Гиперреализм в живописи: иллюзия жизни или бегство от реальности?

Человечество на протяжении столетий стремилось зафиксировать при помощи различных художественных средств не только вполне материальную окружающую реальность, но и свои эмоции, переживания и чувства. Каждая эпоха проявляла себя в новом или старом, но видоизмененном художественном стиле, соответствующем ей. Некоторые из них просто выходили из моды и забывались, другие же становились классикой и служат эталонами и сегодня.

Гиперреализм в живописи появился в середине прошлого века, но и сегодня активно развивается. Что это за направление, в чем его особенность, постараемся рассказать в этой статье.

Что это такое?

Начнем с того, что слово «гиперреализм» составлено из двух слов: латинского — realis — «вещественный», «действительный», и греческого - hyper – «сверх». То есть отстраненный взгляд на действительность как бы со стороны, сверху, вне ситуаций. Довольно часто критики и искусствоведы под термином «новая вещественность» объединяют и совместно рассматривают гиперреализм и фотореализм, живопись, творчество художников, считая эти термины синонимами.

Таким образом, под гиперреализмом понимается художественное направление в живописи, базирующееся на фотографически точном воспроизведении реальности, сочетающее в себе естественность образов и одновременно драматическое их отчуждение.

Искусствоведы отмечают, что гиперреализм в живописи близок к поп-арту. Объединяет их как сложная композиция, так и ориентация на прагматизм и натурализм, временами чрезмерный.

Немного истории

Возникновение в Соединенных Штатах в 60-х годах XX века такого направления, как гиперреализм, стало достаточно заметным событием для всего мирового изобразительного искусства. Первыми американскими гиперреалистами считаются:

  • Д. Солт, рисовавший брошенные машины.
  • Р. Гоингз и Р. Эст, изображавшие жизнь городов, отраженную в витринах.
  • Р. Коттингэм, на картинах которого - различные рекламные щиты.
  • Р. МакЛиэн, писавший конные бега.

Брюссельская выставка произведений искусства, проводившаяся в 1973 году, и изданный по поводу ее проведения каталог назывались «Гиперреализм». В живописи художники были представлены по большей части американские. Но выставлялись работы и ряда европейских художников, творящих в этом направлении: Гноли, Делкола, Герхарда Рихтера, Клафека.

Через тридцать лет слово «гиперреализм» было использовано для обозначения стиля художников, имитирующих посредством различных живописных средств фотоснимки. На их полотнах изображены современные витрины магазинов и станции метро, технические приборы, здания и люди, различные бытовые приборы и домашние вещи, еда.

Особенности стиля

Гиперреализм в живописи характеризуется точностью и бесстрастностью, воспроизведением окружающей действительности без эмоционального отношения со стороны художника.

Особенностью этого направления является имитация фотографии и присущего ей принципа автоматизма фиксации, а также документализм и несколько механический характер изображений. В своих полотнах художники этого жанра стремятся создать атмосферу некоторой сверхреальности – отчужденной и статичной, холодной и бесстрастной, отстраненной от зрителя.

Жанры

Стоит отметить, что гиперреализм в живописи обладает сюжетом. В нем можно выделить (довольно условно) три основных жанра:

  • натюрморт;
  • пейзаж;
  • портрет.

Однако это не классические жанры, а особая группа сюжетов, которую можно определить как предметный мир - город и улицы–люди.

Натюрморт

Рассматривая сюжеты, которые использует гиперреализм, творчество, картины художников как американских, так и российских, легко обнаружить некоторую общность в тщательной проработке деталей и отрицание абстрактных форм, а также заметить разницу в темах и изображаемых объектах. Для западных гиперреалистов свойственно изображение достижений потребительского общества (товары в ярком, глянцевом обличье).

Отечественные же художники этого направления, такие как, например, О. Флека, Р. Гоинза, в своих полотнах представляют в основном объекты окружающей действительности (кирпичную стену или забор).

Пейзаж

При первом взгляде на пейзажи художников-гиперреалистов возникает впечатление, что их интересуют только современные мегаполисы и неоновые огни вывесок, магистрали и пустынные улицы, а также обыденные и, казалось бы, ничем не примечательные проявления простой жизни. В пейзажных работах можно увидеть пустые города и улицы, какие-то искусственные, заполненные чувством одиночества и опустошенности. Особое внимание в гиперреалистическом пейзаже уделяется изображениям знаков дорожного движения, выступающих в роли судьбоносных указателей, и переплетению проводов, служащих нитью Ариадны в современном мире.

Портрет

Художники–гиперреалисты не копируют реальных людей, а детально и очень достоверно прорисовывают их так, что получаются очень реалистичные изображения с проработанными мельчайшими деталями и подробностями.

В этом направлении принято использовать такие передовые приемы и техники фотографии и кинематографа, как:

  • различные оптические эффекты;
  • авторская раскадровка;
  • съемка с высокой точки;
  • крупный план;
  • монтаж.

Таким образом, можно говорить о том, что художники гиперреализма создают убедительную и красочную иллюзию реальности, которая более правдоподобна в работах, чем есть на самом деле. Произведения этого направления символически отображают современную среду и обращают наше внимание на обыденные детали повседневной жизни.

Комментарии
Гиперреалисты как субъект видят объект-бытие таким как оно есть, а реалисты перерабатывают видение объекта и он становится вещью в себе. Это и есть отличие человека от животного.