Сочинение на тему "Сострадание". Тема сострадания и милосердия

Тематика школьных сочинений может быть самой разной. Безусловно, она должна соответствовать действующей учебной программе и быть направленной на повышение грамматических, языковых и речевых умений ребенка. Не менее важным, однако, является в этом отношении воспитание полноценной, разносторонне развитой личности, что и обусловливает необходимость подбора тематики сочинений, затрагивающей моральные, этические, культурологические проблемы.

Виды сочинений

Чаще всего в школьной практике используются три основных вида заданий такого характера. В зависимости от класса предпочтение отдается сочинению-описанию, повествованию или же рассуждению. В первом случае ученикам дается конкретный объект, который нужно в некотором смысле перенести на бумагу, изложив в виде текста. Он может быть как представленным материально, так и воображаемым, принадлежащим исключительно сознанию ребенка.

Самыми распространенными объектами для написания сочинений-описаний считаются репродукции картин, всевозможные предметы вроде ваз, ручек или, к примеру, книг. Не менее редки задания, касающиеся описания внешности друга, мамы или соседа по парте. Наконец, в качестве объекта описания может быть использован пейзаж или скульптура, которые когда-либо видел ребенок.

Второй вид - сочинение-повествование - активно используется для того, чтобы узнать, чем интересуется ребенок, определить его склонности, предпочтения, психологическое состояние. Характерным примером можно назвать работы, посвященные летнему отдыху или, к примеру, походу в театр с классом.

Наконец, наиболее используемым в средней и старшей школе оказывается сочинение-рассуждение. Характерной его особенностью можно назвать обязательную постановку проблемы и поиск учащимся пути ее решения. Это может быть сочинение на тему "Сострадание" или на тему взаимодействия Гамлета с внешним миром. Мы же в данной статье рассмотрим первый указанный вариант.

Для чего нужны сочинения на эту тему

Такие простые явления, как сострадание, человечность, доброта и жизнелюбие, кажутся нам вполне естественными. Однако если обратиться к современному кинематографу, мультипликации, литературе, можно обнаружить, что все они в некотором смысле нивелируются. Взять, к примеру, огромное количество боевиков о так называемых "крутых парнях", которые с таким удовольствием и вниманием смотрят дети. То же самое касается и компьютерных игр-стрелялок, которым они отдают предпочтение.

Сочинение на тему "Сострадание" обязательно необходимо задавать учащимся для сохранения представлений о человечности. Работы такого рода максимально способствуют воспитанию полноценной здравомыслящей личности, способной осознавать ценность жизни и прислушиваться к мнениям другого человека.

Как подать это детям

Эпоха слепого морализаторства в школе давным-давно прошла. Современные дети в основном впитывают информацию через призму личных впечатлений, а, соответственно, нуждаются в них для более или менее глубоких размышлений.

Если учитель задумывает дать детям в качестве контрольной работы сочинение на тему "Сострадание", ему следует с максимальной серьезностью подойти к выбору материала, самой проблематики.

Почему нельзя давать подобную работу без контекста? Все очень просто - современный школьник прекрасно знает о том, что конкретно хочет увидеть в его работе преподаватель. Именно поэтому он не будет, особенно напрягаясь, вдаваться в серьезные рассуждения и высказывания своего собственного мнения. Вместо этого в сочинении будут изложены прописные истины, сформулированные в наиболее примитивном виде. Сочинение на тему "Сострадание" должно непременно даваться в контексте какой-либо ситуации.

Выбор фактической базы

В этом отношении учителю действительно необходимо прикладывать максимальные усилия. Он всегда должен помнить, что работа на тему "Сострадание" - сочинение, рассуждение в котором играет самую значимую, ключевую роль. А чем более сильными будут впечатления ученика, тем лучше он справится с поставленной задачей.

Лучше всего для этого подходят не ситуации, описанные в литературе, а то, что происходит в реальной жизни. Те или иные события, происходящие в действительности, намного ближе и понятнее ученикам, а значит, и осмысление их будет более глубоким.

Лучше всего раскрывается тема сострадания в сочинениях, приуроченных к каким-либо историческим датам. В качестве примера можно привести события Великой Отечественной войны, теракт 11 сентября в США или, к примеру, наводнение, о котором постоянно говорят в новостях. В такой ситуации каждый ученик чувствует себя если не писателем, то полноценным репортером, для которого основной задачей становится цель "тронуть другое сердце".

Вопросы с подвохом

Для того чтобы подтолкнуть учеников к активному рассуждению, привязка к историческому или литературному факту совершенно не обязательна. Чтобы класс заинтересовался предложенной темой, достаточно просто акцентировать внимание учащихся на нужном вопросе. В особенности это касается тем, затрагивающих моральные и этические нормы жизни.

На тему "Сострадание" сочинение-рассуждение обязательно должно включать элемент спора или острой, конфликтной проблематики. Только так можно заставить ребенка действительно задуматься и прочувствовать то, на что направлена работа. Хорошо в таких случаях подходят вопросы вроде "Для чего необходимо сострадание человеку?". В данном случае основная задача учителя - подтолкнуть ребенка к размышлению, действительной обработке информации и нахождению своих собственных вариантов решения поставленной задачи.

Если задействовать литературу

Тем не менее, при правильном подходе учителя куда более актуальными в отношении следования школьной программе оказываются сочинения, написанные при задействовании того или иного изучаемого произведения.

В таких ситуациях имеет место не только рассуждение ученика, но и актуализация знаний, полученных им на прошлых занятиях.

Единственная сложность в этом отношении заключается в правильном выборе материала, который должен быть использован для сочинения-рассуждения. Для положительного результата подходят далеко не любые примеры сострадания, описанные в литературе, предусмотренной школьной программой.

Совершенно не обязательно при этом выбирать конкретные ситуации, где данное явление уже описано автором. Гораздо лучше для подобных сочинений подходят произведения, в которых проблема сострадания остается неявной, однако поднятой автором на достаточном уровне и понятной юным читателям.

Данная тема в произведении должна быть выделена особенно ярко, а ученики не должны оставаться равнодушными к переживаниям героя.

С чем связать подобную тему

Совершенно не обязательно концентрироваться именно на этой проблеме, достаточным оказывается лишь затрагивание ее. Значительно более полными, емкими и интересными оказываются сочинения, в которых ученики пытаются решить, что более необходимо человеку, или работы, посвященные вопросу о том, можно ли оправдать тот или иной поступок.

Как вариант - подать тему в виде своеобразной дилеммы: "Сострадание и жестокость" или, к примеру, в форме такого вопроса: "Может ли человек жить без сострадания?". При правильном подходе учителя можно найти огромное количество заданий, способствующих формированию личности ребенка.

Синонимический контекст

Чем более творческим будет подход учителя к данной работе, тем лучше окажется результат. Тема сострадания и милосердия может быть раскрыта в контексте прочих положительных качеств или на конкретном примере.

Хорошо, когда учитель обращается к личному опыту учеников. В частности, это можно сделать, попросив класс описать самые яркие примеры сострадания, с которыми учащимся удавалось сталкиваться в жизни.

Задание на дом или работа в классе?

Наконец, очень большой процент успешности результата зависит напрямую от формы, которую выберет учитель для проведения такого рода работы. В частности, это касается временной организации. В случае сочинения-описания или же сочинения-повествования стандартного урока оказывается вполне достаточно, поскольку задачей ученика является простое описание действительности или впечатлений.

Сочинение-рассуждение - работа несколько иная, требующая полноценного осмысления и преобразования мыслей в текст. Именно поэтому задания такого рода правильнее давать на дом, чтобы ребенок имел возможность тщательно все обдумать, сделать выводы и решить вопросы, поставленные при этом самому себе.

Комментарии