Автономные и автокефальные церкви. Когда Русская православная церковь стала автокефальной
Велик православный мир. Его светом озарены многие страны и народы. Все они являются единой Вселенской церковью. Но, в отличие от католического мира, подчинённого римскому папе, единому правителю, Вселенская церковь разделена на самостоятельные ― поместные или автокефальные церкви, каждая из которых обладает самоуправлением и независимостью в решении основных правовых и административных вопросов.
Что означает термин «автокефалия»
Прежде чем говорить о том, что значит автокефальная православная церковь, следует рассмотреть сам термин «автокефалия». Произошёл он от греческого слова, состоящего из двух корней. Первый из них переводится как «сам», а второй ― «голова». Нетрудно догадаться, что их слитное употребление может означать «самовозглавление», что подразумевает наиболее полное управление всей внутренней жизнью церкви и её административную независимость. Этим автокефальные церкви отличаются от автономных, на которые налагаются некоторые юридические ограничения.
Вселенская церковь делится на поместные (автокефальные) не по национальному принципу, а по территориальному. В основе такого деления лежат слова апостола Павла о том, что во Христе нет разделения людей ни по национальностям, ни по их социальному статусу. Все люди составляют единое «стадо Божье» и имеют единого Пастыря. Кроме того, неоспоримым удобством является территориальное соответствие автокефальных церквей политико-административным границам государств.
Права автокефальных церквей
Чтобы наиболее полно охарактеризовать сущность автокефалии, следует подробнее рассмотреть те права, которыми обладают автокефальные церкви. Самым важным из них является право поставлять и избирать главу церкви собственными архиереями. Для этого нет необходимости согласовывать ту или иную кандидатуру с руководителями иных поместных церквей. Это главное, чем отличаются между собой автокефальные и автономные церкви. Последние возглавляются предстоятелями, назначенными той церковью, которая предоставила им автономию.
Кроме того, поместные церкви наделены правом самостоятельно издавать собственные уставы. Действуют они, разумеется, лишь на территории, подконтрольной данной церкви. Вопросы, связанные с устройством и управлением церкви, также решаются внутренним порядком. Наиболее важные из них выносятся на рассмотрение поместных соборов.
Автокефальные церкви вправе самостоятельно освящать святое миро, предназначенное для использования внутри церкви. Ещё одним важным правом является возможность канонизации собственных святых, составление новых богослужебных чинопоследований и песнопений. Последний пункт имеет лишь одну оговорку ― они не должны выходить за рамки догматических учений, принятых Вселенской церковью.
В решении всех вопросов административного характера поместным церквям предоставляется полная самостоятельность. Это же касается и церковного суда, права созывов поместных соборов и возможности инициировать созыв Вселенского собора.
Ограничения, налагаемые на права автокефальных церквей
Ограничения прав поместных церквей обуславливаются принципом церковного единства. Исходя из него, все автокефальные церкви тождественны между собой и разделены только территориально, но не догматически и не расхождениями в вопросах вероучения. Основополагающим принципом является право лишь Вселенской церкви толковать религиозные догматы, оставляя при этом неизменной сущность православной веры.
Кроме того, решение важнейших канонических вопросов выходит за правовые рамки поместных церквей и находится в ведении Вселенских соборов. Также построение литургической жизни внутри автокефалии должно быть общепринятым и находиться в соответствии с установками принятыми Вселенскими соборами.
Образование поместных церквей
История образования поместных Церквей уходит своими корнями в апостольские времена, когда ученики Иисуса Христа по Его слову отправлялись в различные земли нести людям благую весть святого Евангелия. Основанные ими церкви, в силу своей территориальной обособленности, имели независимость от прочих, основанных одновременно с ними церквей. Центрами религиозной жизни таких новообразований становились столицы и крупные города этих римских метрополий.
Когда христианство стало государственной религией, началось активное упорядочение жизни поместных церквей. Этот исторический период (IV-VI века) именуется эпохой Вселенских соборов. В это время были разработаны и приняты основные положения регламентирующие права автокефальных церквей и установлены рамки, их ограничивающие. Например, в документах II Вселенского собора говорится о недопустимости распространения власти областных епископов на территории, находящейся за пределами их поместных церквей.
Именно документы, разработанные этими Вселенскими соборами, позволяют дать однозначный ответ на вопрос о том, что означает автокефальная церковь, и избежать двояких толкований.
Был также принят закон по которому могла создаваться новая независимая автокефальная церковь. В его основе заложен принцип: «Никто не может дать прав больше, чем имеет сам». Исходя из этого, создать новую автокефальную церковь может либо епископат Вселенской церкви, либо епископат уже существующей и законно признанной поместной. Тем самым была подчёркнута преемственность епископской власти от апостольской. С этих пор вошло в обиход понятие «церкви-матери», или кириархальной церкви. Это юридическое обозначение церкви, епископатом которой учреждена новая поместная (автокефальная) церковь.
Самовольное установление автокефальности
Однако история знает много случаев нарушений этих установленных правил. Иногда органы государственной власти провозглашали церкви своих стран автокефальными, а иногда местные епископаты самовольно выходили из подчинения высший власти и, избрав предстоятеля, провозглашали независимость. Следует заметить, что в большинстве случаев имелись объективные причины для подобных действий.
Впоследствии их каноническая незаконность исправлялась вполне легитимными актами, хотя и принятыми с некоторым опозданием. В качестве примера можно вспомнить самовольное отделение в 1923 году польских автокифалистов от Русской церкви-матери. Правомерность этого акта была восстановлена лишь в 1948 году, когда церковь стала автокефальной на законном основании. И подобных примеров очень много.
Исключения из общих правил
Но законом предусмотрены случаи, когда автономная церковь может самостоятельно порвать связь со своей церковью-матерью и получить автокефальность. Это бывает, когда кириархальная церковь впадает в ересь или раскол. Документ, принятый на поместном Константинопольском соборе, состоявшемся в 861 году, получившем название Двукратного, предусматривает подобные случаи и даёт автономным церквям право на самоотделение.
Именно на основании этого пункта и получила самостоятельность в 1448 году Русская православная церковь. По мнению её епископата, Константинопольский Патриарх на Флорентийском соборе впал в ересь, запятнав чистоту православного учения. Воспользовавшись этим, они поспешили возвести на предстоятельскую кафедру митрополита Иону и провозгласить каноническую независимость.
Ныне существующие автокефальные церкви православия
В настоящее время существуют пятнадцать автокефальных церквей. Все они православные, поэтому часто задаваемый вопрос о том, чем отличается автокефальная Церковь от православной, естественно, отпадает сам собой. Перечислять их принято в порядке диптиха ― поминания на литургии.
Первые девять управляются патриархами. Среди них ― Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская и Болгарская церкви. Следом за ними идут те, во главе которых стоят архиепископы. Это Кипрская, Элладская и Албанская. Замыкают перечень церкви, которые управляются митрополитами: Польская, Чешских земель и Словакии, православная автокефальная церковь в Америке.
Пятая по счёту в приведённом списке Русская церковь стала автокефальной в 1589 году. Свой статус она получила от Константинопольского патриархата, от которого находилась в зависимости до 1548 года, когда собор русских епископов избрал главой церкви митрополита Иону. Возраставшая в дальнейшем экономическая и военная мощь России содействовала укреплению политического, военного и религиозного авторитета нашей страны. Вследствие этого восточные патриархии признали за Россией пятое «по чести» место.
Равенство всех православных автокефальных церквей
Очень важным моментом является задекларированное и соблюдаемое в практике межцерковного общения равенство всех автокефальных церквей. Принятая в католицизме догма о том, что римский папа является наместником Христа, и что он, как следствие, непогрешим, абсолютно неприемлема в православии. Кроме того, полностью отвергаются претензии Константинопольской патриархии на какие-либо исключительные права во Вселенской церкви.
В связи с этим следует пояснить принцип, по которому распределяются порядковые места тех или иных церквей в диптихе. Несмотря на то, что эти места носят названия «рангов чести», никакого догматического значения они не имеют и установлены чисто исторически. В порядке распределения мест играет роль древность церкви, хронологическая последовательность получения ей статуса автокефалии и политическое значение городов, в которых размещены кафедры главенствующих епископов.
Автономные церкви и их особенности
Здесь уместно остановиться на том положении вещей, которое складывалось до 1548 года, то есть до момента, когда Русская православная церковь стала автокефальной. Её статус в те века можно охарактеризовать так ― автономная церковь. Выше упоминалось, что главной особенностью автономных церквей является отсутствие права самостоятельно избирать своего предстоятеля, которого им поставляет церковь-мать. Это существенно ограничивает их самостоятельность. И ещё одна важная сторона вопроса ― от того, кто возглавляет автокефальные самостоятельные православные церкви, во многом зависит внутренняя, а порой и внешняя политика их государств.
Справедливости ради надо заметить, что и до того как митрополит Иона получил титул Митрополита Московского и всея Руси, зависимость россиян от Константинополя была не слишком обременительной. Здесь сыграла роль географическая удалённость от Византии ― нашей матери-церкви. В гораздо худшем положении находились церкви, образованные на территориях греческих митрополий.
Существенные ограничения свободы автономных церквей
Автономные церкви, кроме того, что управлялись предстоятелем, назначенным церковью-матерью, были обязаны согласовывать с ней свои уставы, статусы, консультироваться по всем сколько-нибудь серьёзным вопросам. Они не имели права самостоятельно освящать миро. Их епископы были подсудны высшей судебной инстанции ― суду кириархальной церкви, а свои отношения с другими они имели право строить лишь при посредстве церкви-матери. Всё это порождало организационные сложности, задевало национальную гордость.
Промежуточный характер статуса автономности
История показывает, что статус автономии церквей обычно является временным, промежуточным. Как правило, из них со временем либо получаются автокефальные поместные православные церкви, либо, потеряв даже видимость самостоятельности, они преобразуются в обычные митрополичьи округа или епархии. Тому можно найти много примеров.
В наши дни в литургических диптихах поминаются три автономные церкви. Первая из них ― древняя Синайская. Управляется она епископом, назначенным из Иерусалима. Далее следует Финляндская церковь. Для неё церковью-матерью стала Константинопольская автокефалия. И наконец, Японская, для которой кириархальной является Русская православная церковь. Свет православия на острова Японии принёс в начале прошлого века российский миссионер, епископ Николай (Касаткин), впоследствии причисленный к лику святых. За свои заслуги перед церковью он удостоился чести называться равноапостольным. Подобное звание даётся только тем, кто принёс Христово учение целым народам.
Все эти церкви ― православные. Сколь нелепо искать отличие автокефальной церкви от православной, столь абсурдно говорить о разнице между автономной и православной. Необходимость такого пояснения вызвана часто задаваемыми по этому поводу вопросами.