный из которых - абсолютное отсутствие комфортных условий для перевозки пассажиров. Они всей своей площадью контактируют с поверхностью земли, поэтому подвеска-амортизатор здесь отсутствует. Любая неровность, камень, бревно или пень ощутимо ударят по волокуше, пластик может не выдержать таких нагрузок и расколоться. Из-за этого их предпочтительно использовать по снегу.
Еще одна частая поломка – разрушение дышла при сильном ударе, например о дерево. Небольшую грузоподъемность, намокание груза при транспортировке по воде или по шуге, неустойчивость на склонах тоже можно записать в отрицательные характеристики волокуши.
Грузовые нарты
Грузовые сани, в отличие от волокуш, для скольжения по поверхности снабжены лыжами. Нередко модели оборудованы амортизаторами. Преимущества:
- большая грузоподъемность;
- широко поставленные лыжи обеспечивают устойчивость, а наличие коньков не позволяет им переворачиваться на склонах;
- более комфортная, по сравнению с волокушей, перевозка пассажиров;
- вода, даже если попадает на сани, не скапливается на них;
- сани-боксы обеспечивают полную сохранность груза и необременительную укладку багажа.
Вместе с тем есть и свои проблемные моменты, прежде всего, это большой вес самих саней. При транспортировке крупных или длинномерных грузов следует тщательно укладывать багаж с учетом оптимального баланса нагрузки на всю длину саней. Металлические детали обмерзают, чем доставляют дополнительные хлопоты своим владельцам
Пассажирские нарты
Пассажирские нарты для снегохода могут быть закрытого или открытого типа, вместимостью от 2 до 8 человек. Есть небольшие, в виде пластиковой капсулы с багажным отделением, рассчитанные на 1-2 пассажиров.
Возможен вариант повышенного класса комфортности. В них свободно размещается четыре взрослых человека, удобно устроившихся на мягких диванах. Уровень комфортности и оснащенности зависит от марки производителя и класса саней. Есть и открытые нарты для перевозки рыбаков, охотников или туристов.
Самодельные
Нарты своими руками делает огромное количество людей. Во-первых, это дешевле. Во-вторых, можно сделать узкоспециализированные нарты для конкретной задачи. Только от опыта и умения мастера зависит, насколько подойдут изготовленные им сани для перевозки тяжелого багажа или комфортного путешествия людей. Ну и самое главное, самодельные нарты - это возможность воплотить в жизнь интересные разработки и собственные изобретения.
При выборе нарт для снегохода следует учитывать не только цель их использования, но и условия, в которых сани придется эксплуатировать. У каждой конструкции есть свои плюсы и минусы. Универсального варианта на все случаи жизни нет.
На заснеженных площадях уместны пластиковые модели. Низкая температура требует пластика высокого качества. Каменистые участки предполагают использование металлических полозьев, транспортировка людей – наличие амортизаторов, на коротких волокушах удобно перевозить небольшой груз, для тяжелого и габаритного багажа - использовать грузовые сани.