Крупные машиностроительные заводы России
Россия – индустриальная страна с многовековой историей развития промышленности. Соответственно машиностроительные заводы России играют ведущую роль в экономике страны. В общем объеме промпроизводства доля продукции машиностроения колеблется в пределах 20%. Это хороший среднемировой уровень, однако, его необходимо повышать, ведь в ряде промышленно развитых стран этот показатель близок к 40% и более.
Место отрасли в промышленности России
Машиностроение России в структуре национальной экономики оспаривает первое место с топливной промышленностью и значительно превосходит прочие отрасли народного хозяйства. После развала СССР его доля в «общей копилке» с 28% (1990) скатилась до 16% (1995), но затем началось плавное восстановление. К началу XXI века показатели увеличились до 19%, а к 2015 году – до 22%.
В 2013 году машиностроительные заводы России заработали 190 млрд долларов (6 триллионов рублей). Всего в РФ действуют 19 отраслевых комплексов, более ста подотраслей и отдельных производств. В машиностроении задействовано свыше 40000 предприятий всех уровней и различных форм собственности (из них 2000 – крупных), что составляет треть от общего количества промпредприятий. В отрасли занято 1/3 всего работающего населения: более 4,5 млн человек (3,5 млн из которых – рабочие). Большое количество работников определяет социальную значимость отрасли в обеспечении занятости населения.
Историческая справка
Народы на территории России обработкой металлов занимались с незапамятных времен. На Урале обнаружены древние поселения, где плавили металл и изготавливали из него различные изделия более 6000 лет назад. В Киевской Руси уже в X веке существовали крупные мастерские, изготавливавшие сложные изделия. В XII веке наши предки освоили токарные и фрезерные станки. Однако первые машиностроительные заводы в России появились в XVI веке. Они были связаны с оружейным делом и размещались в Туле. Производство базировалось на местной железной руде, но было малочисленным, разрозненным и несистемным.
Революционные изменения в отрасли произошли при Петре I, который вел активную экспансионную политику. Его армии требовалось больше современного оружия, амуниции, оборудования. С открытием крупных месторождений железной руды на Урале там же были созданы и машиностроительные предприятия, главным образом оружейные.
Локомотивы отрасли
Широта спектра изготавливаемой продукции приводит к тому, что многие крупные машиностроительные заводы России, являясь эксклюзивными производителями определенных видов изделий, в то же время имеют сравнительно небольшие объемы продаж в денежном выражении. С крупнейшими российскими компаниями топливной промышленности, металлургии и нефтехимии сопоставимы по объему реализации лишь ОАО «АвтоВАЗ», АХК «Сухой», ОАО «ГАЗ», группа «СОК» и ОАО «КАМАЗ».
В число ведущих входят, в основном, предприятия автомобилестроения (подотрасли гражданского машиностроения с наибольшей долей в структуре выпуска машиностроительной продукции) и ВПК, а общее количество крупных машиностроительных производств (с годовым оборотом больше 5 млрд рублей) относительно невелико.
Холдинги и ФПГ
Машиностроение России в последние годы вступило на путь формирования холдингов и финансово-промышленных групп (ФПГ). При этом наблюдается как дальнейшее развитие машиностроительных компаний и холдингов, созданных в предыдущие годы (Объединенные машиностроительные заводы, Энергомашиностроительная корпорация, «Новые программы и концепции» и другие), так и формирование новых групп, создаваемых на основе капиталов, заработанных в других отраслях. Наиболее заметна экспансия в машиностроение металлургических компаний, результатом которой стало формирование в автомобилестроении мощной ФПГ «РусПромАвто» и группы автомобилестроительных предприятий «Северстали». В результате в большинстве подотраслей сформировались одна или несколько крупных компаний (групп), занимающих в них доминирующее положение.
Крупнейшие машиностроительные заводы России
Список предприятий, насчитывающих более 12000 работников, сократился на порядок (со 120 до нескольких десятков). ТОП-10 компаний по числу трудящихся на них людей за последние десятилетия претерпел кардинальные изменения. Ряд заводов фактически банкроты, другие значительно уменьшили персонал. Для примера приводим сравнительную таблицу гигантов машиностроения на пике своего развития и на сегодняшний день.
Число работников | Максимальное количество | 2000 год | Последние данные |
АвтоВАЗ | 115000 | 110000 | 52000 (2015) |
ГАЗ | 110000 | 107000 | 25000 (2013) |
КамАЗ | 100000 | 50500 | 40700 (2013) |
ЗИЛ | 79500 | 19700 | 2300 (2014) |
Челябинский тракторный | 54500 | 21900 | 13000 (2014) |
«Калашников» ("Ижмаш") | 47000 | 24800 | 4500 (2013) |
«Уралмашзавод» | 45000 | 15500 | 14000 (2011) |
«Уралвагонзавод» | 42000 | 29000 | 30000 (2015) |
«Севмаш» | 38000 | 27700 | 25000 (2011) |
«Ростсельмаш» | 35000 | 14800 | 10000 (2013) |
Более детальный список крупных действующих компаний по регионам выглядит следующим образом.
Центральный федеральный округ
На западе России сконцентрированы высокотехнологичные предприятия ВПК (в частности, авиа- и ракетостроение, системы ПВО и РЛС, огнестрельное оружие, колесная техника), космической отрасли, выпускается широкая номенклатура дизельных моторов, железнодорожной техники, станков и оборудования. В Калужской области действует целый кластер автопредприятий зарубежных производителей. Между тем отечественные автогиганты АЗЛК и ЗИЛ растеряли былое величие.
- Предприятия ВКО «Алмаз-Антей» (общее число работников концерна 98000 человек). Включает Московский машиностроительный завод «Авангард» (производство зенитных ракет), Долгопрудненское НПП (зенитно-ракетные комплексы), НПО ЛЭМЗ (радиолокационные станции), Московский радиотехнический завод (радиоаппаратура) и другие.
- ГКНПЦ им. М. В. Хруничева (43500 чел., Москва) – ведущее предприятие ракетно-космической промышленности. Разрабатывает и производит ракеты-носители «Протон», «Ангара».
- Московский машиностроительный завод «Знамя Труда» и РСК «МиГ» (14500 чел., Москва) – выпуск истребителей «МиГ».
- Автозаводы иностранных компаний: «Рено Россия» («Автофрамос», 2300 чел., Москва), «ПСМА Рус» (PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi, Калужская обл.), «Фольксваген Груп Рус» (Калужская обл.), «Вольво Восток» (Калужская обл.) и другие.
- РКК «Энергия» (Королев) – ведущее ракетно-космическое предприятие мира.
- ВПК «НПО машиностроения» (18000 чел., Реутов) – ракетно-космическая техника.
- МЗ «ЗиО-Подольск» (4700 чел.) – оборудование для АЭС и ТЭЦ.
- «Коломенский завод» (6400 чел.) – тепловозы, электровозы, дизельное оборудование.
- Брянский машиностроительный завод (6800 чел.) – тепловозы, вагоны.
- «Автодизель» (Ярославский автозавод) – производство двигателей.
Северо-Западный ФО
В Петербурге и Ленинградской области сосредоточены крупнейшие машиностроительные заводы России. Местные судостроительные верфи занимают лидирующие позиции по строительству военных и гражданских судов. Среди отечественных флагманов гигантскими размерами цехов (200 га в центре города) выделяется Кировский тракторный завод, главным доходом которого стала аренда площадей, а не выпуск профильной продукции. По соседству, во Всеволожске, действует крупный завод «Форд». Еще одним машиностроительным центром региона является город Северодвинск, где строят подводные лодки.
- «Севмаш» (25000 чел., Северодвинск) – строительство подводных лодок.
- Судостроительные заводы Петербурга: «Адмиралтейские верфи» (первое предприятие города, 8000 чел.), «Балтийский завод» (4000 чел.), «Северная верфь» (3500 чел.), «Средне-Невский» (ок. 1000 чел.).
- Производство оборудования для энергетики: Ленинградский металлический завод (в 2017 году отмечает 160-летие, выпускает турбины), «Электросила» (генераторы), «Ижорские заводы» (оборудование для АЭС, экскаваторы).
- Автопредприятия Ford, Toyota, Nissan, Hyundai, General Motors, MAN, Scania.
- ЛОМО (Петербург) – оптические приборы.
- Кировский тракторный завод (8000 чел.) – производство тракторов «Кировец», различного оборудования.
Южный ФО
Главной движущей силой машиностроения в регионе является производство сельхозтехники и оборудования для энергетики. Крупный производитель автомобилей ТагАЗ и Волгоградский тракторный завод признаны банкротами.
- Машиностроительное предприятие «Ростсельмаш» (10000 чел., Ростов-на-Дону) – производство комбайнов «Дон» и другой сельхозтехники.
- «Красный котельщик» (4400 чел., Таганрог) – крупный производитель котельного оборудования.
- «Атоммаш» (Волгодонск) – ведущий поставщик оборудования для АЭС и ТЭЦ.
- ПО «Баррикады» (3300 чел., Волгоград) – многопрофильное предприятие (артиллерия, ракетные комплексы, оборудование для АЭС и нефтегазовой сферы).
Приволжский ФО
В регионе действуют известные машиностроительные заводы России: АвтоВАЗ, ГАЗ, «Тяжмаш», КамАЗ, УАЗ, «Калашников» и другие. Номенклатура выпускаемой продукции обширна: от подшипников (1/4 отечественного рынка) до уникального оборудования для энергетики, от автомобилей до самолетов.
- АвтоВАЗ (52000 чел., Тольятти) – флагман по числу производимых легковых автомобилей.
- «Тяжмаш» (7000 чел., Сызрань) – оборудование для тяжелой промышленности.
- Автомобильные заводы группы «ГАЗ»: Горьковский автомобильный завод (мало- и среднетоннажные грузовики, военная техника, легковые автомобили), «Павловский автобус» (ПАЗ), Ульяновский моторный завод и другие.
- КамАЗ (Набережные Челны) – ведущий производитель отечественных грузовых автомобилей.
- Оружейные заводы Ижевска: «Калашников» (бывший «Ижмаш», 4500 чел.), «Ижевский механический завод» (7000 чел.).
- Авиапромышленность Башкирии: УМПО (21000 чел., УФА) – авиационные двигатели, УППО (Уфа) – авиаприборы, КумАПП (Кумертау) – производство и ремонт вертолетов серии «КА».
- Пермский моторостроительный комплекс (12000 чел.) – ракетные и авиационные двигатели.
- Мотовилихинские заводы (7000 чел., Пермь) – оружие.
- УАЗ (Ульяновск) – внедорожники и микроавтобусы.
- «Авиастар-СП» (10000 чел., Ульяновск) – крупнейший авиастроительный завод (самолеты моделей «Ту», «Ан», «Ил»).
Уральский ФО
Урал не случайно называют сердцем промышленности России. Наличие богатых залежей полезных ископаемых и важное стратегическое расположение стали предпосылками размещения здесь крупных промпредприятий, главным образом связанных с обработкой металлов и оборонным комплексом. Мощнейшими центрами машиностроения являются Екатеринбург и Нижний Тагил.
- «Уралвагонзавод» (27000 чел., Нижний Тагил) – один из флагманов отечественного машиностроения. Выпускает широкий спектр продукции: от грузовых вагонов до танков. На филиале «Уралтрансмаш» (Екатеринбург) производят самоходные артустановки и трамваи.
- «Уралмаш» (14000 чел., Екатеринбург) – лидер по производству бурового, горного, металлургического оборудования.
- ЗиК (Екатеринбург) – зенитно-ракетные комплексы, коммунальная техника.
- Челябинский тракторный завод (13000 чел.) – тракторы, дорожно-строительная техника, двигатели к ним.
- Автомобильный завод «Урал» (13500 чел., Миасс) – грузовые автомобили.
- «Курганмашзавод» (4800 чел., Курган) – военная техника (БМП, тягачи).
- Златоустовский машиностроительный завод – ракетная техника.
Сибирский ФО
Машиностроительные производства ориентированы на ВПК, авиастроение и производство оборудования для добычи полезных ископаемых. Многие базовые предприятия банкроты или близки к этому. Отрасль в данном регионе нуждается в модернизации и поддержке.
- Авиакосмические предприятия: НАПО им. В.П. Чкалова (6000 чел., Новосибирск) – производство самолетов компании «Сухой»; ПО «Полет» (4500 чел., Омск) – самолеты "Ан", спутники системы «ГЛОНАС», ракетно-космическая техника; Улан-Удэнский авиационный завод (6000 чел.) – один из крупнейших производителей авиатехники: вертолеты марки «Ми» и самолеты «Су»; Иркутский авиационный завод – самолеты «Су», «Як», «МС», компоненты для Airbus; «Информационные спутниковые системы» (8000 чел., Железногорск) – спутники различного назначения и системы связи.
- «Тяжстанкогидропресс» (Новосибирск) – ведущий производитель гидропрессов, станков, насосов.
- Радиозавод им. А. С. Попова (Омск) – радиотехника и системы связи.
- «Алтайвагон» (7000 чел., Новоалтайск) – выпуск вагонов.
- Машиностроительное предприятие ЛВРЗ (6000 чел., Улан-Удэ) – производство и ремонт локомотивов и электропоездов.
Дальневосточный ФО
Представлен отдельными крупными предприятиями:
- КнААЗ им. Гагарина (13500 чел., Комсомольск-на-Амуре) – ведущее авиапредприятие страны. Выпускаются военные (семейство «Су», «ПАК ФА») и гражданские (Sukhoi Superjet) самолеты, комплектующие для «Боинга».
- Предприятия судостроения и судоремонта: Амурский судостроительный завод (Комсомольск-на-Амуре) – ранее выпускались атомные подлодки, сейчас военные и гражданские суда; «Дальзавод» (Владивосток); Приморский завод (Находка), Находкинский судоремонтный завод.
Вывод
Российское машиностроение переживает не лучшие времена. Несмотря на достаточно мощный промышленный потенциал, большинство флагманов снизили производство, многие откровенно выживают. Отрасль остро нуждается в реформировании, модернизации станков и оборудования, новом подходе к менеджменту. Между тем, строятся новые высокоэффективные предприятия, главным образом средние и небольшие. Второе дыхание получили заводы по выпуску военной продукции. Большой интерес проявляют зарубежные партнеры, особенно автопроизводители. При комплексной поддержке государства и частной инициативе машиностроение может вносить гораздо больший вклад в экономику страны.