Кунсткамера - это музей и просветительское учреждение

В прошлом году музею антропологии и этнографии имени Петра Великого исполнилось 300 лет. Это преемник первого государственного публичного музея России, созданного императором в 1714 году. Кунсткамера – это один из крупнейших в мировом масштабе и старейших этнографических музеев, в его фонде насчитывается более 1,2 млн экземпляров.

Так же, как у них

По мысли создателя, она должна была стать проводником научной мысли Европы в русском обществе. Кунсткамера – это музей, основанный по примеру европейских стран. Основой собрания служили коллекции, привезенные Петром I из первой дипломатической поездки по странам Европы в рамках «Великого посольства». До него никто из русских царей не предпринимал попытки посетить Европу.

Целый год Петр I находился за рубежом инкогнито в качестве урядника Петра Михайлова, вместе с посольством посетил ряд стран. Он изучал личные коллекции, кабинеты ученых, беседовал с европейскими специалистами, приглашал их работать в Россию, параллельно учился ремеслу и наукам. Вторую поездку Петр предпринял спустя двадцать лет.

Петр Первый в Европе

Известны подробности его визитов, которые служат характеристикой его интересов. Например, прибыв в Дрезден вечером, Петр после ужина в час ночи отправился знакомиться с коллекцией Кунсткамеры, там он пробыл до утра, особенно тщательно изучал раздел математических инструментов и ремесленных орудий. Экспонаты Кунсткамеры чрезвычайно заинтересовали его, на второй и третий день своего пребывания в Дрездене после просмотра военных упражнений, цейхгауза и литейного дома, он вновь возвращался к ним.

В Голландии, узнав, что у одного коллекционера хранится римский саркофаг, русский царь изъявил желание его видеть. После ухода владелец записал, что царь Петр Великий оказал честь увидеть его кабинет, но когда узнал о том, что вещь хранится в темной кладовой, потребовал канделябры со свечами и рассматривал весь саркофаг и отдельные его фигуры, стоя на коленях.

Бесплатный вход

Указа о создании Кунсткамеры не было, но основание музея связывают с распоряжением Петра I о переносе в Петербург личной коллекции и библиотеки, а также коллекции «натуралий» и книг Аптекарской канцелярии.

Коллекции были размещены в Летнем дворце царя, позднее, в 1719 году, - в конфискованных палатах боярина Кикина, в этом же году экспонаты Кунсткамеры были общедоступны по приказу царя.

Как гласит старинное предание, Петр I, войдя в музей с редкостями, объявил, что теперь у всех есть возможность познакомиться с устройством человеческого организма и животных, а также изучить множество насекомых, пусть люди смотрят на разнообразный мир обитателей планеты. Помощник царя граф Ягужинский заметил, что Кунсткамера (Петербург) нуждается в финансовой поддержке и предложил за посещение взимать по одному рублю. Царю это предложение не понравилось, и он решил сделать наоборот, каждого пришедшего гостя угощать чаем, кофе или водкой. Вскоре главному смотрителю в год стало выделяться по 400 рублей на угощение посетителей. Эта традиция возымела успех и существовала еще во времена правления Анны Иоанновны - все сословия без исключения могли приходить и по желанию угощаться кофе с бутербродом или водкой.

Выбор пал...

Кунсткамера – это универсальное место, где собранные экспонаты на малом пространстве знакомят всех желающих с миром во всем его многообразии. Экспонаты собирали всей страной на основе правительственных указов. Немаловажную роль в расширении коллекции играли отечественные академические экспедиции, поступления от частных лиц, покупки из-за рубежа.

Коллекция постоянно разрасталась, поэтому требовалось более просторное помещение, да и удаленность от центра Кикиных палат принижала то значение, которое вкладывал в этот "академический" проект царь. Согласно легенде, однажды Петр прогуливался по Васильевскому острову и случайно заметил две сосны, ветвь одной из них так вросла в ствол другой, что трудно было определить, какой из них она принадлежит. Это явление, как гласит предание, натолкнуло его на мысль строительства музея редкостей на этом месте.

Новое здание

Новое специальное здание заложили в 1718 году, автором проекта стал Маттарнови. После него, до 1734 года воздвижением хором занимались еще три архитектора. Строительство двигалось очень медленно, Петр Великий застал только стены. На следующий год после его смерти коллекцию перевезли в недостроенное здание. Наконец, строительство было завершено, и Европа ахнула – ничего похожего она еще не видела. Оно было настолько продумано, что без капитального ремонта простояло до настоящего времени.

Здание построено в традициях петровского барокко, состоящее из двух трехэтажных корпусов, форма их соединена барочной многоярусной башней, которая имеет сложное купольное завершение.

Проект Петра

Спустя десять лет после создания коллекции Петр Великий воплотил вторую часть «академического» проекта. В 1724 году император и Сенат учредили Академию наук. Теперь Кунсткамера и Библиотека являлись первыми учреждениями и «колыбелью» Российской Академии.

Музей в составе Академии наук начал новую жизнь. В его стенах были сосредоточены богатейшие коллекции, велась научная обработка и систематизация, осуществлялся надзор над экспозицией ведущими научными силами страны – все это превратило его в уникальное подлинно научное учреждение, в Европе по организации работы не было аналогов.

Кунсткамера – это не только научная база Академии наук, но и важнейшее культурное и просветительское учреждение. В ее стенах работали многие крупнейшие ученые России, в их числе М. В. Ломоносов, он составил описание минералов, которые хранились в Музее.

Экспонаты музея

Впечатлительным людям не рекомендуется смотреть человеческие аномалии развития. Не каждому под силу вынести зрелище, как выглядят уроды Кунсткамеры: сиамские близнецы, которых не удалось разделить (фото скелета), ребенок, родившийся в результате кровосмешения родственников, и другие. Также на фотографии запечатлен деревянный шлем, привезенный с Аляски (остров Митха). Монгольские шаманы пользовались флейтой из человеческой бедренной кости. Диковинкой служит китайский чайник, закипавший от солнечного тепла. Есть здесь Большой академический (Готторпский) глобус, он воспроизводит действующий механизм вращения, астрономию с картой звездного неба внутри.

Билеты в Кунсткамеру можно приобрести с 11:00 до 17:00 каждый день, кроме понедельника, по адресу: Университетская набережная, 3.

Комментарии