Фильмы о боевых искусствах. Из древности в современность
Не секрет, что фильмы о боевых искусствах выпускают в прокат два самых известных производителя: Гонконг и Голливуд. Ежегодно азиатская киноиндустрия выпускает внушительное количество лент с использованием боевых искусств. Немало суперзвезд, получивших мировое признание, являются выходцами из Азии. Это актеры, каскадеры, такие как Джеки Чан, Донни Йен, Брюс Ли, Джет Ли, Юань Бяо, и кинорежиссеры Джон Ву и Саммо Хун. Сейчас большинство звезд азиатского кинематографа получили заслуженное признание и известность в Голливуде. Стоит заметить, что многие из них изначально сознательно стремились перебраться в Америку.
Ошибочное мнение
Считается, что творения азиатского кинематографа, а именно фильмы о боевых искусствах, стали известными отечественному и западному зрителю благодаря картинам, снятым в 70-е годы прошлого столетия. В них принял участие Брюс Ли, а позже Джета Ли (Ли Лянь-цзе) и Джеки Чан. Как ни странно, но если заходит разговор о кинолентах, посвященных в той или иной мере азиатским боевым школам, то почему-то пальма первенства безропотно присваивается японским продюсерам.
Исключительное явление китайской истории
Мало кому известно, но самые первые фильмы о боевых искусствах сняты были в 20-30-х гг. ХХ века в континентальном Китае. И, согласно статистическим данным, за период с 1928 по 1931 годы около пяти десятков кинокомпаний Шанхая выпустили в прокат более 400 фильмов, 250 из них были посвящены ушу, кун-фу, тай-цзи-цюань и другим разновидностям восточных единоборств. В целом зарождение культуры боевых искусств называют исключительным явлением в китайской истории, ее возникновение и последующее развитие обусловлены сложнейшими социальными, психологическими и культурными факторами. Китайские фильмы про боевые искусства с трудом пережили «культурную революцию» 1966-1976 гг., когда киноиндустрия страны попала под новый виток ужесточения цензуры. И лишь одна картина, которая была снята в те жесткие времена, вышла в прокат и пользуется популярностью и поныне - «Красный женский отряд».
«Оттепель» и современность
После окончания «культурной революции» китайский кинематограф начал развиваться с бешеной скоростью, режиссеры принялись снимать больше развлекательных кинолент, в качестве образца которым служили творения западных коллег. Но все инновационные эксперименты проводились исключительно в строго обозначенных рамках, без упоминания о коммерциализации кино. Китайские фильмы про боевые искусства, выпущенные в пору «оттепели» и уже современной киноиндустрией, часто сочетают в себе два жанра - боевик и комедию:
- «Вонг Фей Хун - мастер кунг-фу» (2004).
- «Священное пламя мира боевых искусств» (1983).
- «Шаолиньские братья» (1977).
- «Легенда о лисе» (1980).
- «Святое оружие» (1993).
- «Мастер Багуа/ Мастер кунг-фу» (2012).
- «Кулак ярости» (1,2).
- «13 хладнокровных орлов» (1993).
Конфуцианский ареал
Фильмы про боевые искусства, список которых известен каждому фанату азиатского кино, выпускают страны так называемого конфуцианского ареала: КНР, Гонконг, Тайвань, Сингапур, китайская община Малайзии, Япония, Корея и Вьетнам. В этих азиатских странах кинематограф является не просто зрелищем, а продолжением или, скорей, замещением повествовательного фольклора. Вот почему у большинства картин наблюдается предсказуемость и стереотипность развития сюжетной линии. В европейских фильмах базовым поджанром стала психологическая драма, даже в зубодробительных боевиках. А вот в кино Азии доминирует мелодрама с ее четким разграничением добра и зла, дидактическим посылом, опорой на коллективное сознание и т. д. Даже азиатские фильмы о боевых искусствах используют внятность и понятность жанровых схем, так свойственных сказочному фольклору. Также основа мелодрамы заметна в фильмах ужасов, криминальных триллерах и эпических, батальных кино.
Современность
В последнее время киноленты в этом жанре имеют высокую популярность, множество фильммейкеров загорелись идеей снимать фильмы о боевых искусствах и, чтоб лента понравилась зрителю, вкладывают немало средств, приглашают звезд и известных режиссеров и, как следствие, получают внушительные кассовые сборы. Так, кинолента «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» (режиссёр Энг Ли) получила 4 премии Оскар, а кассовые сборы составили около 100 миллионов долларов. Телесериал под названием «Беззаботная жизнь в мире раздоров», который в последнее время транслировался по китайскому телевидению, собрал огромную зрительскую аудиторию.
Именитый кинорежиссер Чжан Имоу также не обошел стороной идею о снятии фильмов в жанре восточных единоборств, и в свет вышли такие картины, как «Дом летающих кинжалов», «Герой» и другие. Обе киноленты подвергались критике, но все же размер денежных сборов говорит сам за себя. За короткое время рынок киноиндустрии заполнили «Воины неба и земли» (режиссер Хэ Пин), «Кун-фу» (режиссер Стивен Чоу), «Клятва» Чэня Кайгэ и многие другие фильмы. Азиатские боевые искусства не перестают вдохновлять мэтров кино.
В отечественном кино
В советском кино яркими примерами картин этого направления являются: «Непобедимый» о самбо и «Не бойся, я с тобой». В России после перестройки возможностей посмотреть свежие картины Азии и Голливуда стало значительно больше, да и рамки культурной цензуры стали гораздо мягче. Отечественному кинематографу пространства для сюжетных изысков стало побольше, появились фильмы про боевые искусства. Список небольшой, но их можно поставить на один уровень с ранними азиатскими картинами. Преобладали ленты со значительным содержанием драк, поэтому режиссеры охотно приглашали актеров и консультантов-мастеров восточных единоборств из Азии:
- «Я объявляю вам войну».
- «Фанат».
- «Человек в зеленом кимоно».
- «Камышовый рай».
- «Мастер Востока».
- «Америкэн бой».
- «Тринадцатого уничтожить!»
- «Чтобы выжить».
К сожалению, такого уровня распространения, как восточные, пока что не достигли русские боевые искусства. Фильмы о них снимаются преимущественно документальные, хотя их потенциал велик.