Острова Спратли: фото, история, принадлежность, отдых. Сражение у островов Спратли (1988)

Острова Спратли – это небольшой архипелаг в Южно-Китайском море. Уже давно они стали предметом раздора между несколькими государствами, пытающимися с давних пор взять на себя контроль. Красивейшие места в мире стали точкой военных действий, непримиримых споров между несколькими государствами.

Геоположение

В Южно-Китайском море более 400 различных скал, рифов и прочих образований, из них около 200 входит в состав архипелага Спратли. Все эти острова изначально кораллового происхождения. Они низкие и небольшие. Высота над уровнем моря составляет не более 6 метров. Когда-то эти островные образования носили название Коралловые острова.

Острова Спартли находятся в акватории Южно-Китайского моря. Это море – полузамкнутое пространство бассейна Тихого океана, расположенное между берегами Азии, Индокитайским полуостровом и Малаккой, у островов Суматра, Калимантан, Палаван, Миндоро и Тайвань. Южно-Китайское море богато островами. Поблизости проходят несколько маршрутов крупнейших супертанкеров мира. По научным данным, в этом районе сосредоточены крупные запасы нефти и газа. Именно море изначально является стратегическим объектом, ведь его водами омываются берега шести крупных государств.

Происхождение островов

Большинство островов архипелага – это затопляемые приливами отмели, рифы, скалистые утесы, непригодные для жизни людей, а так же представляющие серьезную проблему для морских судов. Но в плане стратегическом и политическом эти маленькие острова имеют великое значение на мировом уровне. Ведь обладание ими позволяет государству-владельцу претендовать не только на сами острова, но и на водное прилегающее пространство, включая ресурсы. До конца 70-х годов прошлого века к безжизненным скалистым рифам и островам какой-либо интерес отсутствовал.

Район островов Спратли – это площадь размером около 180 тысяч квадратных километров. При такой площади сама территория суши составляет всего чуть более 10 кв. километров, включая временно появляющиеся над поверхностью моря образования. Расположены острова Спратли, фотокоторых представлены в статье, южнее Парасельского архипелага на 500 километров. Их количество непостоянно, все зависит от погодных условий и периодов отливов. Все образования разбросаны в море в виде дуги длиной почти 1 тысяча километров.

Удаленность их от «большой земли»:

  • Калимантан – 30 км.
  • Палаван – 60 км.
  • Вьетнамский морской порт Камрань – 460 км.
  • Китайский остров Хайнань – 970 км.

Страницы истории

История островов Спратли такова:

  • В далеком 59 году нашей эры официально было сделано первое упоминание китайскими историками об островах, которые тогда стали известны географам династии Хань.
  • Только в 1211 году архипелаг был впервые запечатлен на карте Китая.
  • В 1405 году известный китайский мореплаватель Чжэн Хэ достиг и посетил ряд островов.
  • В 1478 году на рифах архипелага потерпело крушение судно, перевозившее фарфоровую посуду.
  • В 1530 году мореплаватель Альварес Де Диегос был послан Альбукеркой на поиски Китайского пути. При этом он посещает западные острова архипелага.
  • В данной акватории в 1606 году испанец Андреас де Пессора называет открытый им остров – Санта Эсмеральда Пекуэна. Это был один из атоллов архипелага Спратли.
  • В 17 веке в «Карте путей в Южные земли» До Ва упоминает об островах Спратли, названные «Желтыми песками», относившимися к китайской провинции Куангигай. После этого правящая династия Нгуен начинает каждый год отправлять к берегам островов 18 своих кораблей.
  • На основании китайских исторических заметок представлены данные, датированные 1710 годом, об объявлении острова Спратли Китайским владением. При этом на острове Норт строится небольшой храм Ист Кей.
  • В 1714 году голландские три судна терпят крушение у берегов Спратли. Команду спасают вьетнамские рыбаки. Голландцы представлены императору, а затем отправлены на родину.
  • Император династии Нгуен утверждает «Компанию Хоанг Ша» для использования островов акватории Южно-Китайского моря. Корабли, участвующие в компании, могут посещать все острова 6 раз в год.
  • С 1730 по 1735 годы пираты используют острова Спратли в качестве отправной базы для нападений на проходящие мимо голландские, английские и португальские суда. В 1735 году британцы уничтожают пиратские гнезда на архипелаге.
  • В период с 1758 по 1768 годы французский адмирал Шарль Эктор Теода посещает Вьетнам с целью использования архипелага Спратли для стоянки своих кораблей. При этом он замечает наличие пушек европейского литья, снятых с кораблей, потерпевших крушение у берегов архипелага.
  • Историк Ле Ки Дон в 1784 году дает новое описание Коралловых островов.
  • В 1786 году генералиссимус Тай Сон дает распоряжение начать поиски на островах золота, серебра и пушек с затонувших кораблей, а также заготовку редких рыб и панцирей черепах. Для этого выделено 4 корабля.
  • В 1791 году британский капитан Генри Спратли открывает несколько островных образование. Им он дает свое имя официально.
  • В 1798 году на одном из островов архипелага Спратли англичане устанавливают обсервационную вышку. Ее руины сохранились до сих пор.
  • В 1816 году император Зя Лонг официально провозглашает суверенитет Вьетнама и его господство над островами Спратли.
  • В период с 1835 по 1847 годы упоминания о Парасельских островах и островах Спратли встречаются многократно в документах вьетнамских правителей. При этом нет никаких свидетельств о принадлежности островов к Китаю.
  • В 1847 году император Китая издает указ об отправлении к землям Спратли военных кораблей для изучения территории.
  • В 1848 году правящий вьетнамский король Нам Ха формирует маленький военный гарнизон для контроля за работой иноземных флотилий на островах.
  • Французский историк Дюбуа де Жансиньи в 1850 году свидетельствует о правлении на островах короля Вьетнама.
  • В «Очерке истории Вьетнама» Нгуен Чонг в 1876 году упоминает об островах как о принадлежности к землям королевства.
  • На острове Амбойна французы строят маяк в 1887 году.
  • У берегов архипелага в 1895 году терпят крушения два судна с грузом меди. Груз отыскивают и забирают жители острова Хайнань. Великобритания шлет ноту протеста руководству Китая. Однако на это получает ответ, что данная территория, где произошло крушение, к Китаю не относится, и правительство Китая не несет ответственности за происходящее на островах Спратли.
  • В 1898 году при подписании Испано-американского договора указываются официальные границы Филиппин, при этом территория Спратли не включена.
  • В 1901 году Япония захватывает насильно остров Дунша, а в 1908 году продает его Китаю.
  • В 1906 году выходит «Руководство по географии Китая», где четко определены границы страны. Острова Спратли не включены.
  • В июне 1909 года губернатор китайских провинций Гуандун и Гуанси отправляет военные канонерки к островам для захвата.
  • Французская экспедиция в 1925 году подтверждает, что Парасельские острова являются частью государства Вьетнам.
  • Французы на «Де Ланессан» отправляются к берегам архипелага Спратли для изучения атоллов и запасов фосфатов.
  • В 1930 году по приказу генерал-губернатора Индокитая острова Спратли провозглашаются территорией Франции.
  • В 1933 году происходит военная оккупация ряда островов в Южно-Китайском море, в том числе и Спратли.
  • В декабре 1933 года архипелаг Спратли включен в состав провинции Кохинхин (Китай). Остров Спратли получает название Наньша.
  • Министр иностранных дел Японии в марте 1939 года объявляет острова Спратли японской территорией. В апреле Франция заявляет протест, предъявляя свои права на земли.
  • В 1945 году Япония отказывается от своих притязаний на Спратли. А китайские войска высаживаются на архипелаге под предлогом разоружения японских солдат.
  • В 1947 году заявлен официальный протест со стороны Франции правительству Китая по поводу незаконного захвата островов Спратли. Но уже в декабре выходит декрет о присвоении архипелагам групп островов Парасельские и Спратли китайских названий Сиша и Наньша соответственно. Все они включены в состав Китая.
  • В 1950 году правительственные войска Китая покидают острова, скрываясь на Тайване.
  • Правительство Филиппин заявляет о владении над островами в 1951 году. Китай выражает протест. Вьетнамское правительство Бао Дая заявляет о своем господстве. При этом Япония полностью отказалась от своих притязаний.
  • В 1956 году происходили политические и военные столкновения между Филиппинами, Китаем, Вьетнамом. Франция информирует о своих законных правах на остров Спратли.
  • Шесть стран до 1974 года вели споры по поводу владения архипелагом. Разные острова отошли к различным государствам.
  • В январе 1974 года была произведена первая бомбардировка некоторых островов со стороны Китая. Вьетнамское правительство обратилось за помощью в ООН. Затем глава МИД Вьетнама обратился за помощью к США.
  • До 1988 года происходили минимальные стычки по поводу раздела территории островов в акватории Южно-Китайского моря. В 1984 году к спорам присоединился Бруней.
  • В 1988 году произошел вооруженный конфликт. Битва за острова Спратли произошла между военными КНР и СРВ в районе рифа Джонсон группы островов Спратли. При этом погибло 70 вьетнамских моряков. Сражение у островов Спратли 1988 года стало самым кровопролитным за весь период споров и притязаний. Количество погибших китайских солдат не установлено.
  • До 1996 года велись бескровные захваты земель. В январе 1996 года произошел артиллерийский бой между филиппинскими и китайскими военными кораблями.
  • До сих пор территориальные споры не утихают, но перешли в мирное русло.

Споры вокруг Спратли

Территориальные споры, центром которых стал остров Спратли, принадлежность его к какому-либо государству, явились на основании разных причин, основные из которых:

  • Геополитические мотивы.
  • Контроль над транспортными путями.
  • Присутствие в данном регионе.
  • Расширение границ и экономических зон.
  • Овладение всеми природными ресурсами региона.

При этом добровольный полный отказ от права на Спратли не планирует сделать ни одно государство, претендующее на них. Однако, появилось новое государство, претендующее на свои интересы в отношении архипелага.

Это США, интерес страны – нефть. Все острова признаны перспективными на углеводороды.

Контроль над островами

В настоящий момент в акватории Южно-Китайского моря сложилась сложная ситуация. Расстановка сил и принадлежностей ряда островов Спратли такова:

  • Китай осуществляет контроль над 9 атоллами архипелага.
  • Гарнизоны Вьетнама расположились на 21 острове.
  • Филиппины представляют себя на 8-ми островах.
  • Малайзия контролирует 3 островка.
  • На самом большом острове Тайпиндао находятся войска Тайваня.
  • Остальные острова остаются свободными (относительно).

Применение "Закона о море"

Сейчас только «Закон о море» в силах определить положение островов. Сейчас это «эффективная оккупация». То есть по закону ни одно государство в мире не имеет права претендовать на экономическую зону территориальных вод или захватывать прилежащий шельф. Такое возможно лишь при заселении островов и ведении на них хозяйственной деятельности. Но большинство этих островов настолько малы или периодически затопляемы, что не может идти речь об их заселении.

Урегулирование конфронтации

Именно поэтому в 1994 году были сделаны шаги по мирному урегулированию конфликта. Была принята резолюция о ратификации Конвенции ООН. Вьетнам и Китай пришли к негласному консенсусу, решив ответы на вопросы о суверенитете островов Спратли отложить на 50 лет. Было принято решение разрабатывать совместно природные ресурсы на двусторонней основе.

Строительство искусственных островов

Однако официальный Пекин с 2002 года активизировал свои усилия над разработкой шельфа. Начались работы по строительству искусственных островов. Это козырные карты в конфликте с иными государствами. Ведь заселив эти острова, Китай получит над ними власть.

Искусственные острова в архипелаге Спратли – рай для туристов. Но пока что их заселяют только военные. Китай неспешно увеличивает территорию «своих» островов в Южно-Китайском море. Эти образования смогут выдерживать любые здания и сооружения. Китай нервирует США, играя в Бога, занимаясь островостроительством, превращая скалистые атоллы в красивые острова с белыми песчаными пляжами и зелеными массивами. На одном из бывших рифов построена посадочно-взлетная полоса и оранжерея. На искусственных островах уже имеется 4 аэродрома.

Кроме политических целей, в строительстве островов Китай преследует экономические интересы. Создание искусственных островов позволит Китаю предъявить эксклюзивные претензии на территориальные воды в пределах 200 миль. США заявляют о непризнании искусственных островов Китая в акватории Южно-Китайского моря с 2012 года, однако никаких силовых мер нет.

Сейчас с помощью искусственного увеличения суши Китай смог расширить свои владения на 1.5 квадратных километра. Увеличение площади островов позволит со временем присоединить соседние рифы, атоллы и острова.

При взгляде на результаты труда Китая появляется ощущение, что острова Спратли отдых для туристов смогут предоставить полный блаженства. Если строительство островов достигнет своего апогея, если появится вся необходимая для комфортного отдыха инфраструктура, то Спратли станут «Меккой» всемирного туризма. К тому же климатические условия и геоположение островов соответствуют всем критериям места для хорошего отдыха.

Комментарии