Кто такие караимы? Происхождение караимов

Кто такие караимы? Это один из самых древних народов нашей планеты, история которого насчитывает не один десяток столетий. Представителей этой национальности сегодня можно встретить в Польше, Литве и на Украине.

История народа

Еще в 4 тысячелетии до н. э. Иранское нагорье заселяли тюркоязычные племена. Далее произошло их продвижение на Восток, вплоть до среднего Междуречья. На этой территории племена разделились. Одна их часть вернулась на Юг, где образовала Шумерское государство. Вторая под руководством Черного Вождя стала ядром будущей народности – караимов. Эта часть племен осела на территории стыка нынешней Турции, Сирии и Ирака.

В те времена караимы были единственным народом, знающим грамоту. По мнению ученых, отсюда и произошло его название. Ведь слово «караим» на языке проживавших на соседних территориях семитов означало «читающие».

На протяжении всей истории своего существования этот народ входил в состав различных государств. Вначале это было Хеттское царство. После его гибели – Ассирия. Далее караимский народ был в составе Персии и Парфанского царства.

В период со 2 по 1 век до н. э. часть караимов отделилась от своего народа и расселилась по территории Ближнего Востока. При этом она оказала значительное религиозное влияние на население данного региона.

Интересно, что народ караимы предпочитал селиться в пещерах. Примером тому могут послужить такие города, как Джуфт-Кале и Мангуп-Кале. Некоторые ученые придерживаются гипотезы караимского происхождения девы Марии, которая пожелала родить Христа в пещере.

Начало нашей эры ознаменовалось дальнейшим движением этой народности на север. Караимы перешли через Кавказский хребет и заселили территорию нынешнего Дагестана. Активизация данного процесса имела место в седьмом веке в период нашествия арабов. Караимы объединились с тюркскими племенами. При этом они создали Хазарский каганат, который прекратил свое существование после того как на него напали крымские татары. Караимы потеряли большую часть своего народа.

Выжившие представители этой национальности попали под власть захватчиков. При этом у поверженного, но более культурного народа не только обычаи и традиции, но и язык заимствовали татары. Караимы недаром считались самым грамотным народом. Подтверждает это то, что до сих пор язык крымских татар имеет большие отличия от языка остальных представителей данной национальности.

Слово «караим» обозначает не только народ. Этот термин употребляется по отношению к представителям любой национальности, исповедующим караимское учение.

Религиозное направление

О том, что существует такое движение, как караимы, впервые заговорили в 8 веке в Багдаде. Именно этим периодом датируются первые упоминания о некой еврейской религиозной секте ананитов. Целью сообщества было объединение всех уже потерявших свое влияние иудейских групп под флагом антиравванистического направления. Руководитель этой секты, Анан бан Давид, обещал всем своим приверженцам полнейшую свободу в изучении Моисеевых учений, требуя взамен отрицание Талмуда, а также почитание Торы, как единственной священной книги.

Происхождение караимов, а также описания их вероучения и жизни засвидетельствованы в сборнике «Эшкол ха-Кофер», написанном Йухудой Хадасси (1147 г.).

В этом труде автор обобщил обрядовую практику этой народности, а также ту полемику, которая велась между представителями данной общины и христианами.

О том, кто такие караимы, говорит нам и книга «Аддерет Элияху», написанная Элияху бен Моше Башьячи. В этом труде, увидевшем свет в конце 15 века, содержалась исчерпывающая информация об обрядовой практике рассматриваемого этноса.

Этимология

Первоначально слово «караим» на территории нашей страны обозначало лишь религиозную группу. Оно относилось к вероисповеданию и не имело никакого отношения к национальности. Все изменилось во времена советской власти. Это был период, когда вероисповедание не указывалось нигде. В связи с этим и произошло закрепление термина «караимы» за наименованием этноса данного народа.
Что же обозначает слово «караим» сегодня? Им определяется этническая принадлежность без учета вероисповедания. Иногда термин «караим» указывает на принадлежность конфессиональную, не принимая во внимание национальность человека.

Семитическая теория

По некоторым предположениям, национальность караимы происходит от этнолингвистической еврейской группы, которая проповедовала доталмудический иудаизм. Эта теория была единственной вплоть до конца 19 века. Причем разделялась она и самими караимами. Сегодня эта теория подвержена резкой критике со стороны лидеров этнической группы. Не поддерживается она и большинством членов караимского сообщества. Однако приверженцы еврейской теории происхождения все-таки имеются и сейчас. Они остались на Украине и в Крыму.

Тюркская теория

Существует предположение того, что национальность караимы произошла от хазар. Это тюркский кочевой народ (7-10 вв.), принявший иудаизм.

Данная теория, выдвинутая В. В. Григорьевым (российским востоковедом), получила свое распространение с 1846 г. В 20 веке хазарскую версию происхождения караимов признала советская наука. Приветствуется такая теория и теми лидерами этнической группы, которые отрицают любую связь своего народа с иудаизмом и евреями. Однако многими религиозными караимами хазарская версия была встречена с критикой. Не отрицая наличия тюркских элементов в своем происхождении, они все же не согласны с хазарской теорией. На сегодняшний день не согласны с такой версией и многие ученые.

Потомками хазар часто считают себя караимы, крымчаки и горские евреи. И эта версия тоже имеет право на существование. Дело в том, что караимы, крымчаки и горские евреи имеют в своих языках некоторые элементы чувашского (хазарского). В пользу этой версии говорит и принадлежность к вероисповеданию. Крымчаки, так же как и хазары, исповедуют ортодоксальный равванистический иудаизм.

Синтетическая теория

Существует еще один ответ на вопрос о том, кто такие караимы. На сегодняшний день имеется версия, сочетающая в себе тюркскую и семитическую теории. Согласно ей, эта народность возникла в результате смешения крымских хазаро-болгар и евреев-караимов. Выдвинули эту теорию Юфуд Кокизов и Илья Казас. Эти известные караимы утверждали о том, что этническая группа, представителями которой они являлись, не могла быть отнесена к чистокровным семитам.

Появление в Восточной Европе

Существует версия о том, что несколько сотен татарских и караимских семей были выведены литовским князем Витовтом из Крыма для их расселения в своем княжестве. Однако некоторыми учеными (Питером Голденом, Даном Шапиро и Голдой Ахиезер) была выдвинута несколько иная теория. Согласно их предположению, предки караимов, проживающих на сегодняшний день в Восточной Европе, пришли вовсе не из Крыма. Они покинули земли на Нижней Волге и в Северном Иране, захваченные монголами. Кроме того, некоторые караимы прибыли в Европу из Византии, а также из Османской империи.

Антропология

На вопрос «Кто такие караимы?» пытались получить ответ и многие специалисты, занимающиеся изучением человека. Так, антропологом Константином Иковым в 1880 г. было изучено порядка трех десятков черепов, принадлежавших крымским представителям этой народности. На основании полученных данных был сделан однозначный вывод о том, что караимы не имеют принадлежности к семитам. Их можно отнести к брахицефалам.

Антропологические размеры представителей литовских караимов были исследованы Юлианом Талько-Гринцевичем в 1904 г.

В 1910 г. ученым Витольдом Шрейбером был сделан вывод о том, что расовое отношение караимов к семитам сомнительно. Эту народность он отнес к угро-финской группе.

В 1912 г. С. А. Вайсенбергом были проведены новые исследования. Ученый сопоставил антропологические особенности крымчаков, евреев и караимов. При этом он пришел к выводу о внешнем сходстве двух последних этнических групп.

Польские и литовские караимы были исследованы в 1934 г. Коррадо Джини. Ученый пришел к выводу о связи этой народности с чувашами, а следовательно, с куманами и хазарами.

В 1963 г. А. Н. Пуляносом был отмечены переднеазиатские черты, которые имеют в своем облике литовские караимы (фото смотрите ниже).

Исследования крови представителей этой этнической группы были проведены в 1968 г. Полученные данные указали на сходство караимов Литвы и Египта, что подтвердило средиземноморское происхождение народности.

В 1971 г. академиком В. П. Алексеевым было проведено краниологическое исследование населения, проживающего в хазарском городе Саркел. В итоге ученый сделал вывод о том, что караимский народ возник в результате смешения хазар с местными племенами (сарматами, аланами, готами).

В период с 2005 по 2013 гг. изучению подверглись генетические сигнатуры, принадлежащие двадцати восьми караимам. Полученные данные указали на ближневосточное происхождение этой народности и ее близость к восточным, сефардским и ашкеназским евреям. Подтвердила исследования схожесть восточноевропейских и египетских караимов.

Основные внешние отличия этой этнической группы заключены в среднем росте, широкой грудной клетке, гладких или слегка волнистых волосах и темных глазах. Многие караимы (фото смотрите ниже) обладают типичным утолщающимся к низу носом и миндалевидным разрезом глаз, которые несколько выдаются вперед.

Кожные покровы у представителей данной национальности имеют светло-желтый оттенок.

Отношение к евреям

На протяжении длительного времени караимы поддерживали семитическую теорию своего происхождения. При этом они не противопоставляли свою культуру еврейской. Однако все изменилось после того как территории, заселенные караимами, были присоединены к Российской империи. С этого периода представители рассматриваемой этнической группы стали отрыто противопоставлять себя евреям. Лидеры национальности караимы, известные люди в культурных и политических кругах, давали опровержение семитической теории происхождения своего народа. Усиление данной тенденции произошло в начале 20 века. Этому благоприятствовали такие факторы, как:

- эмансипация, когда все народности были уравнены в правах, кроме евреев;
- лингвистическая ассимиляция, вытеснившая древнееврейский язык в богослужении и заменившая его на караимский;
- переход интеллигенции караимов к христианству;
- деиудаизация караимского населения.

Представители этой народности, проживающие на постсоветском пространстве, и сегодня продолжают противопоставлять себя евреям.

Религиозное учение

Караимизм является синкретической системой, включающей в себя верования, а также обрядовые и культовые действия. Причем до сих пор это учение близко к религиозному направлению, которого придерживался Анан бен Давид. Основными его принципами считается:
- любовь к ближнему и к Богу;
- почитание всех нравственных норм, которые были даны в Святом Писании.

При этом на протяжении всей истории народа караимов отличала веротерпимость. Они никогда не испытывали религиозной ненависти к другим учениям, полагая, что только в таком случае человек будет заслуживать райскую жизнь. Такие особенности вероисповедания позволили караимам выделиться в литовской и крымской среде и не слиться с ней. Без преувеличения можно говорить о том, что религия помогла этому народу сохранить свою этническую и культурную целостность.

В некоторых городах Крыма до сих пор можно увидеть храм (молитвенный дом) караимов. На своем фасаде он имеет шестиконечную звезду. Однако называется он не синагогой, а кенассой. Сегодня нередко эти дома заброшены или используются не по своему назначению.

Знаменитые представители нации

Во все времена культурным и грамотным народом считались караимы. Известные люди этой этнической группы внесли большой вклад в развитие мировой науки и литературы. В их числе находится Андрон Старший га-Рофе бен Иосеф, живший в 1260-1320 гг. Он был философом и законоведом, писателем и врачом, литургическим поэтом и экзегетом. От природы Андрон обладал трезвым и светлым умом. Используя свои глубокие и разносторонние познания, он написал множество ценных трудов. Одним из них является книга «Мивхар», в которой даны комментарии Торы. Это произведение считается одним из лучших среди караимских трудов.

Еще одним ярким представителем караимского народа является Абкович Рафаэль Авраамович (1896-1992 гг.). Этот последний из польских газзанов основал в свое время Вроцлавскую кенассу.

Известным караимским общественным деятелем, меценатом и филантропом был Бобович Сима Соломонович (1790-1855 гг.). В 1820 г. он занимал должность городского головы Евпатории. В 1837 г. он был утвержден на пост первого крымского гахама, приняв сан высшего духовного лица караимов.

Среди выдающихся представителей этого народа есть знаменитые математики и этнографы, полководцы и актеры, архитекторы, просветители, врачи, театральные деятели и т. д.

Комментарии