Вера Фигнер: биография и интересные факты из жизни

Дело российской революции, как это ни странно, совпало со стремительной феминизацией женщин. Все больше девушек в конце 19 – начале 20 века отказывались от роли жены и матери и окунались в активную борьбу не только за свои права, но и вообще за права человека. Одной из ярких участниц революционного движения на рубеже веков была Вера Фигнер, вошедшая в историю подготовкой дерзкого покушения на императора Александра II.

Происхождение

Известная революционерка Фигнер Вера Николаевна, как это обыкновенно водилось в зарождавшемся революционном движении, была дворянского происхождения. В автобиографии, которую она написала в Москве в 1926 году, уже будучи глубоко убежденной революционеркой, она указывала, что Александр Александрович Фигнер, ее дед со стороны отца, был дворянином из Лифляндии (территория современной Прибалтики). В 1828 году, будучи в чине подполковника, был приписан к дворянству в Казанской губернии.

Помещики были также и по материнской линии. Дедушка Веры Николаевны, Христофор Петрович Куприянов, из крупных помещиков, служил уездным судьей. Он владел землями в Тетюшинском уезде и Уфимской губернии. Однако от его богатства остались только 400 десятин деревни Христофоровка, которые и отошли ее матери. Отец, Николай Александрович Фигнер, в 1847 году в звании штабс-капитана вышел в отставку.

Детство

Сама Вера Фигнер родилась в 1852 году в Казанской губернии. В семье было еще пятеро детей: сестры Лидия, Евгения и Ольга, братья Николай и Петр. Вспоминая своих родителей, будущая террористка писала, что они были абсолютно разными по темпераменту, но в то же время энергичными и волевыми, к тому же невероятно деятельными. Эти качества, вспоминает она, были привиты в той или иной мере всем детям, каждый из которых, вероятно, благодаря суровому воспитанию, оставил свой след в истории.

Вера Фигнер, биография которой подробно изложена в ее книге «Запечатленный труд», писала, что в ее детстве не признавалось личности за ребенком, также не было родственной близости между родителями и детьми. В основе воспитания лежала строжайшая дисциплина, прививались спартанские привычки. Более того, братья подвергались и телесным наказаниям. Единственным близким человеком для детей была их старая няня Наталья Макарьевна. И тем не менее Вера Фигнер отмечает, что в семье никогда не было ссор, не раздавалось бранных слов «и не было лжи». Из-за службы отца семья жила в деревне и была лишена условностей городской жизни, а потому, говорит Вера Николаевна, «мы не знали ни лицемерия, ни пересудов и злословия».

Юность

В результате или вопреки, но все отпрыски семейства вышли, как принято говорить, в люди: Петр стал крупным горным инженером, Николай – известным оперным певцом. А вот сестры, все трое, посвятили себя революционной борьбе.

И Фигнер Вера Николаевна, краткая биография которой представлена в нашем обзоре, также посвятила себя светлому делу революции.

Детство закончилось, когда девочка была определена в Казанский Родионовский институт благородных девиц. Обучение основывалось на религиозных догматах, к которым Вера оставалась равнодушной, уходя все глубже в атеизм. Обучение длилось шесть лет, в течение которых девочка ездила домой на каникулы всего четыре раза.

После окончания института Вера Фигнер вернулась домой, в деревню. Как она сама писала, в глуши их посещал только дядя Петр Куприянов, который отлично знал идеи Чернышевского, Добролюбова и Писарева, а также учение утилитаризма, которым и прониклась юная девица. Непосредственного знакомства с крестьянством у нее не было, реальная жизнь и действительность, по меткому ее замечанию, проходила мимо нее, что неблагоприятно сказалось на ее знакомстве с жизнью и людьми.

Внешнее влияние

Первое знакомство с серьезной литературой у Фигнер произошло в 13 лет, когда ее дядя Куприянов разрешил взять с собой в институт годовую подшивку журнала «Русское слово». Однако прочитанные там произведения не оказали никакого влияния на девушку. В институте чтение было под запретом, а книги, которые давала мать, относились к художественной литературе и влияли более на чувственность, нежели на интеллектуальное развитие. Серьезная публицистика не попадала в ее руки до определенного времени.

Первое сильное впечатление на нее произвел роман «Один в поле не воин» Шпильгагена. Как ни странно, но важной для себя книгой Вера Фигнер отмечала Евангелие. Несмотря на приверженность атеизму, она извлекла из книги жизни принципы, которыми руководствовалась всю жизнь. В частности, всецелая отдача себя раз избранной цели. Поэма Некрасова «Саша», которая учила не отделять слово от дела, завершила формирование мировоззренческого фундамента личности будущей революционерки.

Замужество

Желание быть полезной, принести как можно больше счастья как можно большему количеству людей логичным образом вызвало в ней стремление учиться на эскулапа. Она решила обучаться медицине в Швейцарии. Но реализовать это намерение ей удалось только в 1870 году, после того как она вышла замуж за молодого следователя Алексея Викторовича Филиппова. Услышав однажды, каким образом происходит допрос подозреваемого и увидев в этом гнусность, убедила мужа бросить это занятие и уехать с ней получать медицинское образование в Цюрихском университете.

Приехав за границу, Фигнер Вера Николаевна впервые познакомилась и прониклась идеями социализма, коммуны и народного движения. Выбор стороны социалистических преобразований начался с посещений кружка «фричей» в Цюрихе, где она познакомилась с французскими социалистами Кабэ, Сен-Симоном, Фурье, Луи Бланом, Прудоном. Как она сама отмечала, выбрать сторону революции ее подвигло не столько острое чувство справедливости, сколько «жестокость подавления революционных движений правящим классом».

Возвращение в Россию

В 1875 году приехавшие в Россию члены кружка «фричей» для пропаганды социалистических идей среди рабочего класса были арестованы. Получив призыв от своих товарищей возобновить революционные связи в России, Вера Фигнер – биография кратко касается ее переживаний и сомнений на этот счет – вынуждена была оставить обучение в университете и вернуться на родину. Сомнения ее связаны были с тем, что она бросает дело на полдороги, хотя всегда считала это малодушием. В России она все же сдала экзамены на фельдшера. После пяти лет замужества она развелась с мужем, который не разделял ее увлечения революцией, и отправилась в Петербург.

К середине 70-х годов 19 века начал формироваться новый революционный центр, программа которого несла уже не просто революционную романтику, но и конкретные действия. В частности, реальную борьбу с властью. Тогда впервые заговорили о применении динамита в борьбе.

В 1878 году прозвучал первый революционный выстрел, изменивший направления этого движения в России. В петербургского градоначальника Трепова выстрелила Вера Засулич. Это была месть за телесные наказания, которые перенес один политический каторжанин за то, что не снял перед начальством шапки. После этого по всей стране прошли акции возмездия с применением террора.

Создание «Народной воли»

Вера Фигнер хоть и не входила напрямую в движение «Земля и воля», тем не менее примыкала к нему идеями и собственным автономным кружком «сепаратистов». Участвовала в съезде организации в Воронеже. Однако, как она писала, на съезде ни до чего так и не договорились. Компромисс сводился к тому, чтобы продолжать революционное просвещение в деревне и в то же время вести борьбу с правительством. Компромисс, как водится, привел к тому, что движение разделилось. Те, кто считал необходимым активно бороться с правительством и видел свой задачей свержение самодержавия, объединились в партию «Народная воля». Вера Фигнер вошла в ее исполнительный комитет.

Члены новой партии были настроены крайне решительно. Несколько членов организации готовили динамит, а остальные разрабатывали план покушения на императора Александра II. Вера Фигнер, фото которой нам говорит о тонкой и цельной девушке, но никак не о террористке, принимала активное участие в подготовке покушений в Одессе в 1880 году и в Петербурге в 1881 году. Изначально ее участие не планировалось, но, как она сама писала, «мои слезы смягчили товарищей», и она приняла участие в своей первой террористической вылазке.

От смертной казни на волоске

Вся организация попала в руки сыска в 1883 году. Вера провела в Петропавловской крепости 20 месяцев в полной изоляции. Затем была предана суду и приговорена к смертной казни, которую заменили на бессрочную каторгу. В Шлиссельбурге она провела двадцать лет. В 1904 году ее отправили в Архангельскую, затем в Казанскую губернию. После перевода в Нижний Новгород ей разрешили покинуть Россию, и в 1906 году она выехала лечить свою нервную систему за границу.

На родину она вернулась только в 1915 году, была избрана в Учредительное собрание после Февральской революции. Однако Октябрьскую революцию не приняла и членом компартии так и не стала. В 1932 году, в год ее восьмидесятилетия, было издано полное собрание сочинений в семи томах, куда вошел ее главный опус – роман «Запечатленный труд» о российском революционном движении.

Комментарии
Я читала про Веру Фигнер, что она была приглашена на бал ,кажется в Италии,где художники вместе с натурщицами танцевали раздетыми.На этот бал приглашали не всех,а только самых красивых натурщиц.
Вера Фигнер побывала в Италии только после 20-летнего заключения в Шлиссельбургской каторжной тюрьме, в 1906-1907 гг., когда ей шел уже шестой десяток лет. Выглядела она впечатляюще и в 70 лет, но не до такой степени, чтобы посещать балы нудистов.
Интересные люди были эти революционеры. Видимо их души зажигала сословная несправедливость и страдания народа. Хотя жизнь они мало знали, - больше опирались на революционные теории. Для них было поразительно просто перейти от агитации к террору «мои слезы смягчили товарищей»