Бронеавтомобиль ЗИЛ "Каратель": технические характеристики и фото
В последние годы наша оборонная промышленность сосредоточилась, помимо танков и БМП, на разработке и производстве бронированных машин. Одной из таких является ЗИЛ «Каратель». Его внешний вид сразу привлек внимание как журналистов, так и рядовых любителей военной техники. Но неужели только внешностью автомобиль уникален?
Как ни странно, но санкции промышленности не мешают. Справедливости ради стоит отметить, что ЗИЛ «Каратель» в настоящий момент более всего напоминает какой-то гражданский джип из будущего, но никак не боевой автомобиль. Кстати, именно по этой причине возможностью его приобретения активно интересуются частные лица.
Начало разработки
К весне 2002 года Министерству Обороны стало окончательно ясно, что войскам настоятельно требуется легкая бронированная машина. Первоначально речь шла о шасси с грузоподъемностью до двух тонн. Именно тогда проект получил условное (на тот момент) обозначение «Каратель». В отечественной прессе изредка встречается обозначение «Клоп».
Первоначальные требования к конструкции
Предположительно, изначально никакого финансирования разработки со стороны МО не было, так что участникам конкурса приходилось вести все изыскания исключительно за свой счет. Как бы там ни было, но завод начал проектирование машины, которая бы предназначалась для возможной эксплуатации в условиях бездорожья. В качестве основных пользователей предполагались как ВС РФ, так и прочие профильные ведомства.
Оттого сразу встала задача проектирования кузова таким образом, чтобы экипаж мог вести круговой обстрел из него, пользуясь собственным стрелковым оружием. Особого выбора в размещении команды не было: водитель на левом переднем месте, командир справа от него, между ними предполагалось смонтировать широкий ложемент для бортового стрелка, который, при необходимости, мог вести встречный огонь через поднимаемую центральную секцию лобового стекла.
Пятиминутка объективности
Именно поэтому при сборке массово использовались импортные комплектующие без оглядки на возможность реального боевого использования машины.
Состав и количество экипажа
Изначально рассчитывалось, что внутри кузова смогут поместиться восемь десантников, сидя спина к спине, а еще трое или четверо расположатся в кормовом отсеке. Таким образом, в проекте экипаж мог достигать 14-15 человек. Между колесными арками прототипа было такое расстояние, чтобы стрелок при необходимости мог оборонять машину, пользуясь верхним кормовым люком. Изначально не предполагалось оборудовать броневик складными сиденьями и прочими элементами, которые бы облегчили его использование для перевозки грузов.
Работы на ЗИЛе
АМО "ЗИЛ" сразу «ввязался» в эту эпопею, так как специалисты рассчитывали использовать наработки по своему давнему проекту («Синей Птице»), перекинув всю ходовую без особенных изменений. В результате работы по обоим проектам попросту «заглохли», так как тянуть сразу два направления инженеры оказались не способны. Несмотря на это, новый бронеавтомобиль ЗИЛ «Каратель» все же смог появиться. Как ни странно, но решающую роль в этом сыграли московские власти.
Но, по ряду причин, дальнейшая его разработка была остановлена. В том же 2009 году мэр уходит со своего поста, но завод получает в качестве субсидии последний транш на разработки. Его хватило, и в 2012 году первый опытный образец увидел-таки свет. Некоторые считают, что имя его - «Клоп», но это не так. Это наименование носил предшествующий образец.
Основные технические характеристики
Помните, что мы сказали о санкциях? На ЗИЛ 4х4 «Каратель» устанавливается итальянский (!) четырехцилиндровый дизель Cummins, развивающий мощность до 185 л/с. Сопряжен он с немецкой пятиступенчатой АКПП ZF. Есть ли в этом чуде инженерной мысли хоть какие-то отечественные комплектующие?
Есть и такое. От полноприводных КамАЗов взяли раздаточную коробку, а также мосты и подвеску практически без изменений. В длину ЗИЛ «Каратель» равняется 6330 мм, ширина его составляет 2397 мм, а высота - 2566 мм. Без учета навешивания брони «чистое» шасси весит 4,5 т. В полностью же бронированном варианте вес его равен сразу 8 тоннам. Сообщается, что всего в машине могут уместиться до 10 человек (экипаж вместе с десантниками).
Скорость по шоссе должна достигать не менее 120 км/ч. По грунтовым дорогам — порядка 30 км/ч. Проскальзывала в прессе информация, что бронеавтомобиль ЗИЛ «Каратель» может самостоятельно форсировать водные преграды за счет своей положительной плавучести, но производитель на этот счет особенно не распространяется.
Новый движок... и новые проблемы
Так или иначе, но руководство завода уже и само поняло свою «недоработку», а потому двигатель долгое время усовершенствовался. В каком состоянии этот проект сейчас, доподлинно неизвестно.
Расположение экипажа, обзорность
Командир и водитель размещаются в кабине, которая вынесена вперед от двигателя, а шесть десантников располагаются в своем отсеке, сидя спиной друг к другу. А еще двоих сажают лицом назад (между колесами), так что в результате обеспечивается полный круговой обзор. Все остекленные поверхности разделены на секции и располагаются под углом, дабы уменьшить вероятность пробития в случае обстрела машины из стрелкового оружия.
В ночное время и при условии сложных погодных условий за обзор отвечает система из шести видеокамер, причем пара из них может работать в качестве наружных зеркал, а остальные четыре отвечают за обеспечение полного кругового обзора. Таким образом, футуристичный ЗИЛ «Каратель» может похвастаться немалым количеством сложной электронной начинки.
Особенность и в открывании дверей: как в БТР, они откидываются вниз и вверх. В результате образуется подножка, не только удобная для посадки и высадки бойцов, но и не выходящая за пределы конструкции. Верхняя створка может откидываться отдельно, что позволяет вести более-менее прицельный огонь из личного стрелкового оружия на ходу.
О защите экипажа
Наружная броня защищает экипаж от автоматно-оружейного огня, а также осколков. Наружные крепления дверей разработаны так, чтобы минимизировать вероятность их повреждения в случае атаки. Кресла для десантников (складные), подвеска особой формы защищают людей в случае подрыва автомобиля на мине. Сложенные сиденья практически не занимают места, позволяя почти моментально трансформировать салон для перевозки раненых солдат или грузов.
В принципе, это делает броневик многофункциональным средством, которое может быть использовано сразу в нескольких ипостасях. Это всегда ценилось военными.
Основные достоинства машины
Если сравнивать автомобиль со стандартным БТР, то сразу обращает на себя внимание его исключительная простота и дешевизна. Словом, неплохая техника для легкой пехоты. Если попытаться навесить больше брони, установить мощное вооружение и усилить базу, чтобы перевозить больше груза, в результате получится стандартный БТР со всеми его недостатками. Таких много у РФ. ЗИЛ «Каратель» претендует на занятие несколько иной ниши.
Множество недостатков
Несмотря на все вышеизложенное, у специалистов к этому проекту до сих пор возникает очень много вопросов. Вот только некоторые из них:
Для чего нужно было использовать столько стекла, пусть даже и броневого? Когда такая мера хоть как-то повышала защищенность боевой машины?
Полное отсутствие турели на крыше вообще выглядит крайне странно. В конце концов, это же не прогулочный экипаж!
Что же касается «Тигра», то вообще непонятно, чем же ЗИЛ «Каратель» его превосходит? Да и превосходит ли?
Наконец, огромное количество импортных комплектующих. Для чего тратить огромные деньги на немецкие АКПП и итальянский дизель? В конце концов, это не настолько важный проект. Отечественный же аналог в этом случае явно далек от идеала.
Грузоподъемность и прочее
Даже если отбросить водителя и командира, в машине должны сидеть 10 десантников в полном вооружении. Вес каждого — явно не менее 100 кг. Так что, двоих придется выкинуть, дабы автомобиль справился с нагрузкой? В общем, много неясностей. Во всяком случае, машина явно не предназначена для дальнейшей модернизации в плане увеличения бронезащиты. Так себе «Каратель». Автомобиль ЗИЛ мог быть и получше...
Кроме того, не выдерживают никакой критики и посадочные места для экипажа: если под днищем взорвется что-то мощнее оборонительной ручной гранаты, то людям придется очень несладко. Нормальные машины такого класса имеют специальную систему подвески сидений, которая позволяет минимизировать эффект от взрывной волны в случае наезда на мину. В рассматриваемом нами варианте ничего подобного нет и близко.
Прочие «казусы»
И уж совсем нелепым выглядит количество отверстий в бронекорпусе: здоровенные проемы под двери и окна, люк на крыше... Скорее всего, у этого «монстра» нет никаких шансов противостоять более-менее мощному фугасу, так что для непосредственной работы в зоне боевых действий автомобиль явно не пригоден. Ни фары, ни зеркала, ни даже оптика видеокамер ровным счетом никак не защищены от огня даже ручного стрелкового оружия.
Кроме того, на фотографиях видно абсолютно обнаженные мосты, тяги и прочие детали. Это подходит для гражданского грузовика, но как-то не вяжется с обликом машины, которая должна передвигаться в зоне возможного военного конфликта.
Таким образом, в настоящее время перспективы этой разработки в войсках весьма и весьма сомнительные. Может ли появиться на вооружении армии ЗИЛ «Каратель»? Характеристики этой машины таковы, что вряд ли заинтересуют военных. Скорее уж, этот проект подходит для того самого «Дакара».