Создать себя из ничего. Религиозное и атеистическое понимание человека как "проекта"

Сейчас очень модным стало слово «проект». Оно везде. Только и слышно: проект там, проект здесь. Когда говорят об успешном капиталовложении, о хорошем фильме, опере, пьесе, спектакле и т. д. Всюду употребляется слово "проект". И человек сегодня - тоже «проект» - биологический, финансовый, социальный, да какой угодно. Раньше говорили: «Ты должен себя найти», а теперь говорят: «Ты должен создать себя». Возможно ли это? Есть ли у человека так называемая природа и от чего зависит толкование человеком самого себя, своего внутреннего мироощущения?

Религиозное понимание сотворения себя человеком

Христианское мировоззрение полагает, что человек по природе своей дуалистичен. С одной стороны, он обладает греховной природой. Он ее получил в результате грехопадения первых людей. А с другой стороны, каждый человек несет в себе образ и подобие Бога. Задача его в том, чтобы преодолеть свою греховную природу и открыть в себе образ Божий. Таким образом, человек не должен создать себя, он должен лишь проникнуть в высший духовный смысл своей жизни, который дан ему изначально высшим существом.

Отсюда следует и трактовка человеческой судьбы: Бог знает, что и как произойдет с человеком, все уже решено. «Даже волос не может упасть с головы человека без воли Божьей». Такое понимание человеческой доли развивал, например, Блаженный Августин (см. Блаженный Августин, "Исповедь").

Вопрос о человеческой судьбе как «проекте» снимается сам собой.

Атеистическое миропонимание и «проект»

У атеистически настроенных мыслителей все значительно интереснее. Они понимают со всей отчетливостью, что найти себя невозможно, себя можно только создать. Занимательно и то, что в теории мир наш (особенно в России) жутко религиозный, но по факту никто на Бога не надеется, все уповают только на свои силы. Для современных людей аксиомой является то, что человек должен создать себя из праха, из ничего.

Конечно, если человек не принимает идеи о божественном управлении мира, то нельзя сказать, что он остается ни с чем. Человек – это социобиологическое существо. Но в этом случае ему не на кого положится. Он один в мире, как булгаковский Иешуа. И у него все, что снаружи, то и внутри. Чему он научился, то, что он прожил, – это и составляет, формирует его внутренний мир. Как говорил Жан-Поль Сартр, «существование предшествует сущности».

Правда, человек не совсем уж пуст первоначально: у него есть задатки, генетические предрасположенности и т. д. Но это ничего не гарантирует, все, что у человека есть, – это чистая потенциальность. Кем он станет, зависит только от него самого.

Вера как главный фактор осуществления человеческого проекта сотворения самого себя

Здесь вера понимается вне религиозного контекста. Человек полностью самоопределяем, поэтому очень важно, во что именно он верит. Поклоняется ли он Будде или Христу, а, может быть, он считает справедливым учение Маркса. Или человеку близок психоанализ или экзистенциализм. От того, во что он верит, и зависит, сможет ли он создать себя, какую в итоге форму приобретет его жизнь.

Комментарии