Литературный анализ: «Свободы сеятель пустынный» Пушкина. Основные тезисы

Личность и мировоззрение Пушкина на протяжении его жизни постоянно менялись. Поэт буквально впитывал в себя все, что происходило в России и в Европе. Он, как и все гении, из-за своего острого и пытливого ума старался быть современным и постоянно находился в курсе всех передовых событий. Чтобы понять его тогдашние замыслы, немного окунемся в историю его жизни. Можно даже провести некий краткий творческий анализ. «Свободы сеятель пустынный» Пушкина, например, может поведать нам о многом. Это стихотворение было написано в 1823 году. На тот период Пушкина настигло разочарование, это был переломный момент в его творчестве. Однако начнем по порядку.

Жизнь Пушкина в Петербурге

Перед тем как напишет Пушкин «Свободы сеятель пустынный», он будет долго созревать. После учебы в Царскосельском лицее Пушкин едет служить в Петербург. Его жизнь там беззаботна и полна надежд. К тому времени он буквально заражен революционными взглядами, верой в справедливое общество и великое будущее своей страны.

Плеяда декабристов выйдет именно из этой пушкинской молодежи. Многие его друзья - бывшие лицеисты - поплатятся за свои идеи смертными казнями и ссылками в Сибирь.

Возросшая популярность

А пока жизнь бурлит, поэт хочет быть полезным обществу и своему народу. В его творчестве проявляется прогрессивная жила либеральных и патриотических настроений. Он пишет много вольнолюбивых произведений. Среди них такие известные стихи, как «К Чаадаеву», «Деревня» и, конечно же, ода «Вольность».

Пушкин становится очень популярным в светских кругах. Его смелые политические стихотворения вызывают особенный интерес у публики. Поэт в буквальном смысле начинает представлять угрозу государственному строю, поэтому царь Александр I захочет отправить его в ссылку в Сибирь, но передумает и отправит его на Юг.

Ссылка на Кавказ

Сначала Пушкин живет на Кавказе, а после отправляется в Крым, Одессу и Кишинев. За эти годы он много размышляет и интенсивно работает. Он создает произведения «Бахчисарайский фонтан», «Братья-разбойники», «Кавказский пленник» и т. д. В это же время он напишет и поэму «Гаврилиада», которая послужит жуткой пародией на сюжет из Евангелия. В молодости Пушкин был атеистом и скептически относился к христианским религиозным ценностям.

Чтобы сделать правильный анализ («Свободы сеятель пустынный» Пушкина будет рассмотрен ниже), надо отметить тот факт, что после вступления в масонскую ложу в Кишиневе происходит некий кризисный момент в жизни поэта. Тайный орден масонов его манил, но не давал морального удовлетворения, так как он отвергал какую-либо религию. И особенно ненавистно им было христианство, масоны всячески опровергали его законы. Они также вели тайную революционную деятельность, которая была направлена на полное уничтожение основ национальной государственности. Чуть позже поэт понемногу начинает понимать, что он не в силах ничего изменить. Царь Александр I в этом же году издает указ о запрете масонства в России, и Пушкина опять отправляют в ссылку, только уже в родовое Михайловское, под присмотр отца.

Анализ: «Свободы сеятель пустынный» Пушкина

Но это будет годом позже. Примерно в это же время выходит стихотворение Пушкина «Свободы сеятель пустынный». Это было реакционное стихотворение. Пушкин опять использует сюжет из Евангелия, на сей раз - «Притчу о сеятеле». Отталкиваясь от нее, и будет произведен наш литературный анализ.

«Свободы сеятель пустынный» Пушкина - это произведение, которое носит двойственный характер: с одной стороны, это было реакцией поэта, вызванной поражением испанской революции, которую подавили французские войска, с другой - это его личные переживания, связанные с Россией. Он жаждет освободительной революции, но народ не внемлет и глух к его призывам. Он думал, что он - сеятель, но его разбросанное по разным почвам зерно не проросло. У него не было той силы, чтобы вершить судьбы миллионов людей огромной самодержавной страны.

И вот тут он надломился, его максимализм иссяк, все мечты рухнули в одночасье. Сначала идеи и призывы Пушкина были интересны, но потом его уже перестали слушать.

Потом - ссылка в Михайловское. Находясь в этом селе, он много времени проводит в библиотеке монастыря, работая над историческим произведением «Борис Годунов». Посещение святых мест и тесное общение с монахами приносит свои плоды. Оттуда он возвращается совершенно другим человеком, который переоценил жизнь и уже мечтает о семье и собственном доме, революции и перемены в обществе его уже больше не интересуют.

Несмотря на свои когда-то заблудшие мысли насчет Бога, Пушкин умрет по-христиански, мучаясь от тяжелого ранения. Утром к нему придет православный священник, Пушкин причастится Святых Тайн и отойдет с миром. Он будет похоронен на территории Святогорского монастыря на Псковщине.

Комментарии