Научный комплекс России. Научно-технический комплекс России: состояние, прогнозы и перспективы развития
Научный комплекс России сейчас переживает непростой период. Начиная с эпохи перестройки, его структуры непрерывно реорганизуются, упраздняются, реформируются, оптимизируются – в зависимости от актуальных проблем в стране и обществе и компетенции тех руководителей, которые призваны эти проблемы решать.
Российская наука и специфика ее развития
Современная научная сфера, как и любая социально ориентированная система, полна коллизий и структурных противоречий. При этом значительное влияние на развитие научного потенциала государства оказывает экономическая политика, реализуемая Правительством. По мнению отдельных аналитиков, системный кризис, выбивший из колеи многие, в том числе и высокоразвитые страны, рикошетом задевает научный комплекс России. Но есть повод для оптимизма – благодаря мощному внутреннему потенциалу наша страна всегда преодолевала кризисные периоды, в том числе и в прогрессивных направлениях.
Развитие науки в России осуществлялось скачкообразно, ведь страна то отражала нашествие «незваных гостей», то спешно восстанавливалась после войн и разрушений, то переживала внутренние потрясения – революции, реформы. Особым образом всегда выстраивала свою работу Российская Академия Наук – в зависимости от существовавшего в стране «дисбаланса» сил и возможностей, который следовало устранить. Взглянув назад, мы можем заметить, что проблемы научного комплекса России зародились не сегодня, но нам нужно их решать – планомерно и сообща.
Научный комплекс страны: структура и функции
Ключевые функции науки – это прогнозирование прогрессивных направлений, экспертиза результатов работ и разработка фундаментальных и прикладных исследований как основной курс в деятельности научного сообщества.
В состав научного комплекса входят все организации, которые в той или иной мере работают на перспективу и «во благо родной страны». Научный комплекс России представляет собой цельное образование, состоящее из различных областей, создающих новые технологии и продуцирующих новые знания. На территории Центрального региона нашей страны сосредоточена половина всех научно-исследовательских организаций, трудится до 70 % численности персонала (исследователи – лица с высшим образованием, кандидаты и доктора наук) и осуществляется до 75 % внутренних затрат на реализацию научных исследований.
Нормальное и результативное функционирование научных отраслей невозможно без постоянного наращивания научно-технического потенциала, прогресс которого зависит от объемов финансирования из бюджетов всех уровней, – об этом свидетельствует мировая практика. Проблемы науки тесно связаны с проблемами экономики. По мнению директора Института экономических стратегий Б. Н. Кузыка, экономика знаний на сегодняшний момент становится стержневой в стратегиях развития ведущих государств мира, а для нашей страны это вызов времени.
Научный потенциал современной России: развитие новых исследовательских направлений
Основная задача, стоящая перед «ведущими умами» – развитие науки в России, создание и рациональное ведение программно-целевого планирования, являющегося научным базисом управления развитием всех систем, входящих в научный комплекс России.
Благодаря долгосрочным научно-техническим прогнозам, а также результатам комплексного мониторинга научно-технического потенциала страны (оценка возможностей отдельных научных организаций решать поставленные проблемы) был разработан специальный перечень приоритетных направлений научно-инновационного развития и детально прописаны механизмы их реализации.
К новейшим научным областям относятся прорывные технологические направления: нано- и биотехнологии, информационно-коммуникационные технологии, производство новых материалов, а также сферы научно-промышленного комплекса, позволяющие синтезировать базовые технологии и достижения по названным направлениям. Благодаря освоению новых технологических укладов наша страна может существенно преуспеть при переходе на новый уровень развития, ведь мировые радикальные перемены в экономической и социальной сферах планируются уже к 2020–2025 гг.
Научно-технический комплекс: приоритетные направления деятельности
Научно технический комплекс опирается на прогнозы, касающиеся перспективного развития науки и техники в интересах обороны, безопасности и эффективного развития промышленных технологий в России. В своей деятельности этот комплекс осуществляет рациональное планирование работы и обоснованное управление накопленными научно-техническим и производственно-технологическим потенциалами всех видов промышленности.
Прикладными задачами научно-технической сферы деятельности, которые сейчас – в сложный период становления многополярного мира – стоят во главе угла, являются:
- формирование концепции военно-технической политики, научное и социально-экономическое обоснование перспектив глобального развития современного вооружения (на 10-25 лет);
- анализ базовых и критических военных технологий иностранных государств и формирование перечня задач по повышению возможностей собственной военной техники;
- проведение системного проектирования систем вооружения в интересах обеспечения их сбалансированного развития;
- создание проектов государственной программы вооружения и формирование государственного оборонного заказа, соответствующего новым экономическим условиям, на перспективный период;
- планомерное осуществление в период до 2020 года качественного перевооружения Вооруженных Сил РФ, других родов войск, воинских формирований и органов (с опорой на потенциал ядерного сдерживания и сил общего назначения).
Научно технологический комплекс и проблемы его работы
Научно-технологический комплекс опирается на наукоемкие технологии и тесно взаимосвязан с экономической отраслью. В связи с тем, что в XXI веке возрастает спрос на генерацию знаний, эффективность инноваций и высокоточных разработок, окупающихся со стороны экономики, усилия ученых и инженеров направлены на преодоление фрагментарности и обособленности уже созданной инновационной инфраструктуры:
- практическое осуществление планов государственной политики в области научной и прикладной (научно-технической и инновационной) деятельности; решение проблем технологической модернизации сектора экономики;
- достижение опережающего роста производства наукоемкой продукции и продукции высокой степени переработки;
- развитие инфраструктуры инновационной деятельности (создание и поддержка работы инновационно-технологических парков, технопарков, центров трансфера технологий и лабораторных комплексов);
- создание интегрированных структур двойного назначения, которые способны адаптироваться к нуждам рынка как военной, так и гражданской продукции; эффективное использование ранее разработанных технологий двойного назначения и создание новых.
Традиционно «сильные» стороны научно-технологического комплекса России – ядерные и лазерные технологии; значительных успехов добились наши ученые в разработке и применении технологий новых материалов, двигательных установок. Требуют значительного вложения сил и средств для достижения мирового уровня микро-, нано-, радио- и оптоэлектронные, компьютерные технологии, в значительной мере устаревает и требует современной замены промышленное оборудование. Упомянутые приоритетные технологические разработки получают поддержку со стороны заинтересованных сторон – по большей части, конечно, государства (так называемые, ФЦП – федеральные целевые программы).
Научно образовательный комплекс: реформы и коллизии
В настоящее время понятие «научно-образовательный комплекс» обозначает совокупность организаций высшей школы, которые занимаются разнонаправленной деятельностью: собственно образовательной, научно-исследовательской, научно-технической и инновационной. Сюда же можно отнести сетевые сообщества вузов-партнеров, научно-образовательных центров, академических институтов.
Научно-образовательный комплекс страны – это «кузница кадров», ныне рассматриваемая как компонент рыночной экономики, «субъект рыночных отношений», производитель и поставщик научных, образовательных, инновационных продуктов, товаров и услуг. Современный экономический курс страны, соответственно, требует от него своевременного реагирования и подготовки «узких» специалистов «широкого профиля», то есть людей, не обремененных «знаниями, умениями, навыками», но обладающих «компетенциями» и являющихся «мощными источниками инновационных идей, технологий, проектов».
К сожалению, требования, выдвигаемые к системе образования, а также процессы, вызванные некомпетентным процессом реформирования, ничего, кроме сожаления, не вызывают. Уровень подготовки специалистов (которые, впрочем, впоследствии не идут работать по специальности) крайне низок. Конечно, такое состояние было сформировано не за один год, но создавалось планомерно. Уже со школьной скамьи в вуз приходят неподготовленные абитуриенты (но с высшим баллом по ЕГЭ!), а с таким «запущенным» вариантом сложно «выдать» что-то инновационное.
Что необходимо сделать, чтобы научно-образовательные кадры страны были качественно подготовлены? Образование является важнейшим элементом построения фундамента инновационной экономики. На современном этапе необходимо уделять должное внимание подготовке реально мыслящих, квалифицированных специалистов, разбирающихся в особенностях социально-экономической обстановки государственных служащих. Нужно признать, что работа «эффективных менеджеров» не имеет никакого отношения к реальности, что их следует менять на специалистов, знающих особенности работы в своей области на всех уровнях, причем делать это на государственном уровне. Также необходимо уделить внимание системе непрерывного образования, в том числе послевузовскому и повышению квалификации, соответствующему обеспечению учебной литературой и организации доступа к источникам информации обучающихся всех ступеней.
Научно промышленный комплекс: приоритеты и перспективы
Научно промышленный комплекс страны как совокупность видов экономической деятельности народного хозяйства тесно связан с деятельностью отдельных производственных комплексов, разделенных в соответствии с критериями отраслевой принадлежности:
- аграрно-промышленным;
- оборонно-промышленным;
- аэрокосмическим;
- атомным, топливно-энергетическим;
- высокотехническими производствами химико-фармацевтической, микробиологической и химической отраслей; научным приборостроением, производством сложного медицинского оборудования;
- строительно-производственным, машиностроительным комплексами и т. д.
Оптимальным итогом устойчивого развития является интеграция комплексов научных организаций и промышленных предприятий с использованием потенциала научно-технического сегментирования. Такая структура позволяет постепенно перейти к изменению механизмов научного поиска и передового инженерно-технического творчества, сделать их максимально адаптированными к нуждам действующих промышленных предприятий. Созданные по такому типу кластеры научных организаций (типа НИЦ «Курчатовский институт») и промышленных предприятий (атомно-энергетический кластер) по критерию инновационности способны обеспечивать выбор оптимальных параметров и циклов процессов модернизации научно-промышленного комплекса страны.
Распространение современных информационно-коммуникационных технологий позволит расширить сферу высокотехнологичных услуг на гуманитарные области – здравоохранение, образование, финансовый сектор.
Научно исследовательский комплекс: высокие материи и земные недра
Научно-исследовательский комплекс объединяет организации, которые ведут экспериментальную работу по получению новых знаний, их применению и практическому использованию при создании нового продукта – изделия или технологии.
Как правило, такие организации носят название «научно-исследовательский институт», но в комплекс также входят архивы, различные научные и информационные центры, территориальные опытные экспедиции, отраслевые отделы, секции и службы, научно-производственные объединения и лаборатории, а также обсерватории, ботанические сады, ветеринарные станции, отдельные экспериментальные образцы (например, Международный термоядерный экспериментальный реактор).
Научная работа, апробация, испытания в данных организациях проходят на специальном оборудовании. Так, например, научно-исследовательский флот России как важнейшая составная часть системы обеспечения национальной безопасности государства в сфере изучения, освоения и использования минеральных ресурсов Мирового океана применяет для своей работы соответствующие суда, оснащенные необходимым оборудованием и приборами.
Реформирование Российской Академии Наук
Создание Академии наук – прямое свидетельство реформаторской деятельности Петра I и Екатерины I (1725 г.), направленной на укрепление экономической и политической независимости России. Император высоко оценивал потенциал научной мысли, значимость качественного образования и культуры для процветания государства. Создаваемая Академия первоначально объединяла функции научно-исследовательского и учебного заведения (университет и гимназия). В дальнейшем – на протяжении почти трех веков – научная работа Академии служила делу преумножения потенциала страны. Достаточно упомянуть имена таких известных ученых, трудившихся в ее стенах, как Л. Эйлер, М. В. Ломоносов, С. П. Паллас, К. Г. Разумовский.
«Провалы» в деятельности РАН начались с конца XVIII века, когда ее стали критиковать за излишнюю увлеченность теоретическими разработками, самоизолированность, оторванность от насущных проблем страны и в целом – «бесполезность». А в 1870-80-х гг. Академия привлекла к себе внимание общественности в связи с отказом наградить академическими премиями выдающихся ученых И. Мечникова, И. Сеченова и Д. Менделеева. Зазвучали обвинения в «антирусской» направленности деятельности этой научной структуры.
После Революции Академия наук СССР сосредоточила свои усилия на инженерных и прикладных исследованиях – все достижения народного хозяйства создавались под ее руководством. Однако в период с 90-х гг. прошлого века и по настоящее время Российская Академия Наук переживает состояние перманентного кризиса. Ее структуры то расширяются и начинают работать, то вдруг упраздняются.
С 2013 г. наступило время глубоких реформ и реорганизации РАН. Суть проводимой реформы, по словам Д. А. Медведева, - «дать возможность учёным заниматься прежде всего наукой и исследованиями и избавить их от несвойственных функций управления имуществом и коммунальным хозяйством». Однако научное сообщество резко осудило те механизмы, которые предложило Правительство, ведь они «навязываются в радикальной и разрушительной форме». Так, предлагается реорганизация, а на деле – необоснованное объединение различных структур РАН, которое в итоге приведет научный комплекс России как «самоорганизующуюся» систему к краху.
В Открытом письме к В. В. Путину академик Ж. Алфёров отмечает те выдающиеся достижения, которые появились в нашей стране благодаря РАН: «создание ядерного щита; атомной энергетики и атомного флота; освоение космоса и Северного морского пути; Сибири и Дальнего Востока с организацией там новых научных центров; радиолокация и полупроводниковая «революция» и многие другие». Эффективное реформирование необходимо, но только при содействии ведущих ученых и прозрачном принятии решений внутри структуры – вот основная идея протеста, зародившегося в июле 2013 г.
Проблемные области в жизни современной российской науки и образования
Основная задача научного сообщества – оказание полноценной экспертной поддержки государству по приоритетным направлениям. Явными проблемами, которые выделяются на фоне современного развития научного комплекса России, стали:
- экономические просчеты, проникновение в управленческие круги недобросовестных «эффективных менеджеров», коррупция в создаваемых организациях (например, фонд «Сколково»);
- деструктивные механизмы реформирования науки и образования, в частности предложенной реформы РАН, перспективы разрушения научного потенциала институтов РАН и страны в целом;
- корпоративно-административное лоббирование научных разработок и поголовная коммерционализация;
- наряду с нецелевым использованием средств есть недостаток финансирования высокотехнологичных исследований.
Таким образом, решать проблемы науки – это дело не одних лишь ученых, но и аналитиков, экономистов, государственных служащих.