Научная фантастика: лучшие фильмы (список)

Любители знают, а остальные наверняка нет, что в октябре нынешнего года будет знаменательная дата. Эмметт Браун и Марти Макфлай отправились в будущее и прибыли туда именно 21 октября 2015 года. В честь этого события статья посвящена фильмам, в которых так или иначе рассматриваются отношения отдельного человека и времени.

Но здесь нужно оговориться, чтобы не тратить время тех, кто ждет освещения в настоящей статье документальных научно-фантастических фильмов. Тема «Научная фантастика: фильмы документальные» здесь раскрыта не будет. А что же тут можно найти? Обзор и частичный анализ фильмов, посвященных теме отношений человека и времени. Конечно, их великое множество, поэтому были выбраны всего три сюжетных линии, хотя одна из них включает целых три части. Итак, в список «научная фантастика: лучшие фильмы» вошли кинокартины:

  • «Назад в будущее» (трилогия);
  • «Иван Васильевич меняет профессию»;
  • «Вспомнить все».

«Назад в будущее» (1985–1990)

Трилогия была снята в период с 1985-го (дата выхода первого фильма) по 1990-й (дата выхода последнего фильма).

Сюжет первой части

Очень кратко, потому что, наверное, его все знают. Это замечательное кино держится на дуэте актеров Кристофера Ллойда и Майкла Дж. Фокса. Они играют, соответственно, доктора («Дока») Эмметта Брауна и Марти Макфлая. Доктор – сумасшедший ученый, помешанный на науке, все время что-то изобретает, но, как правило, это что-то не работает. Но вот в 1985-м Док все-таки создает что-то работающее – машину времени. Он приглашает своего друга, Марти Макфлая, – обычного школьника, засвидетельствовать исторический момент: первый эксперимент со временем. А первым путешественником во времени в этом внелабораторном опыте является собака по кличке Эйнштейн. Это так создатели фильма благодарят величайшего физика ХХ века за идею.

Эксперимент проходит успешно, но доктор не успевает воспользоваться своим детищем, чтобы махнуть на 30 лет вперед, т. е. в 2015 год. Его убивают террористы, у которых он обманным образом позаимствовал плутоний. Машина времени работает, к сожалению, только на «ядерной тяге», чтобы пронзить время и пространство, нужно много энергии. Убийство случается прямо на глазах Марти. Он, испугавшись, забирается в «ДэЛориан» (машину времени) и, удирая со всех колес от террористов, случайно попадает в 1955 год.

В этом времени с Марти происходит много чего, но главное - он помогает своему отцу поверить в себя и из неудачника превратиться в успешного писателя, что, разумеется, отражается на судьбе всех членов семьи. Еще Марти встречает Дока живого и здорового. Он помогает ему вернуться домой. Happy end.

Сюжет второй части

Вторая часть стартует там, где кончается первая. Для Марти реальность шикарна: родители богаты, у него есть машина, девушка его любит. Впереди их ждет только самое лучшее. Но тут появляется Док и говорит, что им надо срочно лететь в будущее выручать их с Дженнифер детей. Машина времени теперь умеет летать, и герои отправляются в будущее, но это только начало приключений.

Сюжет третьей части

В результате несчастного случая, произошедшего в конце второй части, Эмметт Браун попадает на Дикий Запад. Марти не может оставить друга в беде и отправляется за ним, воспользовавшись помощью Дока из 1955-го (это долгая история, лучше посмотреть фильм). Там тоже два главных героя попадают в различные событийные переплеты, но снова выходят из них с честью. Правда, к несчастью, машину времени в конце уничтожает поезд.

«Назад в будущее» и время

Наверное, многие, кто посмотрел это фильм, задумались, а возможны ли такие путешествия во времени? Ответ: к сожалению, пока нет. С физической точки зрения ни прошлого, ни будущего не существует. Прошлое – это наши воспоминания, а будущее – это наши прогнозы, ожидания, способности и воля. Другими словами, прошлое и будущее – это конструкты сознания.

Кроме того, с научной точки зрения представляется невозможным воссоздать точную копию прошлых событий.

Нельзя также изменить историю одной семьи, не изменив при этом всю историю человечества. Нельзя забывать об «эффекте бабочки», суть которого как раз в том, что незначительные влияния или события могут нарушить равновесие всей системы и привести к катастрофическим последствиям. В этом смысле гораздо ближе к истине фильм «И грянул гром» по рассказу Рэя Брэдбери. Он как раз об «эффекте бабочки» в прямом и переносном смысле.

Тем не менее, несмотря на научную критику, эта кинолента, безусловно, по праву входит в категорию «Лучшая научная фантастика: фильмы», списки которых неизменно возглавляет.

«Иван Васильевич меняет профессию» (1973)

Странно, но советский и российский зритель, скорее всего, не воспринимает прославленную комедию как научную фантастику. И совершенно напрасно. Она может так же, как и «Назад в будущее», считаться одной из лучших в своем жанре. Другими словами, категория «Лучшая научная фантастика: фильмы» (списки этого жанра) должна быть украшена нашей прославленной комедией. Примечательно то, что в одном из английских переводов фильм звучит как: Ivan Vasilievich: Back to the Future. Таким образом, две научно-фантастические ленты вступают в причудливые лингвистические и временные взаимоотношения.

Сюжет

Хотя он известен каждому советскому и, надеемся, российскому человеку, долг велит напомнить.

«Безумный» советский ученый А. С. Тимофеев находится в поисках механизма, способного управлять временем и отправлять человека в прошлое или будущее. В результате своих поисков он изобретает машину времени. Из-за его экспериментов постоянно вылетают пробки в доме, чем очень недоволен жутко сознательный управдом И. В. Бунша. По соседству с А. С. Тимофеевым живет А.С. Шпак. Стремясь объяснить управдому суть действия машины времени, изобретатель ее запускает, и стенка, разделяющая апартаменты Тимофеева и Шпака, пропадает. На авансцене появляется Жорж Милославский (матерый вор-квартирник). Все в недоумении: «Куда стенка девалась?» Ученый, наоборот, вдохновлен: раз исчезла, значит, машина работает! Значит, можно отправиться в прошлое или будущее. А. С. Тимофеев говорит, что сейчас они увидят Русь времен Ивана Грозного. И действительно увидели. Правда, спонтанный эксперимент пошел немного не так: жители советской Москвы и жители ее более древнего варианта в неразберихе поменялись местами – И. В. Бунша и Жорж Милославский попали во времена Ивана Грозного, а один из самых жестоких царей в истории России увидел красоты индустриальной Москвы. Такова завязка киноленты, относящейся к категории «Научная фантастика: лучшие фильмы».

Михаил Булгаков и Леонид Гайдай

Сюжет знаменитой пьесы почти полностью лег в основу советского шедевра. Примечательно и то, что и в пьесе, и в фильме все действо разворачивается во сне инженера Тимофеева. И во времена Михаила Булгакова, и во времена Гайдая только сновидческая реальность была неподконтрольна власти, поэтому именно в нее и поместили события пьесы и фильма. Творческий вневременной союз М. А. Булгакова и Л. И. Гайдая создал произведение искусства, входящее в группу «Научная фантастика: лучшие фильмы».

«Вспомнить все» (1990)

Еще один фильм, который, безусловно, заслуживает внимания, это «Вспомнить все» с Арнольдом Шварценеггером в главной роли. Сам фильм снят в жанре боевика, но он заслуживает внимания, потому что в нем рассматривается и разворачивается идея ложных воспоминаний.

Сюжет

На дворе почти ХХІІ век – 2084 год. Обычному рабочему снятся странные сны. Из ночи в ночь он представляет себя секретным агентом на Марсе. Потом, при свете дня, он видит компанию «Воспоминание», предлагающую услуги «ложного путешествия»: в память человека вживляются воспоминания, любые, какие только он пожелает, разумеется, в рамках имеющегося у конторы ассортимента. Дуглас Куэйд решает туда заглянуть. Ему объясняют условия, говорят об опасностях, например, о том, что существует вероятность потерять память, он все равно хочет побыть хотя бы в воспоминаниях агентом с секретным заданием на Марсе. Во время процедуры вживления памяти происходит сбой, Дуглас становится агрессивным и кричит что-то неясное, избивает сотрудников фирмы, но они, вкатив ему огромную дозу транквилизатора, справляются с ситуацией.

Даг оказывается в такси. Затем что-то странное происходит и с самой реальностью: за героем бегает множество людей в надежде его убить. И что самое интересное: в их числе и жена Дугласа Куэйда.

Ремейк 2012 года и место «Вспомнить все» в зале славы

Если кому-то не по вкусу Арни, то они могут посмотреть другой фильм с таким же названием и сюжетом. В главной роли Колин Фаррелл. Более новый фильм мало чем отличается от своего предшественника, разве что он технологичнее и в нем больше спецэффектов.

Место в зале славы кино, конечно, этот фильм вряд ли займет, но он заслуживает места в группе «Научная фантастика: лучшие фильмы» за идею. Вообще, если кинематограф займется систематическим освоением почти безбрежного литературного наследия Филипа Дика, то голливудская индустрия заработает не один миллион долларов. Одна беда с романами Ф. Дика: они прекрасны по своим идеям, но им не хватает филигранного исполнения, а все потому, что у их автора почти никогда не было достаточно времени для точного осуществления замысла.

Таковы лучшие фильмы жанра «научная фантастика».

Почему в список лучших не попали фильмы, вышедшие после 2000-х годов?

Это резонный вопрос. Он может возникнуть у большинства читателей настоящей статьи. Действительно, в 2000-х вышло так же много хороших научно-фантастических фильмов, но в ХХ века уже сама фантастика изменилась, теперь людям кажется, что будущее будет совсем другим, т. е. представления 20-летней давности устарели и стали нашей современной реальностью (разумеется, не все). Поэтому интереснее, на наш взгляд, посмотреть, как воплотились фантастические идеи 80-х и 90-х. Поколение тогдашних детей уже стало взрослыми людьми. Они были свидетелями появления этих кинокартин, а значит, надеялись, сопереживали и мечтали в одной тональности с их создателями. Другими словами, наша тройка кинолент в категории «Научная фантастика: фильмы художественные» такая, а у подрастающего поколения она может быть совсем иной.

Окончательный список

Осталось сделать краткое резюме. Сюда попали не только непосредственно описанные фильмы, но и те, которые неплохо было бы посмотреть в контексте. И здесь уже временной ограничитель, поставленный автором статьи, не соблюдается. Итак, «Научная фантастика: лучшие фильмы», список шедевров про личные отношения человека и времени:

  • «Назад в будущее» (трилогия);
  • «Иван Васильевич меняет профессию»;
  • «Вспомнить все» (2 версии);
  • «И грянул гром»;
  • «Квантовый скачок» (сериал);
  • «День Сурка»;
  • «Эффект бабочки» (только первая часть, первый фильм).

Последние три фильма выходят из ряда («Квантовый скачок» – это научно-фантастический сериал, а «Эффект бабочки» и «День сурка», скорее, философские притчи). Но все-таки их необходимо посмотреть всем тем, кто интересуется метафизическими, философскими, одними словом, мироопределяющими вопросами человеческого существования в контексте пространственно-временного континуума.

Комментарии