Храм искусств: описание и типы
Из фильмов и книг у людей сложилось впечатление, что в Китае каждый храм искусств – боевая академия, а мастер таких искусств обязательно исповедует какую-нибудь религию. Это не так. В Китае, как и во всем мире, храмы и монастыри всегда были центром религиозной практики. А храм боевых искусств был озабочен своей защитой в повседневной жизни. Единственным местом в Китае, где долгое время декларировалось единение боевых искусств и духовной практики, стал храм Шаолинь. Боевые искусства Шаолиня являются предметом восхищения до сегодняшних дней. Сам монастырь расположен в провинции Хэнань, на склоне горы. Каждый его ярус выше другого, таким образом, общий вид монастыря напоминает лестницу.
История появления буддизма в Китае
Принято считать, что храм воинских искусств был основан в 495 году. В конце 4 века северная часть страны находилась под властью кочевников рода Тоба. Они вошли в историю под названием «табгачи». Позже они основали империю Вэй. Основатель этой империи Гуй был практичным человеком, он разрешал исповедовать любую из религий. Но уже в середине 5 века он издал указ об уничтожении буддийских статуй и икон, приказал сжечь все книги и казнить всех монахов, независимо от их возраста. Наследник трона задержал указ, что дало возможность сохранить многие иконы, книги и скрыться монахам. В 452 году к власти пришел его внук и отменил дедов указ о буддизме. Новый правитель разрешил даже строить пагоды, правда, не более одной на 4-50 монахов в уезде. Буддистам смерть больше не грозила, и император в знак уважения к такому учению все время брил голову.
В 465 году на трон вступил следующий наследник династии, который был истинным буддистом в душе. Тоба Хун даже соорудил огромную статую Будды. В 471 году Тоба отрекается от престола для своего сына и уходит в буддийскую обитель, но продолжает руководить политическими делами. В 475 году он издал указ о приношении в жертву животных. Так, в конце 5 века буддизм приобретает прочное положение на территории северного Китая.
История храма
Основание храма приписывают одному индийскому проповеднику, которого звали Бато. Никому не известно, знал ли он технику боевых искусств, но до наших дней сохранились имена двух его учеников. Первый - Сэнчоу – мастер боевых искусств, преемник Бато. Говорят, что, подпрыгнув, он мог достать даже до потолка, лучше всех дрался в рукопашную. Второго ученика звали Хуэгуан. Он мог набивать китайский футбольный волан по 500 ударов за раз.
31 марта 495 года был официально основан храм Шаолинь. Вся история Китая насчитывает около 10 храмов с таким названием, но до наших дней сохранился только один. Название его Суншань Шаолиньсы.
Монастырь строился в очень тяжелые времена для страны. Тогда Китай был практически разорван на 3 части, которые без конца воевали между собой. Поэтому и монастырь Шаолинь многократно подвергался вражеским нападениям. Так как монахи проявляли стойкость и особое упорство к обучению, это позволяло им достойно отвечать противникам при нападении.
Почему приостановилось изучение боевого искусства
После окончания войн в Китае и централизации власти, император взял Шаолинь под свой контроль. Когда императорская семья впервые посетила монастырь, они были изумлены его красотой и духовностью. Император распорядился о создании военного гарнизона возле храма. Боевые искусства больше не нужно было изучать для защиты, поэтому тренировки прекратись. Так, воинский храм искусств лишился изучения боевого мастерства и их тренировок на 100 лет.
Обучение монахов разделилось на два вида: практическую медитацию и понимание жизненного пути. Позже поняли, что монахи слишком слабые и не смогут достичь задуманного только лишь через одни медитации. И чтобы улучшить их положение, Бодхидхарма научил их древнейшему виду боевого искусства «Кулак восемнадцати архатов», закалке и общему укреплению тела. Позже к основным тренировкам добавились упражнения с копьем, шестом, мечом и другим оружием.
Получение статуса монастыря
В 621 году в Китае разгорелись мятежные действия, направленные на свержение императора. Он боролся до последнего и, когда ему уже некуда было отступать, он со своим войском пришел под стены Шаолиня. Монахи откликнулись на его просьбу и защитили своего императора. 13 самых лучших мастеров разогнали повстанцев и некоторых взяли в плен, в свой храм искусств. Это говорило о высочайшей подготовке людей. Как изложено в летописях, сама битва длилась не больше одного часа. Интересно, что ни один из монахов не был ранен.
Окончание сражения знаменовало поддержку императорской семьи, за что монастырь получил отдельное почитаемое положение в стране. С тех пор монахи стали формировать свои войска, охраняя как окрестности страны, так и императорские владения. Император приказал своим полководцам брать уроки боевого мастерства.
Храм искусств получил равноправие наряду с императорской армией, шаолиньские боевые искусства стали активно развиваться. Монахи приезжали на практику в Шаолинь и часто оставались там навсегда, как это произошло с 18 монахами, обладающими различными стилями боя.
Мин и Цинь
Вершины развития храм достиг во время правления династии Мин. В те времена количество монахов в Шаолине составляло 2,5 тысячи человек. Но в 644 году в стране было крайне сухое и неурожайное лето, и это привело к голоду. Народ, конечно же, взбунтовался против императора, и тот был свергнут. Сменило династию поколение Цинь.
Новый император не питал ни малейшего доверия к монахам и расформировал их. Он даже запретил практиковать боевые искусства. Естественно, тренировки проводились, но тайно. Храм оказывал огромное влияние на северную часть Китая, поэтому, чтобы укрепить власть, император приказал уничтожить монастырь. В итоге его подожгли, и он практически полностью сгорел.
Крах храма
Восстановление началось только через год и только после того, как храм был обложен огромными налогами и запретом на практику боевых искусств. Так были созданы два стиля: Цигун и Тайцзи-цюань. Они не считались боевыми и никому не угрожали. Но это были еще не все беды, предначертанные храму.
В 1928 году на территории монастыря развернулось одно из сражений гражданской войны. Вспыхнул пожар, полыхавший несколько дней. Сгорели все 16 залов, и храм был полностью разрушен. Восстановление могло произойти только при помощи властей страны, и только к 1980 году удалось полностью восстановить Шаолинь. Сегодня монастырь – национальная реликвия Китая. Тренировки проходят там до сих пор.
Ушу
Боевые искусства сильно повлияли на храм искусств. По МХК преподаватели часто проходят эту тему, рассказывая студентам о вытеснении гимнастики единоборствми. Поэтому самые известные из них относят к культурным ценностям Китая. Большую популярность набрало ушу. Боевое искусство берет свое название из собирательных названий.
По легенде, ушу зародилось в монастыре Шаолинь, благодаря индийскому монаху Бодхихарме. Он пришел проповедовать в храм, но его не поняли местные аборигены. Разочаровавшись, он отвернулся к стене и просидел в одном положении 9 лет! Все это время он медитировал. Уснул монах только один раз и, проснувшись, он от злости оторвал себе ресницы. Они предали его в самый ответственный момент. Из выброшенных ресниц выросло чайное дерево. С тех пор китайцы, чтобы расслабиться, всегда заваривают себе крепкий чай.
Ушу – особый комплекс тренировок, которые состоят из молчания, созерцания, медитации и специальных физических упражнений. На основе этой борьбы были разработаны многие другие спортивные единоборства.
Заключение
Храм искусств, приведенный в статье - пример одного из самых выдающихся. Его значение, история и влияние на людей очень велико. На самом деле в мире существует великое множество таких мест. Храм искусств есть в каждой стране, и, как правило, он не один.
В их число входят тетры, в которых каждый день рождаются новые ветви искусства, музеи, которые покоряют своими экспозициями, церкви, в которых хранятся великие памятники культуры, например, такие как иконы. Храм искусств, фото которого завораживает своей красотой, может гордится своим хореографическим, музыкальным, а также изобразительным наследием. Нужно знать и гордиться подобными местами.