Технология укладки тротуарной плитки своими руками на сухую смесь, на бетонное основание, на песок с цементом, на раствор, на отсев, под автомобиль
Одной из самых популярных разновидностей покрытий для садовых дорожек является бетонная тротуарная плитка. Достоинств у этого материала масса, а недостатков практически нет. Тротуарная плитка смотрится красиво, служит долго и стоит недорого. Еще одним ее безусловным преимуществом является простота в укладке. При желании сделать дорожки привлекательными и удобными для передвижения с ее использованием можно и самостоятельно. Технология укладки тротуарной плитки своими руками включает в себя несколько несложных этапов. О том, каких именно, читайте ниже.
С чего начать?
Прежде чем приступать к обустройству дорожек, конечно же, нужно составить хотя бы простенький проект. Для этого на листке бумаги чертится план участка. Далее на нем схематично «прокладываются» дорожки. Удобство их расположения обязательно нужно проверить на местности. Прочертив по земле линии будущих дорожек, следует по ним пройтись. Если никакого дискомфорта при этом не возникнет, значит, план составлен удачно. В противном случае в проект вносятся соответствующие изменения.
Как выбрать материал
На следующем этапе нужно определиться с видом самой тротуарной плитки. Этот материал может иметь разные цвета, фактуру, текстуру, размеры и толщину. В отношении дизайна выбор зависит, конечно же, в первую очередь от личных предпочтений самих хозяев дома. Единственное – материал должен идеально вписываться в дизайн участка. Неплохо, если цвет дорожек будет совпадать с цветом плитки крылечка, дверей дома, рам окон и т. д.
Толщина тротуарной плитки выбирается в зависимости от степени нагрузки на будущую дорожку. Чаще всего полотно из этого материала используется просто для передвижения людей. В этом случае достаточной толщиной плитки будет 40-50 мм. Если же в последующем по дорожке предполагается ездить на автомобиле, выбирают материал высотой не менее 60 мм.
Для обустройства дорожек со множеством плавных изгибов лучше выбирать маленькую плитку. Таким образом можно будет избежать большого количества отходов. Для прямых дорожек подойдет материал абсолютно любого размера. Технология укладки тротуарной плитки своими руками в этом случае предельно проста, так как раскраивать бетонные декоративные элементы, скорее всего, не понадобится.
Способы укладки плитки
Существует несколько методик отделки и укрепления дорожек тротуарной плиткой:
- на сухую смесь;
- на отсев;
- на щебень и песок;
- на бетонное основание.
При обустройстве дорожек на частных загородных участках могут использоваться все эти способы. Первые три обычно применяются при укладке тротуаров, предназначенных для передвижения людей. Бетонное основание используют в том случае, если по плитке будет осуществляться проезд на автомобиле либо необходимо обустроить место его стоянки. Это самая надежная технология укладки тротуарной плитки. Своими руками, однако, такие дорожки сделать несколько сложнее, да и обойдется полотно этого типа дороже.
Подготовительные работы
При любом способе укладки плитки предварительно выполняется разметка будущей дорожки. По ее краям вбиваются колышки и натягивается шнур. Далее выкапывается «корыто» под основу и плитку. Если на дорожку будет оказываться не слишком большая нагрузка, глубоким его делать не обязательно. На участке со стабильным грунтом достаточно будет 15-25 см (10-20 см на основу-подушку и 5 – на плитку). Если же хозяева планируют ездить по полотну на автомобиле, «корыто» следует заглубить на 26-36 см (20-30 см на подушку и 6 см – на материал).
Дно выкопанной ямы обязательно должно иметь уклон хотя бы в 5 мм на 1 погонный метр. В этом случае на дорожке не будут образовываться лужи в дождливую погоду. Конечно же, уклон нужно делать таким образом, чтобы вода стекала не к зданию или хозпостройкам, а в дренажную систему либо в газон. Дно выкопанной ямы тщательно утрамбовывают и приступают к обустройству выбранного типа основания.
Использование щебня и песка
Это самая несложная технология укладки тротуарной плитки своими руками (фото такого основания можно видеть ниже). «Подушку» в этом случае делают следующим образом:
- На выровненное дно ямы насыпается слой щебня (около 10-15 см) и тщательно утрамбовывается.
- Сверху укладывается водопроницаемый геотекстиль. Его использование позволяет избежать смешивания материалов.
- На дорнит насыпается слой песка в 5-10 см, проливается водой из шланга с насадкой-распылителем и тщательно утрамбовывается с помощью специальных инструментов.
Далее производится укладка бордюра и плитки. В том случае, если дорожка будет использоваться не слишком часто (к примеру, ведущая к беседке), щебень из основания можно исключить. На дно "корыта" просто насыпают слой песка толщиной в 15 мм и тщательно его трамбуют.
Использование отсева
Этот сыпучий материал представляет собой, по сути, мелкий природный гравий. Получается он после отсева песка на предприятиях, занимающихся производством строительных материалов. От обычного гравия он отличается тем, что состоит из фракций разного размера.
Технология укладки тротуарной плитки на отсев ничем не отличается от монтажа элементов на песок. На дно «корыта» насыпается слой не менее 15 см и производится трамбовка. Далее монтируются сами декоративные элементы.
Технология укладки тротуарной плитки на сухую смесь
Этот способ также используется при обустройстве дорожек на загородном участке достаточно часто. Основание в этом случае получается более надежным, чем при применении обычных песка и щебня. По этой технологии можно, к примеру, обустроить широкую дорожку, ведущую от калитки ко входу в дом либо к гаражу.
Для засыпки основания при применении этого способа используется сухая смесь песка и цемента в пропорции 4 к 1. Предварительно на дно «корыта» насыпается речной крупный песок. Его нужно тщательно укатать. Затем поверх него настилается металлическая сетка с размером ячейки 50 х 50 см. Далее насыпается приготовленная смесь цемента и песка. На нее укладывается плитка и просыпается песком, который затем сметается с поверхности. В швах он при этом остается. На следующем этапе дорожка увлажняется водой из шланга. Использовать ее для передвижения можно только через пару недель. Иначе на полотне могут появиться вмятины.
Применение цементного раствора
Технология укладки тротуарной плитки на бетонное основание, как уже упоминалось, отличается некоторой сложностью. Но при этом подобный способ считается и самым надежным. Используется эта методика в том случае, если по полотну в последующем будет производиться проезд на машине. Подойдет она и для отделки места стоянки автомобиля.
Итак, как же производится укладка тротуарной плитки своими руками на раствор? Делается это следующим образом:
- Цементный раствор для основания готовят в пропорции 1:4 или 1:3, в зависимости от устойчивости грунта.
- На дно «корыта» предварительно насыпают щебенку толщиной примерно в 3 см.
- Далее производят заливку раствором. Толщина стяжки должна составлять примерно 5-10 см.
Укладка плитки
После того как основание будет готово, приступают к установке бордюрчиков. Они необходимы для того, чтобы придать дорожке законченный внешний вид и избежать сползания полотна. По краям "корыта" на песок или сухую смесь заливают небольшую бетонную подставку. Затем укладывают собственно сам бордюрный камень.
На следующем этапе можно приступать к монтажу декоративных элементов полотна. Конечно же, при проведении этой работы должна в точности соблюдаться технология укладки тротуарной плитки. Своими руками эту процедуру выполняют с использованием разметки. Первый ряд плитки выкладывают по шнурам, протянутым вдоль будущего полотна и поперек него. Далее ровность установки элементов проверяют через каждые три ряда. Укладку производят «от себя», чтобы не повредить приготовленное основание.
На песок и сухую смесь декоративные элементы устанавливают без скрепляющих составов. Технология укладки тротуарной плитки на бетонное основание несколько другая. К основанию ее обычно приклеивают. На бетон наносят скрепляющий состав зубчатым шпателем. Затем к поверхности плотно прижимают элемент полотна. Раскрой производят с использованием болгарки. Плитку предварительно надрезают, а затем раскалывают. Укладку следует производить как можно плотнее. В любом случае шататься под руками плитка не должна.
Чаще всего при обустройстве дорожек в частном доме используют диагональный метод укладки. Такая технология позволяет свести количество отходов к минимуму.
Как обработать швы
Какая бы ни использовалась для обустройства полотна технология укладки тротуарной плитки (на песок с цементом, на раствор или на отсев), на заключительном этапе обязательно выполняют такую операцию, как заделка швов. Обработка их может производиться по-разному. Обычно для этой цели используют песок или цементно-песчаную смесь. Выбранный материал насыпают небольшим слоем на полотно, а затем сметают. При использовании цементной смеси очистку нужно произвести как можно тщательнее. Иначе после первого же дождя получившийся тонкий слой раствора схватится и испортит внешний вид дорожки. Песок для заделки швов лучше всего брать белый. В этом случае полотно будет смотреться эффектнее. Иногда для обработки швов используются специальные составы на клеевой или цементной основе. Но стоят они достаточно дорого.
Уход за дорожкой
Плиточное полотно, конечно же, придется время от времени подметать. Цветные дорожки еще и время от времени моют из шланга. При сильном загрязнении полотно сначала проходят щеткой, смачивая ее раствором моющего вещества. Если на дорожке зимой образуется лед, соль для его удаления использовать нельзя. Бетон она разъедает просто моментально. Весной на полотне появится множество выщерблин, а в последующем плитка и вообще начнет отходить кусками. Лед можно попробовать аккуратно удалить скребочком. А лучше использовать для очистки специальные составы.
Отделка плиткой садовой дорожки – процедура относительно несложная. Однако работу эту нужно проводить правильно. Если технология укладки тротуарной плитки под автомобиль или для передвижения людей будет соблюдена в точности, полотно прослужит верой и правдой долгие годы. В противном же случае через некоторое время на дорожке появятся вмятины, а сами декоративные элементы начнут раскалываться и сдвигаться из-за проседания основания.