Корабль «Орел» - первый русский военный фрегат

В 1636 году в России был построен военный корабль, получивший название «Фредерик», но он принадлежал другому государству - Шлезвиг-Гольштейн (земли на севере Германии, столица - Киль). Поэтому корабль «Орел», построенный в 1667-1669 годах, считается первенцем российского военного кораблестроения.

Причины строительства первой верфи

Предыстория его строительства такова. При царе Алексее Михайловиче, правившем Русью с 1645 по 1676 год, интенсивно развивались торговые отношения с соседями, в том числе и с Персией (современный Иран). Возникла необходимость налаживания судоходства по Каспийскому морю. Времена были неспокойными, и в подписанном русским царем и персидским шахом торговом соглашении специальным пунктом оговаривалась необходимость охраны торговых путей военными судами. Корабль «Орел» возник в результате этого соглашения.

Ответственный подход

В 1667 году на Оке чуть, ниже впадения в нее Москвы-реки, в селе под названием Дединово приступили к возведению небольшой верфи. Она предназначалась для строительства одного корабля, бота, яхты и двух шлюпок. Таков был первоначальный план. Для этой цели были выписаны из Голландии и других стран корабельных дел мастера – Гельт, Минстер и Ван-ден-Стрек. Кроме них были приглашены для непосредственного руководства и организации строительства военных кораблей полковник Ван-Буковец, капитан и кормщик Бутлер. Из окрестных деревень набрали 30 плотников, 4 кузнеца и 4 пушкаря. Общее же руководство процессом зарождения военного флота России было поручено боярину А. Л. Ордын-Нащокину, одному из самых образованных и умных царских сановников. Ему же принадлежала и идея обзаведения России собственным Военно-морским флотом.

Серьезность намерений

Очевидно, в силу такого серьезного государственного подхода корабль «Орел» был построен в удивительно короткие сроки – меньше чем за год. Начали его возводить 14 ноября 1667 года, а уже 19 мая 1668 года он был спущен на воду. Что он собой представлял? Двухпалубный, трехмачтовый с бушпритом парусный корабль западноевропейского типа был разновидностью голландского пинаса - парусно-гребного судна широкого назначения. Параметры, которыми обладал корабль «Орел», таковы: длина судна равнялась 24,5 метра, ширина составляла 6,5 метра, глубина осадки достигала 1,5 метра. Деньги на строительство парусника были получены от предшественника Адмиралтейства Петра I – Приказа Большого прихода. Общая сумма затрат равнялась 2221 рублям. Фрегат был построен русскими корабелами Степаном Петровым и Яковом Полуектовым по проекту вышеупомянутого Корнелиуса Ван-Буковена. Военный корабль «Орел» имел следующее вооружение – 22 пищали (пушки) калибром от шести до двух футов, 40 мушкетов, 40 пистолетов, ручные гранаты. Экипаж должен был состоять из 56 человек – капитана, 22 матросов (по другим данным, 20 моряков и 2 офицеров), 35 стрельцов.

Колыбель отечественного ВМФ

Необходимо отметить, что место для строительства верфи было выбрано толково. Село Дединово раскинулось по обоим берегам Оки. Здесь же находились дубовые леса, являющиеся прекрасным строительным материалом. Эскадра из фрегата, яхты и двух шлюпов по Волге в 1669 году прибыла в Астрахань. Яхта была вооружена двумя шестифутовыми пушками, на каждом шлюпе находилось по одной пищали того же калибра. Почему только в 1669 году конвой добрался до Астрахани? Задержка произошла из-за нехватки отделочных материалов, и военный корабль «Орел» вынужден был зимовать на Оке. Возникновение верфи ознаменовало не только зарождение отечественного военного флота, но и способствовало появлению Корабельного устава и морского торгового флага России. «34 статьи артикульных», полученные перед отплытием эскадры из четырех судов, возглавляемой галиотом «Орел», стали прообразом Устава ВМС. Триколор, по некоторым сведениям, тоже был изобретен здесь для спуска на воду «Орла», хотя, по другим данным, Петр I собственноручно начертил его, придумал цвета, очередность и направление полос. Первый корабль «Орел» получил свое название в честь герба России. 25 апреля 1669 года вышел указ о присвоении кораблю этого названия.

Печальный конец

В августе-месяце фрегат под командованием капитана Бутлера и другие суда бросили якоря на астраханском рейде. Город уже был захвачен восставшими крестьянами под предводительством Степана Разина. По некоторым данным, корабли были сожжены разинскими казаками, по другим, первый корабль «Орел» отстоял много лет в бездействии в протоке Кутуме до тех пор, пока не пришел в полную негодность. Такая печальная участь постигла фрегат. Ему не суждено было сопровождать торговые суда в Персию, пересекая Хвалынское (Каспийское) море. Но он навсегда останется первым русским военным кораблем. Петр I неоднократно бывал на первой русской верфи и отмечал, что первый фрегат хоть и не выполнил свою миссию, но именно от него пошло все морское дело. Говорят, что кораблик на шпиле Адмиралтейства очертаниями очень напоминает славный русский корабль «Орел».

Комментарии