Философия: история русской философии с древних времен до XIX века
Споры по поводу существования чистой русской философии и ее значения продолжаются бесконечно. Анализируется все больше открывающихся, новых, переведенных на современный язык источников. Существовала ли вообще у славян философия? История русской философии начинается с Древней Руси, а самый расцвет ее пришелся на конец XIX и начало XX века.
Истоки русской философии
Философии в Древней Руси в чистом виде как таковой не было, поскольку Русь была тотально религиозна. Взяли греческую и византийскую философию и перевели на язык того времени, язык Кирилла и Мефодия, прежде всего ту часть, что была связана с христианством, с житиями святых. Философия приходила сюда как некий побочный контекст. Но она все же была. И не случайно один из братьев, считавшихся просветителями, Кирилл, назывался философом. Это звание было очень высоким. Выше него было только звание богослова.
Первым русским философским документом считается «Слово о законе и благодати», написанное митрополитом Илларионом. «Слово» создано в традиции византийской гомилетики. Это проповедь, прочтенная в церкви, над усыпальницей князя Владимира, крестителя Руси. Начинается она с притчи из Ветхого Завета, потом обращается к Новому, и далее следует мораль о том, что же вообще дало Руси христианство.
Конечно, для русичей было важно, чем жила Византия, пока она не пала в 1453 году. Хотя отношения эти не были такими уж тесными.
В основном из потребности объяснить мироустройство и отношения с богом и государством возникает на Руси философия. История русской философии далее сложна.
Лучшие книги по истории русской философии
История отечественной философии дальше сложнее, поскольку часто философы в России подвергались гонениям, конечно, со стороны правительства. Об этом написал Николай Онуфриевич Лосский. «История русской философии», его книга, повествует о том, что гонения кончились только к 1860 году. Но лишь в 1909 году русская философия «задышала» с новой силой, да и то революция 1917-го все труды уничтожила. В книге Лосского отражен весь путь, что прошла русская философия. «История русской философии» была первой книгой в своем роде. Однако в родном отечестве она была запрещена. Ее напечатали сначала на английском, в 1951 году, затем переводили на другие языки, а в России она в печать вышла только в 1991 году. Были, конечно, экземпляры на русском еще до этого - у членов ЦК КПСС, но простым людям труды Николая Онуфриевича были недоступны.
Еще один труд на эту тему написал Василий Васильевич Зеньковский. «История русской философии» его вышла в двух томах в 1948–1950 годах. Первый том был диссертацией для получения степени доктора церковных наук, которая была успешно защищена. Монография эта принесла ему международную славу, она была переведена сразу же на английский язык.
Михаил Александрович Маслин написал книгу «История русской философии». Маслин был руководителем авторского коллектива, в который также входили Мысливченко, Медведева, Поляков, Попов и Пустарнаков. Книга охватывает отечественную историю философии от XI века до современности. Времена философии в Киевской Руси Маслов называет периодом ученичества. А XVII век он характеризует как время непреодолимой тяги к этике и эстетике, а также особого интереса к историософской проблематике и период публицистичности русской философии.
Отечественная философия: история русской философии XVIII века
XVIII век ознаменовался реформами. На этот период пришлось время правления Петра Первого - время тесного контакта с западной культурой, больших реформ и достижений.
Яркими представителями философии этого времени были Антиох Дмитриевич Кантемир, Василий Никитич Татищев и архиепископ Феофан Прокопович. Последний ратовал за пользу просвещения и науки. Кантемир высмеивал человеческие и общественные пороки. Он ввел множество терминов в русскую философию. Татищев был за идею морали и религии, ставил целью человеческого существа равновесие душевных сил. Огромным был вклад в философию России той эпохи Михаила Васильевича Ломоносова. Он основал русскую материалистическую традицию.
Обогащение русской философии – Г. С. Сковорода
XVIII век подарил миру еще одного известного философа – Григория Саввича Сковороду, украинца, родившегося в 1722 году. Он и по сей день является украинским героем.
Григорий Саввич хранил целибат, будучи монахом в миру, и не заводил семью. Актуализировал наследие Сковороды в ХХ веке Владимир Францевич Эрн, тоже русский философ. Он написал и издал книгу «Григорий Сковорода. Жизнь и учение».
У Сковороды было учение о трех мирах – большом общежительном мире, или макрокосме, как говорят философы, маленьком мире, или мирке, – это человек, и о мире символическом – Библии, к которой Сковорода относился очень амбивалентно. Он то ругал ее, то говорил, что образы Библии – это такие «возики, сокровища вечности везущие».
Сковорода написал 33 диалога и носил их с собой в котомке за плечами, странствуя. Его называли русским Сократом.
Девятнадцатый век
20-е годы XIX века - время появления кружков любителей, которые рассматривали философию как дело своей жизни. Это выпускники университетов. Александр Сергеевич Пушкин назвал их «архивными юношами».
Владимир Федорович Одоевский, Дмитрий Венивитинов (поэт, который умер всего 22-х лет от роду), Иван Васильевич Киреевский (будущий славянофил, мэтр славянофильства), Александр Иванович Кошелев, Норов, Рожалин, Черкасский – состав «Общества любомудров». «Любомудрия» – в переводе с греческого – это философия, любовь к мудрости. Они вообще любили играть с иностранными философскими терминами, переводя их на русский манер.
Любомудры считали, что нужно сменить пристрастие к французским идеям (имея в виду философию Просвещения) немецким идеализмом, потому что это философия тождества духа, интеллигенции и природы. Они пренебрегали социальной философией, но изучали естественные науки, физиологию мозга. Любомудры хотели найти в человеческом теле душу.
Кружок прекратил свою деятельность в 1825 году. И появилось два философских течения – западники и славянофилы.