Аудит учета основных средств: важные аспекты.

Основные средства на предприятии являются наибольшей по стоимости составляющей его активов, к тому же наименее оборачиваемой. Учет ОС связан с учетом таких операций, как их приобретение, начисление износа и выбытие их после окончания срока использования. С целью недопущения возникновения ошибок и искажений проводится аудит учета основных средств – проверка соответствия информации об ОС, представленной в финансовых документах предприятия, реальному положению дел.
Основные средства проходят три основных стадии: приобретение ОС, связанное с формированием их первоначальной стоимости, использование, в течение срока которого происходит начисление амортизации, или, проще говоря, износа, и выбытие, при котором предприятие продает имеющиеся устаревшие ОС по так называемой остаточной стоимости. Возможно также движение основных средств – под данным термином подразумевается перемещение ОС между различными отделами и участками производства, их передача от одного субъекта внутренней структуры фирмы другому. Поскольку все объекты ОС имеют инвентарные карточки и номера, перемещение объекта ОС необходимо правильно задокументировать для того, чтобы потом не возникло путаницы с его нахождением. Аудит движения основных средств, как правило, включается в программу аудита ОС и является важной его составляющей. Проверка правильного документального отображения движения ОС поможет не запутаться на следующих этапах проверки.
Аудит учета основных средств предполагает проверку следующих моментов:

  • Правильность приобретения объектов ОС – необходимо удостовериться в том, что в первоначальную стоимость действительно вписаны все затраты, связанные с его приобретением, доставкой, установкой, монтажными работами, подготовкой к запуску и эксплуатации.
  • Правильность начисления амортизации на объекты ОС – в данном случае необходимо проверить, соответствует ли метод начисления амортизации тому, который указан в приказе об учетной политике предприятия, издаваемом каждый год в начале года. Также важно проверить, в срок ли начисляется амортизация, не проводится ли намеренно ускоренное начисление износа на объекты ОС с целью их дальнейшей продажи по заведомо заниженной цене.
  • Аудит выбытия основных средств – последний этап проверки ОС. Данная проверка предполагает выявление нарушений при списании объектов ОС и их продаже по остаточной стоимости. Данный пункт неразрывно связан с первыми двумя, ведь если была неправильно сформирована первичная стоимость или неверно начислялась амортизация, то, естественно, остаточная стоимость будет сформирована неверно и объект ОС будет продан по, скорее всего, заниженной цене, что обернется недополученной выгодой для предприятия. Аудит учета основных средств абсолютно необходимым подразумевает анализ последних операций по продаже объектов ОС и выявление их правомерности и соответствия цен продажи.

Окончание проверки учета ОС заканчивается, как всегда, стандартно – составлением специального письма. В данном письме рассказывается о том, каким образом был проведен аудит учета основных средств, какие методы использовались для проверки, и какие результаты достигнуты. На основании данного отчета (заключения) руководство фирмы может принимать свои дальнейшие решения, осознавая реальную финансовую картину предприятия. Аудитор всегда несет полную ответственность за те данные, которые он представил в своем отчете, то есть его клиенты могут предъявить к нему претензии с целью возместить убытки в том случае, если данные убытки были спровоцированы халатностью проверяющего. Как правило, такой случай является фатальным для карьеры неудачливого аудитора.

Комментарии