Портрет Ломоносова: описание

Михаила Ломоносова давно нарекли хрестоматийной личностью. Каждый школьник с юных лет знает о выдающемся ученом или хотя бы о его существовании и узнает его облик на портрете.

Михаил Ломоносов: портрет ученого, сделанный по рисунку Шульце

В живописи XVIII века особым спросом пользовались картины с изображением людей. Во многом это было связано с потребностью людей оставить след в истории и передать потомкам информацию о том, как выглядели выдающиеся умы их времени.

Такая личность, как выдающийся ученый, первопроходец во многих областях науки, энциклопедист, поэт и просто отличный человек с недюжинной физической силой не мог обойтись без внимания художников.

Портрет Ломоносова всем знаком с детства. Мало кто знает, что такое знакомое изображение ученого имеет несколько интерпретаций и порой очень трудно различить руку мастеров. Среди множества работ немалый интерес искусствоведов вызывает гравюрный портрет Ломоносова, написанный М. Шрейером по рисунку его коллеги и учителя Х. Шульце.

Композиция работы мало чем отличается от оной у Фессара, но при этом можно заметить, что Шрейер вносит ряд интересных деталей. Ученый не держит обе руки на столе, а сидит в открытой позе, обнажая свою грудь в по-домашнему неряшливо надетом кафтане. В одной руке Михаил Васильевич держит записи, а в другой перо. Его выражение лица выдает крайнюю задумчивость, но при этом можно уловить нотки энтузиазма во взгляде. Перед зрителем предстает портрет Ломоносова, который занят мыслительным процессом и при этом старается все тщательно зафиксировать на бумаге. Открытые перед ним книги лежат в рабочей небрежности.

Неожиданный факт о гравюре

Гравюра Шрейера, изображающая портрет Ломоносова, имеет одну особенность, над которой искусствоведы до сих пор ломают себе голову. Предполагается, что работа написана по рисунку Шульце, однако тот родился в 1749 году, что не увязывается с датой выполнения гравюры – конец XVIII века. При детальном рассмотрении картины можно заметить, что в открытой книге на переднем плане виднеется имя Петра I, а не Елизаветы, во времена которой жил Ломоносов. Общая композиция стилистически построена в духе барокко, хотя конец XVIII века считается периодом, когда в живописи господствовал классицизм. На основании этих несоответствий в искусствоведческом мире имеется предположение, что портрет Ломоносова руки Шрейера прошел несколько стадий своего развития, причем сам лично художник не контактировал с ученым. Изначально был создан портрет Михаила Васильевича, затем с него Шульце сделал рисунок. На последнем этапе Шрейер создал свою знаменитую гравюру по мотивам карандашного наброска своего учителя и коллеги.

Стилистические особенности гравюры

Упомянутый выше стиль барокко на картине, которому было не место в XVIII веке, объясняется художественным приемом, пришедшим к нам из времен Римской Империи. Поставив целью написать гравюру с изображением выдающегося ученого, Шульце, а за ним, естественно, и Шрейер нашли подходящий прототип картины, где был изображен Жан-Жак Руссо. И, взяв его за основу, «насадили» на тело мыслителя голову Ломоносова. Именно этим фактом объясняется стилистическое несоответствие в гравюре Шрейра с царящими в живописи канонами на конец XVIII века.

Комментарии