Что такое Дорога жизни в блокированный Ленинград?

Транспортную магистраль, которая проходила во время Великой Отечественной войны через Ладогу, справедливо называют Дорогой жизни. Так как с осени 1941 года по зиму 1943 она была чуть ли не единственным путем в блокированный Ленинград, где катастрофически не хватало провианта. Более подробно о том, что такое Дорога жизни, вы узнаете из данной статьи.

Начало блокады

Блокада города-героя Ленинграда началась 8 сентября 1941 года, когда германские войска сомкнули кольцо окружения, взяв Шлиссельбург. Именно через этот город проходил последний маршрут, который соединял Ленинград с Советским Союзом. Поэтому последней надеждой спасти жителей от голодной смерти были только зима и лед Ладожского озера.

Первые поставки голодающим

Следует отметить, что водоем имел очень сложные навигационные условия, и все пути поставок строились в обход Ладоги. На берегах озера не было оборудовано ни одной пристани или пирса. Но это не помешало командованию начать поставки продовольствия уже в сентябре. Маршрут Дороги жизни проходил из Волхова в Новую Ладогу и затем по воде к маяку Осиновец. В середине сентября сюда пришли первые две баржи, на палубах которых находилось более 700 тон зерна и муки. С тех пор дата 12 сентября считается днем, когда начала работать Ладожская Дорога жизни. Только до конца 1941 года в бедствующий город было доставлено около 60 тыс. тонн самых разных грузов и эвакуировано 33.5 тысячи людей. Основой всех грузов перевозимых по Дороге жизни был фураж, продукты питания, топливо и боеприпасы. Различными героическими событиями богата Великая Отечественная война, блокада Ленинграда и оборудование Дороги жизни, пожалуй, - одни из важнейших.

Дорога жизни

Продовольствия, медикаментов и боеприпасов не хватало. Проблему должна была решить Дорога жизни (по льду проходящая). В конце ноября советские разведчики провели тотальную разведку озера и будущей магистрали, и уже 20 ноября по льду с Вагановского спуска в Ленинград отправился первый обоз, который возглавлял лейтенант М. Муров. На 350 саней было погружено 63 тонны муки. Уже утром 21 ноября обоз прибыл на место, что оправдало операцию и ясно дало командованию понять, что такое Дорога жизни для снабжения ленинградцев.

На следующий день в блокированный город было отправлено 60 гружёных машин ГАЗ-АА («полуторок»), перевозкой командовал капитан В. Порчунов. Дорога жизни в войну заработала на полную мощность, только за первую зиму было перевезено 360 тыс. тонн грузов, из которых 260 тыс. – продовольствие. Автомобили, возвращаясь на Большую землю, обязательно брали к себе в кузов население города, эвакуировав в первый год блокады около 550 тыс. человек. Благодаря систематическим перевозкам нормы выдачи продуктов в Ленинграде увеличились и население стало меньше голодать.

Новый этап снабжения

Следующий этап навигации по Ладожскому озеру начался в конце мая 1942 года, грузовые корабли перевезли в обоих направлениях более 1 миллиона грузов, из них 700 тыс. приходилось на Ленинград. На Большую землю было эвакуировано 445 тыс. человек из мирного населения. В обратном направлении на фронт было доставлено около 300 тыс. военных.

Лето 42-го дало возможность проложить по дну Ладоги трубопровод, который позволял снабжать город горючим, и кабель для подачи электроэнергии с Волховской ГЭС.

С середины декабря 1942 по март 1943 года снова начала действовать ставшая уже легендарной Дорога жизни. За указанный период было перевезено более 200 тысяч разнообразных грузов и эвакуировано 100 тыс. человек.

18 января 1943 гола Красная Армия отвоевала у врага Шлиссельбург, и блокада Ленинграда была прорвана. Сразу же после этого события была проложена железная дорога, по которой без всяких проблем пошли все необходимые городу грузы. Впоследствии эту дорогу назвали Дорогой Победы. Но, несмотря на это, ладожский маршрут продолжал действовать до окончательного снятия блокады с города, то есть до января 1944 года.

Описание маршрута

Ответить на вопрос: «Что такое Дорога жизни?» - невозможно без основательного описания ее маршрута. Она начиналась на финляндском вокзале и по суше следовала к берегу Ладоги, а потом непосредственно по замерзшему озеру. При этом основной маршрут Дороги жизни проходил всего за 25 километров от вражеских позиций на берегу, откуда осуществлялся обстрел движущихся обозов. Водители груженого транспорта постоянно рисковали жизнью, двигаясь под огнем немецкой артиллерии и авиации и рискуя провалиться под лед озера. Но, несмотря на все трудности, по дороге каждые сутки проходило от пяти до восьми тонн разных грузов.

В ходе использования легендарной дороги был установлен любопытный факт: самое ужасное при осуществлении движения по льду - не налеты немецких бомбардировщиков, а движение с резонансной скоростью. В таком положении любой легковой автомобиль уходил под лед в том месте, где несколько часов назад проходил тяжелогруженый обоз. Поэтому скорость движения на каждом участке озера строго регулировалась.

Дальнейшая судьба Дороги жизни

Как известно, весной 1943 года, когда кольцо блокады Ленинграда было разорвано, Дорогу жизни заменила новая Дорога Победы, которая представляла собой железнодорожную ветку от Волхова до Ленинграда. Но зимой продовольствие в город поставляли по старому маршруту - через Ладожское озеро.

Великая Отечественная война, блокада Ленинграда в частности, являются яркими примерами искреннего патриотизма и стойкости духа. Миллионы людей не сдались врагу и перенесли все тяготы и трудности военных лет. Что такое Дорога жизни? Это один из множества подвигов советского народа в военные годы.

Комментарии