Украинские художники 18, 19, 20 веков и современные, их картины

В живописи украинская культура последовательно пережила этапы барокко, рококо и классицизма. Это влияние сказывается уже в двух портретах 1652 года детей Б. Хмельницкого, Тимофея и Розанды. Вместе с тем стилистика начальной украинской живописи весьма разнообразна и неравноценна по мастерству.

Украинская культура второй половины 17-го и начала 18-го столетия

Большинство парадных портретов (парсун) казацких полковников, которые уцелели, пишутся местными казаками-умельцами, которые, однако, умели передать настроение и характер изображаемых старшин. О реалистическом мастерстве казацких живописцев писал Павел Алепский в середине 17-го в.

До наших дней, к сожалению, дошла лишь незначительная доля картин, которые создали украинские художники 18 века. Во второй половине 17-го в. уже создаются школы иконописцев. Самыми известными образцами являются росписи Успенского собора и Троицкой надвратной церкви в Киево-Печерской лавре, обладающих мягкой, пастельной формой письма. Чувственность, округлая плавность линий настраивают зрителей на несколько меланхоличное настроение, пытаются поддержать жизнерадостность мировосприятия. Вместе с тем драматические сюжеты, такие как "Изгнание торговцев из храма", а особенно сцены страстей, выполнены с передачей соответствующего неспокойной эпохе воинствующего напряжения. Изображаемые на фресках фигуры дышали телесным и душевным здоровьем, их движения теряли всякую скованность и в целом подчеркивали возвышенность настроения.

Созданные Киево-Печерской художественной мастерской образы становились каноном, образцом для подражания во всех других уголках Украины.

Храмовая живопись

Характерной составляющей храмовой живописи становится в то время так называемый ктиторский портрет. Ктиторами (народным языком - староста) называли основателей, жертвователей и опекунов той или иной церкви, а также действующих церковных старост (голов приходского совета). В киевских церквях таких опекунов в течение их истории было очень много. В алтарной части Успенской церкви Киево-Печерской лавры до ее подрыва в 1941 году было изображено 85 исторических лиц - от князей Киевской Руси до Петра I (понятно, что это далеко не все). Незыблемыми изображены старшие церковные иерархи, но чем ближе к тому периоду была историческая личность, тем живее становились портреты, больше выражения и индивидуальности отражалось в лицах.

Необычайной пышности получили в эпоху барокко церковные иконостасы, в которых иконы располагали в четыре, а то и пять рядов. Самыми известными из уцелевших барочных иконостасов такого рода являются иконостасы из церквей Святого Духа в Рогатине, в Галичине (середина 17-го в.) и церкви-усыпальницы гетмана Д. Апостола в Больших Сорочинцах (первая половина 18-го в.). Вершиной станковой иконописной живописи 17-го в. есть Богородчанский (Манявский) иконостас, который выполнен в течение 1698-1705 гг. мастером Иовом Кондзелевичем. Здесь по-новому воспроизводятся традиционные библейские сцены. Изображены живые реальные люди, полные динамики, даже одетые в местные костюмы.

Довольно рано в иконописи попадают элементы стиля рококо, что связано с активным использованием учениками лаврской художественной мастерской в роли образцов рисунков, родителей французского рококо Ватто и Буше, представленных в ученических альбомных сборниках. Рококо вносит в портреты большую легкость и галантность, добавляет характеристические мелкие детали, появляется мода на исполнение женских парсун.

Развитие классицизма в искусстве во второй половине 17-го века

Во второй половине 17-го века развивалась гравюра на меди. Развитие граверства проходило в тесной связи с выпуском студенческих тезисов, потребностями книгопечатания, а также заказами панегириков. Вместе с тем среди работ братьев Тарасевичей и их более поздних коллег можно найти не только роскошные аллегорические композиции светского и религиозного характера, но и реалистичные граверские зарисовки пейзажей, времен года и сельскохозяйственных работ. В 1753 г. императрица Елизавета издала указ: трех украинских ребят из придворной капеллы, которые потеряли голос, отдать в художественную науку. Этими ребятами были будущие известные украинские художники Кирилл Головачевский, Иван Саблучок и Антон Лосенко. Каждый из них внес значительный вклад в развитие классицистического искусства.

Художественное образование в Украине второй половины 19-го - начала 20-го века

Профессиональная художественно-творческая подготовка украинских мастеров в XIX веке происходила в Петербургской академии искусств и в популярных в то время европейских высших художественных заведениях, где основной акцент ставился на академизм и классицизм. По условиям развития эстетики это имело возможность создавать сопротивление художественному развитию Украины, создавать пропасть между народным и «барским» искусством.

Лучшие художественные картины украинских художников 19 века представлены выходцами с академическим образованием, а это прежде всего Т. Шевченко, а затем с ним Наполеон Буяльский, Мария Раевская-Иванова, Николай и Александр Муравьевы, Илья Репин и др., которые стремились создать национальную школу искусств. Центром развития культурно-художественной жизни был Киев. После начались постоянные формирования художественных школ. Киевская рисовальная школа стала одной из первых художественных заведений, сыграла важную роль в развитии изобразительного искусства Украины. В разное время здесь учились И. Левитан, М. Врубель, В. Серов, К. Крижицкий, С. Яремич и др. В школе получили начальное художественное образование известные художники: Г. Дядченко, А. Мурашко, С. Костенко, И. Ижакевич, Г. Светлицкий, А. Моравов.

Художественная школа предоставляла основательную подготовку для создания произведений живописи. При заведении даже был основан музей, куда поступали разные этюды и рисунки Репина, Крамского, Шишкина, Перова, Айвазовского, Мясоедова, Савицкого, Орловского и др. Преподаватели школы применяли прогрессивные методы, в основе которых были требования выполнения рисунка с натуры, строгое соблюдение принципа «от легкого - к более сложному», обеспечение индивидуального подхода, органическое сочетание специальной и общеобразовательной подготовки, то есть заострение внимания на развитие всестороннего художественного образования.

В организации школы М. Мурашко помогали профессор П. Павлов, известный российский географ П. Семенов-Тянь-Шанский, а также местные коллекционеры произведений В. Тарновский и И. Терещенко. Опытными преподавателями школы в разное время были М. Врубель, И. Селезнев, В. Фабрициус, И. Костенко и др. Школа М. Мурашко просуществовала до 1901 г., благодаря чему учащиеся получили возможность развивать свой природный талант, а затем и получить художественное образование. Воспитанниками академии искусства были будущие известные украинские художники П. Волокидин, П. Алешин, М. Вербицкий, В. Заболотная, В. Рыков, Ф. Кричевский, К. Трофименко, А. Шовкуненко и др. Художественное образование в Украине второй половины 19-го - начала 20-го ст. представлено школами, которые были сосредоточены в Одессе, Киеве и Харькове.

Искусство Украины конца 19-го – начала 20-го столетий

Особенно выдающееся место в украинском искусстве принадлежит Т. Шевченко, который в 1844 г. окончил Петербургскую Академию художеств, был учеником самого Карла Брюллова, автора знаменитой картины «Последний день Помпеи». Т. Шевченко создал ряд живописных произведений из жизни крестьянства («Цыганка-гадалка», «Катерина», «Крестьянская семья» и т. д.). Поэтическое и художественное наследие Т. Шевченко имело огромное влияние на развитие украинской культуры и в частности изобразительного искусства. Оно определило его демократическую направленность, которая ярко отразилась в творчестве выпускников Петербургской Академии искусств Л. Жемчужникова и К. Трутовского. Константин Трутовский также известен своими иллюстрациями к произведениям Н. Гоголя, Т. Шевченко, Марко Вовчок, также им запечатлена биография украинского художника Т. Шевченко.

В дальнейшем прогрессивные мастера разделяли идеи созданного в 1870 г. “Товарищества передвижных художественных выставок” и его лидеров: И. Крамского, В. Сурикова, И. Репина, В. Перова. Беря пример с российских «передвижников», украинские художники стремились в своем творчестве использовать реалистичный художественный язык, который понимает народ, и показывать свои картины жителям разных городов. В частности в Одессе было создано “Общество южнорусских художников”, которое активно занималось выставочным делом.

Художественное совершенство и высокий реализм присущи картинам Николая Пимоненко. Наиболее известные его работы «Проводы рекрутов», «Сенокос», «Соперницы», «Сваты». В историческом жанре проявил свой талант А. Мурашко. Он является автором известной картины «Похороны Кошевого», для центральной фигуры которой позировал Старицкий. В пейзажной живописи больше дарования проявил Сергей Васильковский, творчество которого тесно связано с Харьковщиной. Он открыл украинскую живопись Европе, где был удостоен чести выставлять свои картины в парижском салоне «вне очереди». Неповторимым явлением в мировом искусстве стали морские пейзажи художника-мариниста И. Айвазовского. Непревзойденным эффектом лунного света отмечалась картина «Ночь над Днепром» Архипа Куинджи. Замечательными мастерами пейзажной живописи были украинские художники 19 века: С. Светославский, К. Костанди, В. Орловский, И. Похитонов.

Постоянно поддерживал свою связь с Украиной Илья Репин, который родился в Чугуеве на Слобожанщине. Среди многих произведений выдающегося мастера особое место занимает его картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Для этой картины в роли кошевого писаря, изображенного в центре полотна, позировал художнику его товарищ Дмитрий Иванович Яворницкий, который всю свою жизнь посвятил изучению истории запорожских казаков и которого за это называли Нестором Запорожской Сечи. Кошевым атаманом Иваном Сирко в картине изображен генерал Михаил Драгомиров.

На Галичине душой национальной художественной жизни был талантливый художник (пейзажист-лирик и портретист) Иван Труш, зять Драгоманова. Он является автором портретов известных деятелей украинской культуры И. Франко, В. Стефаника, Лысенко и других.

Таким образом, все культурное развитие Украины происходило в неразрывной связи с прогрессивной культурой русского народа.

Живопись в 30-е годы 20-го столетия

В 30-е годы украинские художники продолжали развивать разные направления художественной мысли. Классик украинской живописи Ф. Кричевский («Победители Врангеля»), а также пейзажисты Карп Трохименко («Кадры Днепростроя», «Киевская гавань», «Над большим путем», «Утро в колхозе») и Николай Бурачек («Яблони в цвету», «Золотая осень», «Облака надвигаются», «Дорога в колхоз», «Ревет и стонет Днепр широкий»), который виртуозно воспроизводил состояния природы в зависимости от особенностей солнечного освещения. Значительные достижения украинской живописи этого периода связаны с развитием портретного жанра, представленного такими художниками, как: Петр Волокидин («Портрет жены художника», «Портрет певицы Зои Гайдай»), Алексей Шовкуненко («Портрет девушки. Ниночка»), Николай Глущенко («Портрет Р. Роллана»). В это время расцветает творчество художницы Екатерины Билокур (1900-1961). Стихия ее живописи - цветы, они образуют композиции чрезвычайной красоты. Картины «Цветы за плетнем», «Цветы на голубом фоне», «Натюрморт с колосками и кувшином» очаровывают сочетанием реального и фантастического, ощущением гармонии, разнообразием красок, филигранной манере исполнения. С присоединением к Украине Закарпатья в 1945 году число украинских художников пополнили Адальберт Эрдели («Обрученные», «Женщина»), Берлоги ло Глюк («Лесорубы»), Федор Манайло («На пастбище»). Закарпатской художественной школе были присущи профессиональная культура, колористическое богатство, творческий поиск.

Живопись времен Великой Отечественной войны

Одной из ведущих тем украинской станковой живописи в течение длительного времени оставалась Великая Отечественная война. Художники рисовали героизм воинов, пафос борьбы. Однако писались и философские живописные произведения: «Медсестра» Асхата Сафаргалина, «Во имя жизни» Александра Хмельницкого, «Лен цветет» Василия Гурина. Многие художники продолжали развитие украинского изобразительного искусства, пытаясь дать собственное толкование личности и творчества Великого Кобзаря: Михаил Божий «Думы мои, думы» и тому подобное. Гордостью украинской культуры стало творчество художницы Татьяны Яблонской (1917-2005). Еще в послевоенные годы Т. Яблонская создала одно из лучших полотен того времени - «Хлеб». Картины художницы раннего периода - «Весна», «Над Днепром», «Мать» - выполнены в лучших академических традициях, полны движения, чувства и живописной свободы.

Живопись в 50-е годы 20-го столетия

В конце 50-х годов в Украине несколько ослабло идеологическое давление на творчество художников. И хотя соблюдение «принципа социалистического реализма» оставалось обязательным для советских художников, его тесные пределы расширились. В изобразительном искусстве стало больше по сравнению с предыдущим периодом свободы в выборе тем, средств воплощения художественного замысла, выявлении национальной самобытности. Многие украинские художники стремились отойти от прямолинейного копирования жизни, они обращались к символическим образам, поэтической интерпретации прежнего мира. Именно поэтизация стала одной из ведущих тенденций в различных видах искусства. Для этого периода характерно стремление к национальным корням. Украинские художники 20 века обращались к образам выдающихся деятелей истории, культуры, изучали народное искусство, обычаи. Большое значение приобрело монументально-декоративное искусство, в котором происходили смелые экспериментаторские поиски. Среди оригинальных: Днепровская гидроэлектростанция (ДнепроГЭС), 18 ярких произведений украинских монументалистов - витраж-триптих в Национальном университете им. Т. Шевченко, мозаика «Академия 17 ст.» в Институте теоретической физики, отделка интерьера Дворца детей и юношества в Киеве и тому подобное.

Живопись в 60-е годы 20-го столетия

В начале 1960-х художник Т. Яблонская обращается к народному искусству, что обусловило изменение ее художественного стиля («Бабье лето», «Лебеди», «Невеста», «Бумажные цветы», «Лето»). Этим картинам присущи плоскостная трактовка, пластичность и выразительность силуэтов, построение колорита на соотношении чистых звонких красок.

Поражает творчество закарпатского художника Федора Манайла (1910-1978), который еще в довоенные годы стал одним из лучших европейских художников. В эпицентре творческих поисков художника - природа Карпат и стихия народной жизни: «Свадьба», «Завтрак», «В лесу», «Солнечное мгновенье», «Горами-долинами» и т. д. Ф. Манайло был консультантом на съемках кинофильма С. Параджанова «Тени забытых предков», который, благодаря его вкладу, приобрел особую выразительность и этнографическую точность.

Духом экспериментаторства, тяготением к европейской культурной традиции отличается львовская художественная школа. Если для закарпатской школы характерна живописная эмоциональность, то для львовской - графическая манера выполнения, изысканность и интеллектуальность. Явными представителями этих направлений того времени являются знаменитые украинские художники: Зиновий Флинт («Осень», «Бабье лето», «Мелодии Баха», «Размышления»), Любомир Медведь (цикл «Первые колхозы на Львовщине», триптих «Эмигранты», «Текучесть времени» и т. п.). Настоящим достижением в искусстве стали работы этих мастеров в портретном жанре. Портреты деятелей культуры Л. Медведя (Леси Украинки, С. Людкевича, Н. Гоголя, Л. Толстого) привлекают внимание оригинальностью манеры исполнения, неожиданностью композиционного построения, глубиной и особой обостренностью образов.

Самобытный художник Валентин Задорожный (1921-1988) работал в разных жанрах - монументальной и станковой живописи, графики, гобелена, резьбы по дереву. Художник использовал и творчески переосмыслил лучшие традиции народного искусства, глубоко понял основы национальной культуры: картины «Маруся Чурай», «Вселенский ужин», «Чучинская Оранта», «Хлеб насущный», «И будет сын и мать...» и другие очаровывают насыщенностью и контрастным сопоставлением красок, выразительностью линий, легкостью ритма, декоративным звучанием.

В творчестве художника Ивана Марчука прослеживаются разные художественные направления и методы (от реализма до сюрреализма и абстракционизма); жанры (портреты, натюрморты, пейзажи и оригинальные фантастические композиции, похожие на сновидения). В его картинах переплелись традиции и новаторство, все произведения имеют глубокую духовную основу: «Цветение», «Цветущая планета», «Потерянная музыка», «Прорастание», «Голос моей души», «Последний луч», «Взошел месяц над Днепром», «Месячная ночь» и др. Среди многих произведений художника привлекает внимание картина «Пробуждение», на которой среди трав и цветов проявляется лицо прекрасной женщины, ее хрупкие прозрачные руки. Это - Украина, которая пробуждается от долгого тяжелого сна.

Украина по праву гордится и народными мастерами: Марией Примаченко, Прасковьей Власенко, Елизаветой Мироновой, Иваном Сколоздра, Татьяной Пато, Федором Панком и др. В свое время французский художник П. Пикассо был поражен работами М. Примаченко. Она создала собственный мир, в котором живут фантастические существа, персонажи народного фольклора, цветы словно наделены человеческой душой («Свадьба», «Праздник», «Букет», «Сороки - белобоки », «Три деда», «Дикая выдра птичку схватила», «Угроза войны» и другие).

Искусство конца 20-го столетия

Временем нового отсчета в истории украинского разнотворческого искусства можно считать конец 20-го века. Становление независимого государства создало в Украине новую культуро-творческую ситуацию. Отошел в прошлое принцип социалистического реализма, украинские художники начали работать в условиях свободы творчества. Художественные выставки, проходившие в то время, показали высокие творческие возможности украинского изобразительного искусства, его разнообразие, сосуществование в нем различных направлений, форм и средств выражения художественного замысла. Украинское изобразительное искусство конца 20-го в. получило название «Новая волна», подхватив движение украинского авангарда 10-20-х годов, но продолжив его развивать в новых условиях.

Современные украинские художники и их картины не укладываются в рамки какого-то одного стиля, направления или метода. Мастера старшего поколения предпочитают традиционное реалистическому искусству. Значительное распространение получил абстракционизм (Тиберий Сильваши, Алексей Животков, Петр Малышко, Олег Тистол, Александр Дубовик, Александр Будников и др.). И все же главным признаком современного украинского искусства является сочетание фигуративного и абстрактного методов творчества (Виктор Иванов, Василий Ходаковский, Олег Ясенев, Андрей Блудов, Николай Бутковский, Алексей Владимиров и др.).

Новое украинское искусство

Современное украинское искусство испытало влияние западного модернизма. Сюрреализм (от фр. "надреализм") - одно из основных течений художественного авангарда, возникло оно во Франции в 20-х годах. По мнению главного теоретика сюрреализма А. Бретона, его цель - решить противоречие между мечтой и реальностью. Способы достижения этой цели были разнообразными: украинские художники и их картины с фотографической точностью изображали лишенные логики сцены, создавали фрагменты привычных предметов и странных существ.

Оп-арт (сокращенное англ. оптическое искусство) - течение абстрактного искусства, популярное на Западе в 60-х годах. Произведения оп-арта построены на эффектах заблуждения зрения, при этом отбор форм и цветов направлен на создание оптической иллюзии движения.

Поп-арт (сокращенное англ. популярное искусство) возник в США и Британии под влиянием массовой культуры. Источником его образов стали популярные комиксы, реклама и продукты промышленного производства. Одномоментность сюжета в живописи поп-арта иногда подчеркивается техникой, что напоминает эффект фотографии.

Концептуализм, концептуальное искусство (от лат. мысль, понятие) - ведущее направление западного искусства 60-х годов. По убеждению его представителей, идея (концепция), положенная в основу произведения, имеет самоценное значение и ставится выше мастерства. В воплощении концепции могут использоваться самые разнообразные средства: тексты, карты, фотографии, видеофильмы и тому подобное.

Произведение может выставляться в галерее или быть создано «на местности», например, природном ландшафте, который иногда становится его составляющей. При этом образ художника подрывает традиционное представление о статусе авторов искусства. В инсталляции отдельные элементы, расположенные внутри заданного пространства, образуют единое художественное целое и часто рассчитаны на конкретную галерею. Такое произведение не может быть перенесено в другое место, поскольку окружающая обстановка является ее равноправной частью.

Перформанс (от англ. представление) - художественное явление, тесно связанное с танцем и театральным действом. Язык поп-арта умело и часто используют в своих работах такие украинские художники, как Степан Рябченко, Илья Чичкан, Маша Шубина, Марина Талютто, Ксения Гнилицкая, Виктор Мельничук и др.

Украинский постмодернизм

Ассамбляж - введение в произведение искусства трехмерных нехудожественных материалов и так называемых найденных объектов - обычных будничных предметов. Происходит от коллажа - техники, в которой кусочки бумаги, ткани и т. п. закрепляются на плоской поверхности. Искусство ассамбляжа зародил П. Пикассо в начале 20-го в., среди украинских художников прием ассамбляж широко использовали А. Архипенко, И. Ермилов, А. Баранов и др. Современные украинские художники нынешний творческий процесс в Украине по аналогии с Западом называют эпохой постмодернизма (то есть наступившей после модернизма). Постмодернизм в изобразительном искусстве напоминает причудливо перемешанные обломки всех предшествующих стилей, направлений и течений, в которых бессмысленно искать, по крайней мере, малейшие проявления целостности. Украинский постмодернизм чаще всего является заимствованием, а то и откровенным плагиатом западных образцов.

Комментарии