"Гензель и Гретель" (сказка братьев Гримм): краткое содержание

В сокровищницу мировой авторской сказки вот уже два столетия входят произведения Якоба и Вильгельма Гримм. Братьями собрано и обработано более двухсот фольклорных произведений европейских народов, среди которых достаточно популярные «Золушка», «Рапунцель», «Гензель и Гретель», «Бременские музыканты», «Красная шапочка» и многие другие. Несмотря на то что авторов часто обвиняют в описании излишней жестокости, они остаются любимыми для многих поколений детей, так как учат жизненной стойкости и умению противостоять невзгодам, добру и взаимной поддержке, стремлению к справедливости.

Особенности художественной обработки

Вклад братьев Гримм в развитие мировой, и в частности немецкой, литературной сказки поистине неоценим. Главное достоинство их произведений в том, что авторы, заимствуя сюжет в фольклоре, практически полностью сохраняли содержание, идейный замысел, композицию, особенности характеров и речи персонажей. Это подтверждает, к примеру, «Гензель и Гретель» - сказка на немецком языке, которая отличается максимальной близостью к первоисточнику. Авторы лишь несколько изменили языковую форму, сделав произведение более увлекательным и доступным для чтения. Подобный подход был принципиальным при обработке народной сказки, так как позволял передать особенности жизненного уклада европейцев в основном в период Средневековья.

Основа сюжета о пряничном домике

По сохранившимся сведениям, сказку о двух детях с именами Гензель и Гретель братья Гримм услышали от Доротеи Вильт – впоследствии она стала женой Вильгельма. Фольклорное произведение отличается от известного нам авторского варианта тем, что маленьких героев отправили в лес, обрекая на неминуемую гибель, родные мать и отец. Братья Гримм несколько смягчили сюжет первоосновы, введя образ мачехи, оказывавшей давление на безвольного мужа. Кстати, произведение с подобным сюжетом можно найти и в сборнике другого немецкого сказочника, Л. Бехштайна, а также в народных стихах и песнях, что свидетельствует о большой популярности истории о пряничном домике в народе.

Что касается жестокого поступка родителей, то, скорее всего, он имеет под собой вполне реальные обстоятельства. В 1315-17 годах в Европе, в том числе и на территории Германии, разразился страшный голод, последствия которого ощущались еще лет пять. Историки отмечают, что в это время вполне возможны были случаи каннибализма, о которых упоминает сказка «Гензель и Гретель» - имеется в виду эпизод с ведьмой. Кроме того, похожие сюжеты можно найти в некоторых европейских историях о детях, по воле случая оказывавшихся в руках страшных людоедов и сумевших в результате одержать над ними верх благодаря своему бесстрашию и смекалке.

Произведение о пряничном домике было включено в первый сборник сказок братьев Гримм, изданный в 1812 году, и переведено на множество языков. Лучшим русским переложением стал текст, обработанный П. Полевым.

Знакомство с героями

Гензель и Гретель, брат и сестра, были детьми бедного дровосека. Они жили на опушке леса с отцом и недоброй мачехой. Но вот наступили трудные времена, когда хлеба купить стало не на что. И как-то ночью они услышали разговор родителей. В ответ на жалобу отца, что еды совсем не осталось, мачеха предложила отвести брата с сестрой в лес и оставить там одних. Дровосек сначала возмутился: сердце ведь не каменное – родных детей на неминуемую смерть обрекать. Тогда всем умирать придется – таков был ответ женщины. Убедила все-таки злая мачеха своего мужа, что по-другому поступить нельзя.

Горько расплакалась сестра, узнав об ожидавшей их судьбе, а брат стал ее успокаивать и пообещал обязательно что-нибудь придумать. Так начинается известная сказка братьев Гримм «Гензель и Гретель».

Первый поход в лес

Дождался мальчик, пока отец с мачехой уснули, оделся и пошел на улицу, где насобирал камешков, блестевших в лунном свете.

Рано утром родители собрались в лес за дровами, разбудили детей и взяли их с собой. По дороге Гензель незаметно бросал по камешку – он набрал их полон карман. Так добрались до самой чащи. Дровосек развел костер, а мачеха приказала детям ложиться отдыхать и пообещала вечером вернуться за ними. Гензель и Гретель – сказка здесь повторяет популярный в европейском фольклоре мотив жестокости мачехи - остались у костра в одиночестве. Они весь день слышали, как в лесу раздавались глухие удары, и надеялись, что это отец рубит дрова. На самом деле стучал сук, привязанный родителями к дереву.

В обед дети съели по кусочку выданного им утром хлеба и вскоре, уставшие, уснули. Когда открыли глаза, была уже темная ночь. Сестра снова расплакалась, а брат стал ее успокаивать: «Вот взойдет месяц, и мы найдем дорогу домой». И действительно, в лунном свете камешки заблестели, и к утру Гензель и Гретель были уже у родной двери.

Встреча с родителями

Впустившая детей мачеха отругала их за то, что они слишком долго гуляли по лесу. Отец же обрадовался, что они вернулись живыми.

Но вскоре положение стало еще хуже. И опять брат с сестрой услышали уже знакомый спор родителей. Дровосек долго сопротивлялся, но, уступив однажды, поддался уговорам и на этот раз. Вновь задумались о своем будущем Гензель и Гретель. Сказка братьев Гримм, таким образом, как любая другая из группы волшебных, строится на повторе одного и того же события. Вот только камешков брату в этот раз собрать не удалось – предусмотрительная мачеха закрыла на ночь дверь, и он не смог выйти на улицу. Еще больше испугалась его сестра, но мальчик пообещал обязательно что-нибудь придумать. А утром, когда мачеха опять выдала им по куску хлеба и приказала идти с ней и отцом в лес, он разломал свою порцию в кармане и стал посыпать крошками дорогу.

Заблудились

Долго шли дровосек и мачеха по лесу, пока не попали в такую глушь, где раньше не бывали. И вновь родители оставили детей одних у костра, а сами ушли домой. Но ночью, когда взошла луна, Гензель и Гретель не смогли отыскать путь, так как птицы склевали все хлебные крошки. Наступило утро, а затем и вечер, а они все блуждали по лесу. Только к обеду следующего дня, уставшие и голодные, ребятишки увидели на дереве белоснежную птицу. Она так хорошо пела, что дети заслушались, а потом пошли вслед за нею. И вдруг впереди показалась избушка, мимо которой никак не могли пройти голодные Гензель и Гретель.

Сказка, краткое содержание которой вы читаете, строится по всем законам жанра. Стены чудного домика, неожиданно возникшего перед глазами детей, были сделаны из хлеба, крыша – из вкусного пряника, а окна - из сахара. Таким образом, здесь упоминается сладкий домик из сказочной страны изобилия под названием Кокань. Она часто упоминалась в народных преданиях и манила тем, что в ней ничего не нужно было делать самому, так как вся еда росла прямо на деревьях.

История пряничных домиков

Хотя сюжет о вкусной избушке в начале XIX века нельзя было считать необычным, именно после публикации сказки «Гензель и Гретель» в Германии и в ряде других европейских стран появилась новая традиция. Вот уже двести лет хозяйки пекут на Рождество пряничные домики и украшают их разноцветной глазурью, цукатами, ягодами и т.п. Сладость выставляют на праздничный стол, отправляют на всевозможные выставки и конкурсы и, конечно, раздают детям. Главное, что таким пряником можно сначала полюбоваться, а затем насладиться великолепным вкусом.

Встреча с ведьмой

Но возвращаемся к сказке, которую записали братья Гримм. Гензель и Гретель – краткое содержание дает общую картину происходившего в тот миг - увидев такое изобилие, решили полакомиться. Брат отломил кусочек от крыши, а сестра решила попробовать окошко. Они с удовольствием поедали сладости, как вдруг услышали из избушки довольно приятный голос. А чуть позже на пороге появилась очень древняя старуха. Дети в первый момент испугались, но она их тут же успокоила, затем завела в дом, щедро угостила и уложила спать на мягкую постель под белоснежное одеяло. Уставшим и измученным детям показалось, что они попали в настоящий рай. Гензель и Гретель еще не знали, что попали в гости к злой ведьме. Мечтой и любимым лакомством ее был какой-нибудь ребенок. И хотя эта старуха с красными глазами очень плохо видела, она прекрасно чувствовала человеческий запах. А хлебный домик, украшенный сладостями, стал приманкой для таких детей, как Гензель и Гретель. Сказка, таким образом, во многом повторяет сюжеты известного цикла «Дети и Людоед», входящего в международный указатель фольклорных произведений этого жанра.

«Вот будет лакомый кусочек»

Поутру ведьма осмотрела спящих детей и решила, что мальчишка с румяными и пухлыми щечками будет очень хорош на обед. Нужно только еще немного подкормить его. Она заперла проснувшегося Гензеля в хлеву за решетчатой дверью, а Гретель приказала откармливать брата, чтобы он стал пожирнее. Так продолжалось четыре недели, в течение которых сестра готовила для брата самые вкусные блюда, а сама питалась объедками. Находчивому Гензелю все это время удавалось обманывать плохо видевшую ведьму. Когда она приходила проверить, насколько поправился ее «будущий обед», он подсовывал ей в руку вместо своего пальца косточку, и та все не могла понять, почему мальчишка остается все таким же худым. Но однажды терпение старухи закончилось, и она решила непременно съесть Гензеля, путь даже недостаточно жирного, уже на следующий день. А девчонка должна была наносить воды, в которой затем будет приготовлен ее собственный брат. «Лучше бы нас дикие звери в лесу растерзали, мы бы тогда вместе погибли», - рыдала она.

Ведьму удалось обмануть

На следующее утро старуха решила разделаться с Гретель, а потом приступить к ее брату. Она растопила печь и приказала девочке залезть в нее, чтобы узнать, готов ли жар для выпечки хлеба. Гретель стала было выполнять требование ведьмы, как вдруг сообразила, чего на самом деле хочет от нее старуха. И не ошиблась: та действительно как раз готовилась закрыть заслонку и зажарить девчонку. «Я не знаю, как туда забраться», - проговорила сестра. Рассердившаяся ведьма обругала ее и стала показывать, как правильно попасть в печь. В этот момент Гретель подтолкнула ее вперед, а затем тут же закрыла заслонку. Так она спасла от неминуемой смерти и себя и брата. А старуха, оказавшаяся в печи, страшно взвыла и сгорела до тла. Таким образом, победителями в этом противостоянии с ведьмой-людоедкой становятся Гензель и Гретель.

Сказка о брате и сестре, по всей видимости, имеет также связь с древними традициями европейских народов и некоторых племен. Так, эпизод сожжения ведьмы многие лингвисты часто связывают с довольно распространенным обрядом инициации, суть которого состояла в переходе подростка во взрослую жизнь, вступлении человека в какое-либо тайное общество или посвящении его в число шаманов, вождей. Это тоже не новый для братьев Гримм мотив, так как он встречается во многих других народных и авторских сказках, включая, например, «Мальчик-с-пальчик» Ш. Перро.

Освободившиеся дети осмотрели избушку и нашли в ней много драгоценных каменьев и жемчуга. Они набрали их с собой и отправились искать выхода из этого ведьминого леса.

Так благодаря смекалке и находчивости, смогли избавиться от ненавистной ведьмы-людоедки Гензель и Гретель. Сказка завершается описанием их пути домой.

Счастливое возвращение

Через пару часов вышли дети к неведомому озеру, но не увидели рядом ни мостика, ни лодочки. Только уточка плавала. Обратилась к ней девочка с просьбой перевезти их на другой берег, и очень скоро брат с сестрой оказались в знакомом лесу. А уж здесь-то им легко было найти дорогу в дом дровосека. Примчались они, счастливые, к отцу и бросились ему на шею. Очень обрадовался дровосек, когда увидел, что его дети живы и невредимы, так как не знал ни минуты покоя и радости после расставания с ними.

Оказалось, что жена его неожиданно умерла - этот факт дает возможность многим лингвистам идентифицировать образы злой мачехи и ведьмы, решившей отомстить ненавистным детям. И зажили с той поры дровосек и его дети счастливо и хорошо. А от нужды спасли семью жемчуг и драгоценные каменья, которые принесли из лесной избушки Гензель и Гретель.

Автор сказки на этом заканчивает повествование о взаимной поддержке и братской любви, позволившим героям справиться со всеми невзгодами и благополучно вернуться в отчий дом.

История о приключениях брата и сестры в искусстве

Сегодня Гензель и Гретель известны во всем мире. Сказка о них входит в собрание сочинений Якоба и Вильгельма Гримм и переведена на многие языки. Кроме того, ее персонажи неоднократно становились героями произведений других видов искусства. Так, в 1893 году появилась опера Э. Хумпердинка, написанная специально к Рождеству. Неоднократно готовились театральные постановки сказки. Не остались равнодушными к произведению и многие знаменитые художники.

С появлением кинематографа к известному сюжету обратились и сценаристы. В число достаточно популярных на сегодняшний день фильмов входит сказка «Гензель и Гретель» на английском языке, снятая в 1988 году. Авторы несколько изменили первоначальный вариант: дети по просьбе матушки пошли в лес за ягодами и заблудились, после чего попали в пряничный домик колдуньи Гризельды. Еще один вариант – американский фильм 2012 года, снятый по мотивам сказки «Гензель и Гретель», в котором отец, мучимый угрызениями совести, сам отправляется на поиски детей.

В 2013 году появился боевик, рассказывающий о том, что произошло с героями после их возвращения домой. И хотя сюжет фильма имеет мало общего со сказкой братьев Гримм, он подчеркивает, что интерес к сюжету сохраняется и в наше время.

Комментарии