Гудвилл - что это такое? Определение стоимости гудвилла
Как часто мы обращаемся за теми или услугами в различные компании, которые нам посоветовали знакомые? Почему мы покупаем продукцию, которая наиболее активно рекламируется? Ведь не просто так производители тратят массу финансов для повышения собственной репутации, заморачиваются с ее оценкой, и перепродают другим собственникам, намеренно завышая ее стоимость? О гудвилле и об особенностях его учета мы и поговорим в статье ниже.
Деловая репутация как неотъемлемая часть успешного бизнеса
Гудвилл – что это такое? Если дословно, то «деловая репутация». Но мы сейчас несколько не об этом. Что необходимо предпринимателю для функционирования собственного дела? Что нужно, дабы оно пользовалось спросом и приносило прибыль? Несомненно, положительная оценка от сторонних организаций. В настоящее время этот аспект бизнеса все больше и больше влияет на умы и поведение населения. Поскольку, как показывает статистика за последние годы, именно ее и пытаются оправдать в судебном порядке наши юридические лица.
Поэтому, если какая-то информация, порочащая доброе имя субъекта хозяйствования, стала достоянием общественности, то он имеет полное гражданское право в установленном законодательно порядке оспорить правомерность произошедшего. Деловая репутация, хоть и является понятием достаточно абстрактным, но, тем не менее, представляет собой довольно ценный нематериальный актив предприятия.
Гудвилл: определение понятия
Предприниматели вкладывают огромное количество инвестиций в развитие бренда и его рекламу. Деловая репутация, или, как ее еще называют, goodwill (не путать с гудвилл фильтра), обходится субъектам хозяйствования достаточно дорого, поэтому и ценят ее на соответствующем уровне.
Итак, что же собой представляет данное понятие? Рассмотрим вопрос поэтапно:
- в основе всегда должна лежать крепкая команда хороших рекламщиков и качественно проработанная стратегия по продвижению бренда;
- далее необходима на высшем уровне проведенная работа по продвижению компании;
- в итоге компания обязана отличаться своей хорошей корпоративной культурой и налаженными взаимоотношениями с контрагентами.
Иными словами, гудвилл – это общая оценка деятельности бизнеса, которая в результате - за счет своей репутации - позволяет увеличить объем собственных оборотных средств, поскольку люди хотят потреблять именно этот товар и никакой другой. Интересно то, что многие субъекты хозяйствования имеют свойство преувеличивать собственную значимость, и это у них выходит довольно плодотворно – стоимость компании заметно возрастает.
Трактовки гудвилла в экономической теории
С ходом времени и динамикой изменения бизнеса трактовка данного понятия менялась в зависимости от внешних обстоятельств. К примеру, вы слышали от своих родителей, а тем более от бабушек-дедушек, живших, скажем, при Сталине, о таком термине, как гудвилл? Что это такое, в Советском Союзе никто не знал. Этого понятия попросту не существовало. В теоретическом аспекте значился термин «деловая репутация», но он имел скорее некое психологическое определение. Его можно было обозначить как совокупное мнение потребителей о той или иной компании, но при этом не заходило даже речи о гудвилле как о ценнейшем нематериальном активе. Это и понятно – в режиме плановой экономики того времени необходимости расширять данное понятие попросту не существовало.
Термин «гудвилл» к нам пришел из США, и там он даже сотню лет назад означал некую установленную ценность деловых контактов, которые впоследствии могли привести к повышению прибыли на несколько пунктов. Иными словами, в Америке сей нематериальный актив всегда имел стоимостное выражение.
Чем он отличается от прочих активов
Что такое гудвилл согласно стандартам бухгалтерского учета? Это особый нематериальный актив, который обладает рядом специфических черт, отличающих его от прочих:
- ни при каких обстоятельствах деловая репутация не может существовать самостоятельно от конкретно привязанной компании;
- он невещественен, а это значит, что его отсутствия как такового можно и не заметить;
- гудвилл не имеет первоначальной вводной или эксплуатационной стоимости, и в некоторых образцах отчетности он оценивается в символическую сумму в размере нескольких долларов;
- если ценность прочих нематериальных активов в стоимостном выражении распределяется согласно объему выпускаемой продукции, то сумму деловой репутации можно погасить в любой момент, и при этом как таковая она не исчезнет.
Гудвилл как экономическая категория
Гудвилл – что это такое? Это комплексное понятие, которое можно классифицировать по нескольким критериям. Например, по тому, как он может влиять на финансовую отчетность субъекта хозяйствования:
- положительный – когда мы его используем, мы также еще и получаем неплохой доход;
- отрицательный – соответственно, он не просто не приносит прибыли, но еще и занижает оценочную стоимость предприятия как таковую.
Или по форме существования гудвилл бывает:
- созданный – наработанный с годами, за счет проведения грамотной маркетинговой политики;
- бухгалтерский – приобретается за определенную стоимость в денежном эквиваленте и включается в финансовую отчетность.
Его также можно классифицировать по документарной методике отражения в данных характеристиках компании:
- рыночный – когда в процедуре оценки его стоимости участвует не только цена приобретения, но и полученная прибыль;
- нормативный – при определении его ценности принимается во внимание также аукционная стоимость на рынке.
Доходные методы оценки
Зачастую оценочный метод гудвилла заключается в определении прибыли, которую он может принести предприятию. Так, существует два доходных метода по определению его стоимости.
Например, оценить гудвилл можно как остаточную ценность между разницей общей выраженной стоимости активов предприятия и его полной ценой. Понятно, что с первым вычитаемым проблем не будет – всего-то нужно суммировать все показатели. Что касается стоимости самого бизнеса, то здесь следует подходить комплексно: либо применять сравнительный анализ, либо основываться на показателях доходности.
Или же деловую репутацию можно определять исходя из имеющейся избыточной прибыли. В данном случае главное - определить плановую доходность без использования в бизнесе гудвилла, ну а после высчитать, какую сумму может принести он.
Прочая методика оценки гудвилла
Деловую репутацию можно оценить исходя из данных об операционной деятельности субъекта хозяйствования. Так, например, стоимость гудвилла высчитывается исходя из объема реализованной продукции:
(Полученный чистый доход от операционной деятельности – уровень рентабельности в разрезе отрасли * Общая стоимость товаров, которые были реализованы)/Показатель капитализации прочих активов нематериального характера.
Можно привлечь и себестоимость для оценки деловой репутации. Подобный расчет гудвилла чем-то схож со способом подсчета избыточной прибыли, однако теперь мы оцениваем не динамику изменений последней, а то, как применение рассматриваемого нами понятия влияет на общую себестоимость.
И последний, наименее часто используемый – квалиметрический. В данной методике мы оцениваем общую полезность деятельности субъекта хозяйствования и сравниваем с величиной непосредственного гудвилла.
Особенности гудвилла в разных странах
Итак, как мы уже выяснили, сам по себе термин «гудвилл» в советской России не существовал, но тем не менее, если вспомнить царские времена, то авторитет данного понятия все же присутствовал, хоть и негласно. Представьте себе, как бы справлялись местные торговцы, не имея хорошей деловой репутации в кругу соседей и жителей окрестных районов. Да и в наше время, несмотря на активное применение данного понятия в бизнесе, нет никаких законодательно регламентированных документов, определяющих статус гудвилла. Но все же сейчас в России завоевывают широкую популярность профессиональные оценщики деловой репутации, которые не только подберут оптимальный способ расчета ее стоимости, но и проведут все необходимые исчисления.
А вот в США, наоборот, гудвилл не только активно учитывается при развитии собственного бизнеса, но и регламентируется законодательно Министерством финансов и Налоговым управлением.
Необходимость оценки гудвилла
Определение стоимости гудвилла зачастую имеет веские причины, поскольку процедура эта довольно дорогостоящая и сложная. Как правило, ее проводят в том случае, если бизнес планируется продавать или покупать в ближайшем будущем.
Несомненно, стоимость материальных активов предприятия – весьма важный фактор влияния, но не менее важно, какую репутацию успел заработать производитель за годы своей деятельности, насколько ему доверяют потребители, и какой популярностью пользуется его товар. Ведь, как уже говорилось выше, именно эти факторы могут значительно поднять стоимость бизнеса.
Также оценка гудвилла проводится при слиянии компаний или поглощении, поскольку здесь тоже важно понимать, какие дела идут в руки. Ведь если в нематериальном аспекте сделка недостаточно выгодна для одной из сторон, так зачем ее заключать?
Как подготовиться к оценке деловой репутации
Что такое гудвилл? Это в первую очередь нематериальный актив, поэтому и оценивать его необходимо соответствующим образом. Так, для проведения процедуры определения стоимости деловой репутации необходимы следующие документы:
- полная финансовая отчетность в разрезе трех последних лет;
- если таковые имеются, аудиторские заключения;
- полная опись материальных средств, имеющихся во владениях компании;
- прочая расшифрованная и поясненная информация об имуществе субъекта хозяйствования;
- информация о дебиторской задолженности в разрезе договоров;
- если имеются дочерние компании, то их полные финансовые отчеты.
С каждым годом сфера услуг становится все шире и шире: нам предлагают юридические и бухгалтерские консультации, а парикмахерских и салонов красоты настолько много, что на них можно натыкаться буквально на каждом шагу! Но это вовсе не значит, что каждое из подобных заведений приносит своему владельцу невиданную прибыль. Для начала необходимо заработать достойную репутацию, набрать внушительную клиентскую базу. В этом всем и заключается гудвилл предприятия.
Кому гудвилл особенно нужен
Поскольку материальных активов на балансе подобных субъектов хозяйствования числится не так уж и много, а для того, чтобы установить на собственность в виде кафе или маникюрного салона достойную цену, необходимо предложить покупателю марку должного уровня. Именно деловая репутация в данном случае и займет без малого половину стоимости предприятия.
Бухгалтерский учет гудвилла в РФ
С учетом того, что многие предприятия успешно переходят на Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО), мы будем рассматривать бухгалтерский учет деловой репутации именно в данном аспекте.
Согласно постулату № 38, гудвилл может отражаться только при покупке или продаже предприятия, но никак иначе. Поскольку некорректно давать оценку активу, который по сути таковым практически и не является, да и награждать его какой-либо номинальной стоимостью исходя из субъективных соображений весьма неправильно.
Более того, в соответствии со стандартом № 22, после совершения сделки купли-продажи отраженная стоимость деловой репутации должна распределиться на некоторые необоротные активы. Поскольку ценность как таковая оплачена, то следует, что ее нужно чем-либо подкрепить материальным. Зачастую в качестве последнего выступают основные средства, имеющие свой определенный уровень износа.
Как быть, если гудвилл отрицателен
Гудвилл – что это такое? Это нематериальный актив, который не принято идентифицировать и приобретать отдельно от субъекта хозяйствования.
Иногда возникают такие ситуации, когда за то или иное предприятие выплачены средства, которых по факту меньше, нежели предполагает оценочная стоимость всех активов бизнеса. В таком случае следует вывод, что решающую роль здесь сыграл гудвилл, и сделка свершилась в убыток продавцу.