Картины Чюрлениса - музыка в красках

Этому человеку было отпущено судьбой неполных 36 лет жизни. Они прошли, заполненные почти не прекращающимся творческим трудом, и наследие его объемно.

Картины Чюрлениса и его музыкальные произведения настолько самобытны, что с трудом пробивались к признанию даже на родине, но через десятилетия прижизненная известность превратилась в мировую славу.

Национальные корни

В 1875 году на юге Литвы, в городке Ораны, жила семья церковного органиста по фамилии Чюрленис. Микалоюс Константинас – так назвали родившегося осенью того года его сына. В жизнь будущего художника и композитора музыка вошла очень рано. Он любил слушать игру отца на органе, его завораживали литовские народные напевы в исполнении матери. К 10 годам он часто заменял отца в качестве органиста на праздничных службах и был принят на учебу в оркестровую школу.

В 18 лет он поступил в Варшавскую консерваторию - сначала на отделение фортепьяно, а потом в класс композиции. Этот период жизни был наполнен до краёв самыми разными творческими занятиями: он играл и сочинял музыку, увлекся рисованием и чтением философских трудов.

Ноты и краски

Музыкальное образование Чюрленис продолжил в Лейпциге, но постепенно он приходит к изобразительному искусству как к более мощному способу выразить наполнявшие его художественные образы. Рождается Чюрленис-художник, он опять становится учеником – посещает Варшавскую школу изящных искусств, где учится живописи и графике. Там немного времени уделялось изучению линейной перспективы и т. п., большее значение придавалось фантазии и свободе самовыражения.

В то время в Европе было мало живописцев, профессионально занимавшихся музыкой, и композиторов, участвовавших в художественных вернисажах. Картины Чюрлениса полны музыки, а его симфонические сочинения вызывают у слушателей яркие и четкие визуальные образы природы и окружающего мира. Неслучайно его симфонические поэмы и живописные полотна называются одинаково: «Море», «В лесу» и т. д.

Возвращение на родину

Всю свою короткую жизнь он работал неистово, боясь не успеть. Творчество Чюрлениса - поиск ответов на вечные вопросы на грани земного и небесного. Лучше всего это удавалось мастеру, когда он жил и работал дома - в Вильнюсе и Друскининкае.

Родные края художника – Дзукия, или Дайнава – лесистые области южной Литвы. Там сохранилась самобытная национальная культура, где христианские католические привнесения наслоились на языческие традиции образа жизни и представления о мире.

Здесь он пишет пейзажи на пленэре и масштабные работы на философские темы. Картины Чюрлениса полны смутного и недоговоренного, это явное обожествление природы, создание новых миров вселенского масштаба. «Сказка о королях», «Легенда о черном солнце», «Всадник над городом» - в этих работах царят языческие символы народных легенд и сказаний. «Сотворение мира», «Вечность» - целые циклы мировоззренческих картин дали повод к рождению термина "космизм" при описании творчества Чюрлениса.

Признание в столице

Современники описывают светлую, позитивную натуру художника, его легкий и доброжелательный характер. Но в вопросах творчества Чюрленис не знал компромиссов, не умел подлаживаться под общепринятые вкусы. Поэтому непризнание его живописи на первой литовской художественной выставке не могло заставить его писать более привычные картины. Наоборот, он резко реагирует на просьбы разъяснить смысл своих произведений, удивляется нежеланию обывателей потратить усилия для духовного развития, движения к новому, интересному.

В 1906 году на выставке выпускников Варшавской школы изящных искусств в Санкт-Петербурге картины Чюрлениса производят фурор. Фантастические сюжеты и неординарная живописная манера находят сильный отклик и у художественной элиты, и у простых любителей искусства.

Легендарные мастера России начала века: Добужинский, Бенуа, Сомов, Бакст, Лансере - знают фамилию Чюрлениса, многие знакомятся с ним лично, его приглашают к участию в выставках. Привлекают явные национальные черты в его творчестве и присущая ему духовность огромного масштаба.

Жизнь - как вспышка молнии

Он работает без отдыха, берется за необъятные по глубинам темы, участвует в общественной жизни Литвы и всей России. Появляются новые музыкальные сочинения, графические и живописные циклы, художественные и публицистические тексты. И сил не хватает. К весне 1910 года психическое состояние Чюрлениса внушает близким и друзьям сильную тревогу.

Разочарование и страх становятся доминантой в творчестве и общении с миром. Потребовались усилия родных и меценатов, чтобы поместить Чюрлениса в клинику, где врачи пытались победить растущую депрессию. Но когда выздоровление стало казаться реальностью, в апреле 1911 года Чюрленис получает сильную простуду и умирает от пневмонии.

Вершина Чюрлениса

Сразу после кончины мастера поднялась волна интереса к удивительному миру гениального литовца. И эта волна не спадает - слишком неординарно его творчество. Синтез музыки и живописи для знатоков и любителей искусства во всем мире носит имя Чюрленис. Микалоюс Константинас – священное имя для Литвы - считается первым литовским профессиональным композитором, с него начинает свой отчет история национальных художественных выставок.

Творчество мастера не поддается однозначным формулировкам у искусствоведов многих стран, оно вызывает споры у каждого нового поколения, и музей Чюрлениса в Каунасе никогда не пустует.

Комментарии