История создания и анализ стихотворения «Туча» Лермонтова

Апрель 1840 года. Лермонтову предстоит ехать на Кавказ – уже во второй раз – из-за дуэли с сыном французского посла. Великий поэт прощается со своими друзьями, горько и тоскливо ему осознавать, что уже завтра он покинет родину... Тут он увидел облака, плывущие над Невой, и строчки стали рождаться сами собой. С этого момента и следует начинать анализ стихотворения «Туча» Лермонтова. Будучи написанным как бы по случаю, оно тем не менее поражает глубиной психологизма и величиной философского обобщения.

Лирический сюжет и композиция

Интересующее нас стихотворение построено из трех строф. Первая из них открывается динамичным пейзажем-настроением, который репрезентирует характерное для Лермонтова пространство, образуемое осью «небо - земля». Однако основной эмоциональный фон в произведении формируют отнюдь не тучи. Анализ стихотворения Лермонтова показал, что именно контрастное по отношению к мирной зарисовке чувство одиночества, бесприютности является здесь главенствующим. Лирический герой сопоставляет себя с блуждающими тучами, и это особенно становится явным во второй строфе, ведь, по сути, альтер-эго автора в риторических вопросах называет причины своего изгнания. Зависть, злоба, клевета ядовитая – все это по нарастающей только подчеркивает полную неприкаянность, одиночество лирического героя.

Но потом возникшее сходство полностью отрицается, как показывает анализ стихотворения Лермонтова М. Ю. «Тучи». В третьей строфе главным, концептуально значимым оказывается как раз различие между лирическим героем и облаками: последние, сторонние наблюдатели (но не участники) суетного мира людей, абсолютно свободны. Они не имеют родины, а значит, считаться подлинными изгнанниками не могут. Финальным же аккордом стихотворения становится мощная струя одиночества и полной несвободы, окрашенная в трагические краски.

Лирический герой

Период, когда писались «Тучи», был очень сложным для поэта. Он чувствовал колоссальный внутренний разлад оттого, что не мог распоряжаться своей судьбой. Это особенно ощущается в образе лирического героя, испытывавшего колоссальное одиночество. По сути, если изучать все творчество поэта как целое, а не проводить исключительно анализ стихотворения «Туча» Лермонтова, можно увидеть, что едва ли не единственным выходом для лирического героя являлась извечная избавительница – смерть. Отнюдь не пытаясь постичь сложную натуру Михаила Юрьевича, можно, однако, утверждать, что это понимание исподволь нашло отражение в его склонности к дуэлям. Некоторые современники даже утверждали, что поэт сознательно искал гибели, дабы уйти из этого мира, в котором он буквально задыхался.

Концептуальный уровень

Продолжаем рассматривать «Тучи». М. Лермонтов (анализ стихотворения отчетливо показал это) создал поэтический образ, который можно с небольшой натяжкой перенести на многих представителей поколения 40-х годов. На его долю не выпало событий, позволяющих проявить свой героизм (как Бородинское сражение). Война же на Кавказе являлась настолько пустой и абсурдной затеей, что вряд ли ее участники смогут с достоинством войти в анналы истории. Холодные, ничего не чувствующие тучи сопоставимы с Печориным из «Героя нашего времени», который из-за крайней эгоистичности ставит психологические эксперименты над другими персонажами, в отдельных случаях оканчивающиеся весьма трагически (вспомним Грушницкого).

Однако существует и другая возможная трактовка стихотворения, которая несколько входит в противоречие с первой. Обычная, казалось бы, пейзажная зарисовка была создана поэтом для демонстрации разительного разлада между человеком и гармоничной природой, которую олицетворяют тучи. Анализ стихотворения Лермонтова «Три пальмы» показывает то же самое, сделав акцент на потребительском отношении человека к окружающему миру. И оно непременно даст о себе знать, порой очень разрушительными формами.

Средства выразительности

Анализ стихотворения «Туча» Лермонтова предполагает, кроме того, исследование средств выразительности. Они представлены в основном эпитетами, носящими метафорическую окраску («нивы бесплодные»), и олицетворением: гонимые тучи сопоставляются с бесприютными странниками. Из неупомянутых синтаксических фигур здесь также встречается анафора – повторение союза «или» в череде риторических вопросов во второй строфе, что придает поэтическому тексту большую эмоциональность.

Система рифмовки

Анализ стихотворения «Туча» Лермонтова подходит к концу, остается непроясненной лишь система стихосложения. Текст написан четырехстопным дактилем; рифма перекрестная. Лермонтов использует несколько неожиданные созвучия («жемчужною» - «южную»), однако это лишь свидетельствует о богатстве его поэтического языка.

Таким образом, «Тучи» Лермонтова являются одной из многочисленных вершин русской поэзии позапрошлого века.

Комментарии