Грузовые суда и их классификация

Любая отечественная классификация судов опирается прежде всего на их назначение. Грузовые суда классифицируются так же. Гражданские подразделяются на промысловые, транспортные, принадлежащие техническому флоту и служебно-вспомогательные.

Транспортные

Эти грузовые суда являются основным ядром речного и морского флота. Они предназначены для перевозки разнообразных грузов. В этой группе есть собственная внутренняя классификация: грузовые суда, грузопассажирские и специальные. Собственно, грузовые бывают наливными и сухогрузными, и в их число входят суда самых разных назначений и типов.

Подробно будет рассматриваться каждый из этих типов, в том числе сухогрузы общего назначения и специализированные, на которых перевозятся строго определённые грузы. Предназначенные для генеральных перевозок грузовые суда - общего назначения. Они принадлежат к наиболее распространённому типу.

Сухогрузы

Сухогрузные грузовые суда - это корабли с занимающими всю их основную часть просторными трюмами. Бывают они одно-, двух- и трёхпалубными, в зависимости от размера судна. В машинном отделении чаще всего стоит дизельная установка, оно расположено либо в корме, либо сдвинуто ближе к носу на пару грузовых трюмов. Для каждого трюма проекты грузовых судов предусматривают собственный люк или даже не один, закрывающийся механически.

Грузовыми средствами являются краны или отдельные стрелы с грузоподъёмностью до десяти тонн, а тяжеловесные суда снабжаются и более сильными - до двухсот тонн. Современные морские грузовые суда имеют рефрижераторные трюмы для скоропортящихся грузов и диптанки для пищевых жидких масел. А вот речные сухогрузы вне зависимости от размера и вместимости снабжены только одним грузовым трюмом, так удобнее проводить погрузочные и разгрузочные работы.

Специализированные суда

Такие сухогрузы можно разделить по группам на рефрижераторные, трейлерные, контейнерные суда, лесовозы, суда по перевозке автомобилей, навалочных грузов, скота и тому подобные. Рефрижераторы перевозят скоропортящиеся продукты - фрукты, рыбу или мясо. В грузовых трюмах - надёжная теплоизоляция, холодильные установки, обеспечивающие постоянное охлаждение с температурой от пяти градусов до минус двадцати пяти. Современные рефрижераторы могут не только поддерживать температуру, но и производить быстрое замораживание, они относятся к производственно-транспортным рефрижераторам. Сухогрузы, предназначенные для транспортировки фруктов, снабжены усиленной вентиляцией всех трюмов.

Технические характеристики грузовых судов предусматривают грузоподъёмность до двенадцати тысяч тонн, скорость хода у таких сухогрузов выше, чем у судов общего назначения, поскольку продукты скоропортящиеся и требуют возможно быстрой доставки. Контейнеровозы транспортируют заранее упакованные грузы в контейнерах весом от десяти до двадцати тонн каждый, а само судно поднимает двадцать тысяч тонн и движется со скоростью до тридцати узлов. Контейнеры быстро и легко грузятся и выгружаются за счёт того, что палуба контейнеровозов приспособлена к более широкому раскрытию над трюмами. Чаще всего погрузку и выгрузку ведут средствами терминала - портальными кранами. Лесовозы - разновидность контейнеровозов, это баржи, называемые лихтеровозами, они выгружаются с судна прямо на воду и буксируются к причалу.

Трейлеры

Судна такого типа на сегодняшний день имеют все морские державы, поскольку это корабль мощный, быстроходный и позволяет оперативно производить погрузку и выгрузку - примерно в десять раз скорее, чем на судах, не оборудованных специальными прицепами, на которых грузы просто ввозят и вывозят с корабля. Индустриальное развитие значительно расширило и укрепило торговлю между странами, теперь необходимо перевозить на далёкие расстояния строительную технику, сельскохозяйственную, транспортную. Морские и речные грузовые суда как нельзя лучше выполняют такие задачи.

Трейлеры перевозят грузы в автоприцепах, которые просто вкатываются в трюмы. Грузоподъёмность трейлеров - от тысячи до десяти тысяч тонн, а скорость - до двадцати шести узлов. Это самый перспективный и ходовой на сегодняшний день тип грузового судна. Их постоянно совершенствуют. Многие трейлеры помимо груза в трюмах приспособлены перевозить на верхней палубе контейнеры. Такие суда даже получили своё название - контрейлерные.

Балкеры

Навалочные грузы перевозят специализированные суда - балкеры. Это могут быть руда и рудные концентраты, уголь, минеральные удобрения, строительные материалы, зерно и тому подобное. Более семидесяти процентов всех перевозимых сухих грузов морскими или речными путями составляют именно грузы навалочные, а потому и количество транспортных средств растёт очень быстро: сегодня более двадцати процентов тоннажа мирового флота принадлежит такому типу.

Балкеры подразделяются на универсальные, для тяжёлого груза и для лёгкого. Многие суда приспособлены для двойного назначения: туда - руду, обратно - нефть или автомобили, или хлопок, да что угодно. Данный тип - суда однопалубные, с надстройкой и машинным отделением в корме. Грузоподъёмность у них просто огромная - до ста пятидесяти тысяч тонн, но скорость хода невысока - до шестнадцати узлов. Грузы перевозятся в трюмах с наклонными стенками для самораспределения груза - и продольно, и поперечно. Между бортом и стенками располагаются цистерны для водяного балласта. Иногда в трюмах сделаны продольные переборки для уменьшения крена, если груз смещается, а второе дно спроектировано с подкреплениями и утолщённым настилом для удобства грузовых операций.

Наливные суда

Такого типа суда подразделяются на танкеры для нефтепродуктов, сырой нефти, мазута, дизельного топлива, бензина, керосина; на газовозы; суда для перевозки химикалиев - расплавленной серы, кислот и тому подобного; на транспорты для жидких грузов - воды, вина, цемента. Танкеры наиболее распространены в мире: более сорока процентов мирового тоннажа на транспортном флоте. Это однопалубное судно, надстройка и машинное отделение находятся на корме.

Грузовая часть делится переборками на отсеки, называемые танками. Часть их служит водяным балластом на обратный рейс. На носу располагается насосное отделение. танкеры чрезвычайно пожароопасны, поэтому оборудованы мощными противопожарными системами. Грузоподъёмность их от тысячи тонн у раздатчиков до четырёхсот тысяч тонн у супертанкеров - крупнейших в мире судов. Речные наливные суда тоже грузоподъёмностью не обижены, некоторые имеют её до двенадцати тысяч тонн. Это тоже на редкость мощные грузовые суда. Фото вверху - морской танкер, а внизу - речной.

Газовозы

Эти корабли перевозят сжиженные газы - метан, пропан, бутан, аммиак, а также и природные газы, являющиеся ценным сырьём и превосходным топливом. Обычно газ или сжиженный, или охлаждённый, или под давлением. Газовозы по проектам в корне отличаются от танкеров, поскольку имеют вкладывающиеся цилиндрические цистерны - горизонтальные или вертикальные, сферические или прямоугольные. Изоляция на газовозах должна быть очень надёжной.

Грузовые операции производят с помощью специальной системы, в которую входят насосы, компрессоры, трубопроводы и промежуточная цистерна. Балласт в работающие цистерны принимать не полагается, а потому его оборудуют по бортам или в двойном дне. Транспортировка газа всегда взрывоопасна, поэтому здесь мощная вентиляционная система и сигнализация об утечках газа. Тушение пожаров происходит с помощью углекислоты. В настоящее время востребован класс судов комбинированных, что для морских и речных перевозок очень выгодно - исключаются порожние пробеги. Так появились хлопколесовозы, нефтерудовозы и тому подобные суда.

РС-300

С 1967 года по 1984-й на трёх судостроительных заводах СССР выпускались сейнеры проекта 388М типа "Грузовое судно RS-300". Было построено четыреста восемьдесят шесть таких сейнеров, среди которых те, что служили промысловыми, рыболовными, добывающими судами. Кроме того, на базе именно этого проекта появилось ещё тридцать три научно-исследовательских судна (например, знаменитый "Осмотрительный"). В целях научных исследований долго работали около полутора десятков таких судов.

Когда Советский Союз прекратил своё существование, надобность в них отпала, некоторые суда перешли в частную собственность, а большая часть их своё отслужила и встала на прикол. Оставшиеся переквалифицировались в рыболовные. На Дальнем Востоке такие суда в малых количествах до недавних времён ещё работали в пограничной службе. В частных руках рыболовецкие РС-300 на плаву и сейчас.

Другая классификация

Помимо классификации по назначению можно подразделить грузовые суда по другим признакам. Это принцип поддержания на воде, район плавания, тип двигателя, принцип движения, род движителя, материал и форма корпуса. Принцип поддержания может быть гидродинамический - подводные крылья, воздушная подушка, глиссер, а также гидростатический - воздушная каверна, водоизмещение (катамараны).

Принцип движения подразделяет суда на самоходные - с энергетической установкой, несамоходные - с толкачами и буксирами, а также стоечные - понтоны, дебаркадеры. По району плавания можно выделить суда морские, смешанные (река-море) и для внутреннего плавания (речные). Последние предназначены для коротких рейсов на внутренних водных путях. Тип главного двигателя разделяет грузовые суда на теплоходы (двигатель внутреннего сгорания) и дизели (электродвигатель). На морском флоте применяются также атомоходы и турбоходы. Суда подразделяются по роду движителя на колёсные, винтовые, водомётные, с воздушными винтами и крыльями. Тип материала корпуса может быть металлическим, стеклопластиковым, железобетонным, деревянным. Также суда могут быть самоходными и нет (баржи).

Грузовые воздушные суда

Грузовой самолёт используется для транспортировки не пассажиров, а разнообразных грузов и техники. Они сразу и легко узнаются даже непрофессиональным взглядом. Крылья расположены высоко, толщина корпуса, фюзеляж, явно бросающийся в глаза, некая "приземистость" (чтобы груз был поближе к земле для удобства погрузки и выгрузки). Большее количество колёс на шасси, высокий хвост.

Авиаперевозки грузов начались в далёком 1911 году - с почты. Специальных проектов ещё, конечно, не было, они появились только в двадцатых годах. Самый первый чисто грузовой самолёт был изготовлен в Германии - Air 232. До этого грузы перевозили слегка приспособленные "Юнкерсы". Авиалайнеры, построенные по специальным проектам для грузоперевозок, называются фрахтовщиками. Они не приспособлены для пассажиров.

Самые крупные авиаперевозчики грузов

Настоящий летающий монстр - Ан-225 ("Мрия") разрабатывался в КБ Антонова в 1984 году, первый полёт состоялся в 1988-м. Шестимоторный турбореактивный высокоплан, двухкилевое оперение и стреловидное крыло должны были создать такую мощность грузоподъёмности, чтобы транспортировать части ракет-носителей на космодром. Советская космическая программа "Буран" предполагала использование именно этого самолёта, который способен поднимать более двухсот пятидесяти тонн.

Lockheed C-5 Galaxy - американский грузовой авиалайнер 1968 года рождения, это военный транспортник, способный одновременно перевезти шесть БТР, два танка, четыре БМП, шесть вертолётов "Апач". Hughes H-4 Hercules - очень мощный раритет 1947 года создания, размах крыльев составляет девяносто восемь метров. Теперь это самолёт-музей, поскольку изготовлен он был в единственном экземпляре. Boeing 747-8I - самолёт грузопассажирский, выпущенный в серийное производство в 2008 году. Он поднимает четыреста сорок две тонны на взлёте, но кроме груза берёт на борт почти шестьсот пассажиров.

Комментарии