"Голгофа" (фильм): отзывы и рецензии

Современная киноиндустрия создается людьми, в большинстве своем сознательно и принципиально ставящими себя вне каких-либо рамок традиционной веры в Бога. Элементы религии в кинематографе представлены чаще всего в виде акцентирования внимания на потустороннем мире или же на отстранённости Творца от мира людей. Идеология кино всячески пытается утилизировать духовную жизнь, утвердив философский постулат «все в твоих руках». Поэтому одними из любимых мотивов многих кинолент становятся профанация священных зданий, предметов и неподобающее (с точки зрения людей религиозных) обращение с Писанием, его отдельными текстами. А герои, которые олицетворяют традиционную религиозность, порой выступают в качестве отрицательных или сомнительных персонажей. Священник/монах все же изредка выступает в ипостаси положительного героя, но представляется при этом существом беспомощным, причем и в духовном, и в земном мире. Исключением является фильм «Голгофа», отзывы о котором крайне противоречивы.

Важный пласт

Особенным, важным пластом в восприятии современным зрителем религии становятся популярные кинокартины, отснятые специально на библейскую тематику, среди которых и румынская драма 1966 года режиссера Мирча Дрэгана. Его «Голгофа» - фильм, отзывы о котором встречаются довольно редко. А сама картина имеет крайне невысокий рейтинг. Дело в том, что сюжет представляет собой пересказ классической истории, организованный линейно, без особых изысков. Хотя идея настолько мощная в эмоциональном и нравственном плане (это роуд-муви в метафизическом и прямом смысле), что все 88 минут хронометража смотрятся на одном дыхании.

Воплощение собственного видения

Религия, несомненно, является одним из сильнейших источников вдохновения. Одни кинорежиссеры фиксирует и переносит на экран свои внутренние противоречия, другие же пытаются конструировать собственные постулаты, а третьи ограничиваются лишь воплощением в жизнь личного видения известных всем событий. Таким автором является французский режиссер Жюльен Дювивье, который подарил зрителю в 1935 году приключенческую драму «Голгофа». Фильм отзывы от критиков той эпохи получил исключительно хвалебные. Сюжет известен: он повествует о последних днях Иисуса. Режиссер старался не расставлять эмоциональные акценты, а просто изображал фактологическую канву, что придало картине некий оттенок документальности. Такой подход кажется вполне оправданным. Автор ориентировался на широкую аудиторию, нисколько не настаивал на своей правоте и не воспевал в киноленте осанны (что очень часто встречается в фильмах производства Голливуда).

Нагнетаемое ощущение богооставленности

Фильм «Голгофа» (2013) совместного производства Ирландии и Великобритании является настоящей драмой, хотя заявлен он была создателями как трагикомедия. Это второй режиссерский проект Джона Майкла МакДона, после имевшего ошеломляющий успех дебюта – «Однажды в Ирландии». Джон в творческом союзе со своим старшим братом Мартином Макдонахом («Семь психопатов», «Залечь на дно в Брюгге») сняли интересную киноленту о главном герое (в исполнении Брендана Глисона), воплотившем в своем лице добродетель, и об обитателях ирландской деревни, которые представляли его категоричную противоположность.

Ирландские корни

Фильм «Голгофа» отзывы критиков заслужил диаметрально противоположные, чего и следовало ожидать, ведь тема достаточно пикантна. Но многие специалисты отмечали ирландские корни картины, которые ярко и выразительно проявились в творчестве режиссера. С характерной национальной прямотой автор утверждает, что за теистической религиозностью остается право быть не только образом жизни, но и ее смыслом. Фильм «Голгофа» отзывы некоторых зрителей нарекли настоящим путеводителем по берегам и улочкам северного острова и живым знакомством с характерными для Ирландии образами и персонажами, хранящими специфику нравов, взглядов на жизнь, языка, но вписавшимися в мировое сообщество.

Сюжет

Нескладно начинается новая неделя для священника Джеймса, служащего в деревенской церкви в отдаленном уголке Ирландии. Во время исповеди один прихожанин обещает убить его в следующее воскресение. Потенциальный убийца остается неузнанным, хотя голос отцу Джеймсу кажется очень знакомым. Далее фильм «Голгофа» приобретает легкий налет детективного жанра. Священник не может обратиться в полицию, так как должен соблюсти тайну исповеди, поэтому он начинает проводить собственное расследование, для чего отправляется ко всем своим горожанам по очереди в поиске заблудшей души.

Семь дней очищения

«Голгофа» - фильм, отзывы о котором единогласно отмечают оригинальность зачина истории. Это дало режиссеру блестящий шанс представить зрительской аудитории истинный паноптикум из странных, удивительных, харизматичных и эксцентричных, одновременно узнаваемых типов людей. Теряясь в попытках определить личность своего будущего душегуба, священник тщательно присматривается к жителям деревушки, которых, как ему казалось, он знал как облупленных, и понимает, что червоточина есть в каждом без исключения. И семь дней разбирательства чужих прегрешений становятся для отца Джеймса семью днями очищения.

Парадокс

Парадоксально, но большинство отзывов о картине утверждают, что она совсем не религиозна, скорее, наоборот, чрезвычайно приземлена, благодаря фантастическому актерскому составу. Восхищаться мастерством Глисона можно бесконечно долго. Первый эпизод в исповедальне великолепен. Снятый крупным планом, без монтажа, он демонстрирует широкий диапазон актера, бесконечный калейдоскоп сменяющих друг друга эмоций. Так что уже только ради этой сцены фильм стоит посмотреть. Но отец Джеймс – это вершина айсберга. «Под водой» остаются не менее яркие, пусть и обиженные судьбой, автомеханик, периодически избивающий свою любовницу, циничный врач, чудной писатель, зацикленный на теме смерти, два маньяка – будущий и реализовавший себя, испорченный и коррумпированный инспектор. Каждый персонаж сыгран так, что его образ заслуживает отдельной киноленты. Совсем непросто привести к Богу такое стадо, даже такому сильному человеку, как пастырь Джеймс. Кроме неподражаемой игры актеров впечатляют и суть режиссерской задумки, и основной риторический прием: из нагнетаемого по максимуму ощущения полной богооставленности выплывает практически физически ощутимое божественное присутствие.

Голгофа по-русски

Впервые документальный проект «Русская голгофа» - фильм Феликса Разумовского, был представлен зрительской аудитории на международном фестивале православных СМИ под говорящим названием «Вера и Слово», который состоялся в 2014 году в Подмосковье. По итогам его работы традиционно были определены и названы победители в отдельных номинациях. В их числе был и цикл картин выдающегося российского историка Ф. Разумовского, который в каждом из 12 эпизодов рассказывал отдельную историю о подвиге новомученников ХХ столетия. Проект «Русская голгофа» (фильм 1) начинался со своеобразного вступления ко всему циклу последующих передач, посвященных гонениям и преследованиям большевицкой властью Церкови Христовой, ее служителей и веры.

За Голгофой – Воскресение

Есть еще один шедевр с таким же названием - картина режиссера и вместе с тем истинного патриота Отечества Виктора Егоровича Рыжко. Его «Русская Голгофа» - фильм, отзывы православие о котором оставлять не спешило, в отличие от патриотически настроенных граждан. Эта документально-художественная кинолента повествует о трагической участи последнего императора России. Работа над фильмом потребовала от создателей огромных затрат сил, мужества и самоотверженности. Произведение вместило малую долю из огромного количества изученных источников, накоплений и архивов, пересмотренной старой кинохроники. В два часа хронометража создателям удалось вместить четвертьвековое царствование Николая II – напряженный, сложнейший, стремительный и конфликтный эпизод русской истории. Благодаря такому цельному мировоззренческому подходу зрителю открываются подлинный смысл, причинно-следственные связи и логика истории сумбурного начала ХХ века. В фильме параллельно развиваются две сюжетные линии: наиважнейшие эпизоды царствования Николая II и служение и смерть Христа. Такое дерзкое сопоставление является ключом к замыслу сценариста (он же и режиссер).

Комментарии