Художник-модернист - представитель современного стиля

Направление в искусстве, ставшее популярным в последнем десятилетии XIX века и начале XX столетия, объединившее в себе такие течения, как экспрессионизм, абстракционизм, кубизм, дадаизм, футуризм, сюрреализм, называется модернизмом. Это совокупность стилевых направлений в живописи на грани веков.

Что такое стиль модерн?

Стало быть, художник-модернист мог принадлежать к любому из этих направлений, которые вытекали одно из другого, являясь чем-то новым по отношению к предыдущему. С французского языка moderne переводится как «современный». Модерн охватил все страны Европы и Америки. Во многих из них он имел свои названия: югендстиль, ар-нуво, «конец века», либерти и другие. Все они олицетворяли собой новое направление в искусстве, суть которого заключалась не в реальном отображении мира, а в передаче на полотне собственного субъективного мира творческой личности. В некоторых статьях указывается, что художник-модернист отрицает культурное наследие, в других сообщается, что он отказался от прямых линий и углов. А как же тогда кубизм? На стыке веков было столько различных течений, направлений, кружков и обществ, несших новое талантливое, а порой гениальное слово, и новое направление объединило их всех общей идеей переустройства мира под своим знаменем, как объединил всех русских поэтов того же времени Серебряный век.

Молодость всегда требует обновлений

Как правило, новаторы были людьми молодыми, талантливыми, оригинальными, им было все интересно, они ненавидели устои, хотели добиться максимального самовыражения, создавали свои миры в рамках одной картины. Безусловно, модернизм – особый стиль художественного мышления. Как уже отмечалось выше, стиль модерн в живописи и архитектуре носил такое название именно в России и, конечно же, имел свои национальные черты. Существует мнение, что у нас он был как-то размыт, не было четкого ярко выраженного характера. Может быть, это происходило потому, что в России всего много – много гениальных художников, много школ и направлений, и любая идея, приходящая извне, приобретает национальный колорит.

Школа модерна в России

Художники русского модерна, такие как Билибин и Борисов-Мусатов, Васнецов и Врубель, Головин, Малютин и Нестеров, женщины-модернистки Голубкина, Поленова, Якунчикова в своем творчестве перекликались с общеевропейским направлением, но привнесли в модерн национальные и социальные черты. Прослеживается этот стиль в отдельных работах Кандинского и Коровина, Левитана и Петрова-Водкина, Рериха и Серова. На грани веков в России появились издания, пропагандирующие идеи стиля модерн – ежемесячник «Весы», журналы «Искусство и художественная промышленность» и «Мир искусства», ведущие деятели которых тоже представляли своим творчеством русский модерн. Самые яркие из них Бакст и Бенуа, Добужинский и Сомов. Благодаря перечисленным фамилиям можно представить себе этот мощный пласт разных, но объединенных общим направлением творчества талантов.

Ярчайшие представители стиля

Художник-модернист Иван Яковлевич Билибин (1876-1942 гг.), знаменитый книжный иллюстратор и театральный оформитель, был участником объединения «Мир искусства». Его портрет работы Б. Кустодиева 1901 года прекрасно передает образ представителя столичной богемы и стиля модерн. Отдельных слов заслуживает Михаил Врубель (1856-1910 гг.). Художник-модернист, предшественник символизма с оригинальной неповторимой манерой письма, он не очень почитался современниками, а Стасов так и вовсе его осуждал.

О творчестве этого художника с трагической судьбой спорят до сих пор. Его иллюстрации к произведениям М. Ю. Лермонтова изумительны, Блок называл рисунки Врубеля причудливыми чертежами, похищенными у вечности. Художника считают основоположником русского модерна, он находился у его истоков.

Концентрация талантов в России на рубеже эпох

Еще одной мощной фигурой, представляющей русский модерн в живописи, является Николай Рерих (1874-1947 гг.), который возглавлял объединение «Мир искусства». Он был разносторонней личностью. За всю жизнь и в России, и за рубежом, куда эмигрировал в 1917 году, он написал более 7000 полотен. Но Рерих был еще писателем, археологом, философом-мистиком, путешественником и общественным деятелем. Одна из самых знаменитых его картин, написанных в это время, – «Заморские гости» 1901 года.

Русский модерн был мощным явлением, захватившим изобразительное искусство, архитектуру, литературу, промышленность и быт. Необычайное количество талантов, сконцентрировавшихся в обеих столицах, рассматривающих модерн как построение нового мира, закончилось быстро. Революцию многие модернисты не приняли – они эмигрировали, а доминирующим направлением в творчестве советских художников стал социалистический реализм.

Непродолжительное, но очень яркое направление

Лучшие картины модернистов, нынешних классиков украшают все музеи мира. Полотна являются жемчужинами отечественных музеев. Работы Врубеля, Васнецова, Рериха, Кустодиева и других узнаваемы и любимы. Кто не знает васнецовских богатырей или врубелевскую Царевну-Лебедь, его же Демона или Пана? Прекрасные, загадочные, мистические, утонченные и неповторимые, они достойно представляют пусть и непродолжительный по времени, но очень значимый пласт в русском искусстве.

Подводя итог, можно сказать, что самые типичные представители, самые яркие модернисты, художники 20 века – это Альфонс Муха, Эдвард Мунк, Поль Гоген и наши соотечественники - Иван Билибин, Михаил Врубель и Николай Рерих.

Комментарии