Одна головоломка и бесконечные фигуры из змейки
В отличие от кубика, змейка-головоломка Рубика позволяет каждый раз создавать новую фигурку. Мало кто знает, но их существует уже более сотни. И постоянно появляются новые схемы того, какие фигуры из змейки реально можно создать.
Стандартная головоломка имеет 24 части. Но существуют и более длинные варианты, например, с 36 или 48 детальками.
Модели, которые из нее создаются, делятся на двухмерные и трехмерные. Часть из них довольно проста, особенно из первой группы. С ней справятся даже младшие школьники. Но есть фигуры, над которыми поломает голову даже человек, имеющий опыт в ее сборке.
Интересно, что в общем смысле назвать ее головоломкой нельзя. Потому что она, скорее, конструктор, который нужно собрать по заранее продуманному плану. Или придумать что-то свое, особенное. А потом научить этому других.
Такая головоломка Рубика помогает развивать пространственное воображение и творческие способности. Она окажется неоспоримым помощником в формировании логики у того, кто ее собирает.
Как читать схемы по сборке фигур?
Для начала нужно правильно расположить змейку. Ее исходное положение таково: все части образуют прямую линию. Если посмотреть на нее сбоку, то темные треугольники оказываются снизу. Соответственно, светлые — сверху.
Все темные треугольники нумеруются от 1 до 12. Слева направо, естественно. Эти темные части в процессе сборки фигуры из змейки остаются неподвижными. Вращаться будут светлые детали. С этой цифры и будет начинаться очередной пункт инструкции по сборке фигуры из змейки.
Если нужен поворот того треугольника, который находится слева, то в инструкции будет стоять буква «Л». Правая деталь вращается, если присутствует буква «П».
Число поворотов ограничивается цифрой 3. Поскольку четвертый вернет деталь в исходное положение. Количество поворотов стоит после буквы, указывающей левую или правую часть. Движение осуществляется по часовой стрелке.
Таким образом, каждая часть инструкции по сборке фигуры из змейки Рубика образуется из трех составляющих:
- номер треугольника (1-12);
- сторона поворота (Л или П);
- число поворотов (1-3).
Например, 10Л1. Она говорит, что повернуть нужно светлый треугольник слева от 10 темного один раз.
Помня это правило, легко собрать любую фигуру. И даже написать свой алгоритм, если придумать что-то особенное. И он будет понятен всем. Для того чтобы технология сборки была понятна иностранцам, принято заменять русские буквы Л и П на латинские L и R.
Фигура под названием «Лук»
Эта игра - змейка-головоломка. Фигуры порой имеют название, которое не совсем понятно, откуда появилось. Так и с этой. Многим она, скорее, напоминает цветок. Алгоритм сборки состоит из таких действий:
1П3; 2Л1; 2П3; 3Л3; 4П1; 4Л3; 3П3; 5Л3; 5П3; 6Л1; 6П3; 9Л3; 8П1; 8Л3; 7П3; 7Л3; 9П3; 10Л1; 12П1; 12Л3; 11П3; 11Л3; 10П3.
Расшифровка инструкции:
- правая от первой поворачивается 3 раза;
- левая от 2-й — 1 раз;
- от нее же правая — 3;
- правая от 3-й — 3 раза;
- 1 поворот правой от 4-й;
- от нее же левая — 3;
- возврат к третьей и поворот правой на 3;
- около пятой сначала левая на 3, а потом и правая тоже на 3;
- от шестой вращаются — левая на 1, правая на 3;
- возле девятой левый треугольник повернуть 3 раза;
- около восьмой правая 1 раз, а левая делает 3 поворота;
- от седьмой симметрично слева и справа по 3;
- у десятой слева один поворот;
- возле двенадцатой вращаются правая 1 раз и левая 3;
- от одиннадцатой опять симметрия слева и справа по 3 поворота;
- правая часть от 10-й делает 3 поворота.
Далее таких подробных объяснений не будет.
Инструкция для фигурки «Жираф»
Еще одна трехмерная модель. На этот раз животное. Как и предыдущую фигурку, его можно оценить со всех ракурсов. Алгоритм для сборки модели:
2П1; 3Л3; 3П1; 4П3; 5Л3; 4Л2; 6Л3; 6П3; 8П1; 8Л3; 7П1; 7Л2; 12П2.
Как сделать из змейки компактный треугольник?
Настал черед фигур, которые обозначают неодушевленные предметы. Один из примеров - это объемная треугольная призма. Для ее создания пригодится такая инструкция:
1П3; 3Л2; 4П3; 3П2; 5П1; 5Л2; 6П3; 7Л2; 7П3; 6Л2; 8П1; 8Л2; 9П3; 11Л2; 12П1; 9Л2.
Как сделать шар?
Это самая известная фигура из этой головоломки. Алгоритм ее создания такой:
1П1; 2Л3; 2П3; 3Л1; 3П1; 4Л1; 4П1; 5Л3; 5П3; 12П3; 12Л3; 11П3; 11Л3; 10П1; 10Л1; 9П1; 9Л1; 8П3; 8Л3; 7П1; 6П3; 6Л3; 7Л1.
Один из множества вариантов жгутов
Всевозможных плетений существует большое количество. Этот пример сильно напоминает толстую косичку. Для того чтобы его сплести потребуется выполнить такую последовательность поворотов:
1П3; 2Л1; 2П3; 3Л1; 3П3; 4Л1; 4П3; 5Л1; 5П3; 6Л1; 7Л1; 7П1; 8Л3; 8П1; 9Л3; 9П1; 10Л3; 10П1; 11Л3; 11П1; 12Л3; 12П3; 6П1.
Фигурка «Утка»
Большая часть всех предметов, которые можно сделать из головоломки — это животные и птицы или транспорт. Этот пример фигуры из змейки, которая напоминает уточку. Ее алгоритм:
1П2; 3П1; 4П1; 6Л1; 8П1; 7Л3; 6П2; 9П3; 9Л2; 11Л3; 12Л3.
Как собрать фигуру «Страус»?
Еще одна птичка, для создания которой потребуется змейка (фигуры). Инструкция по его сборке:
1П2; 3Л1; 2П2; 3П3; 4Л1; 4П1; 5Л1; 6Л3; 5П1; 6П3; 7Л3; 8Л1; 7П3; 8П1; 9Л2; 10Л2; 12П2.
Его даже можно поставить и рассматривать со всех сторон. Настоящая трехмерная модель.
Модель для романтиков «Сердце»
Позволит выразить свои чувства без слов. Чем не валентинка на день влюбленных? И алгоритм довольно простой, по крайней мере, короткий:
7Л2; 9П1; 4П3; 3П3; 10П1; 12Л2; 2Л2.
В качестве заключения
После создания нескольких фигур по заранее продуманному алгоритму обязательно захочется создать что-то свое. Возможно, оно уже было когда-то кем-то придумано. Но для того, кто до этого додумался сам, модель будет самым настоящим открытием. А что может быть большим стимулом к развитию?