Должностные обязанности руководителя отдела продаж. Должностная инструкция типовая

Должность «руководитель отдела продаж» сегодня привлекает многих. Но перед тем как решиться подавать свое резюме на подобную вакансию, необходимо удостовериться, что вы сможете возложить на себя подобную ношу, что именно такая работа будет вам интересна.

Начальник отдела продаж: специфика профессии

Должностная инструкция руководителя отдела продаж подразумевает, что это специалист, в обязанности которого будет входить не только процесс организации продаж товаров или услуг, которые предлагает его фирма. Он также должен быть готов выполнять работу, которая связана с поэтапным контролем над сроками поставки, полноценным выполнением запланированных объемов продаж каждым человеком в его отделе, непосредственным обучением менеджеров, а также их контролем. В чем еще заключается его работа? Руководитель отдела продаж часто также проводит конференции или напрямую общается с нынешними и потенциальными поставщиками. Он также обязан, если это предусмотрено должностной инструкцией, принимать участие в переговорах, заключение которых имеет прямое влияние на работу его отдела.

Где может работать подобный специалист?

Должностные обязанности руководителя отдела продаж подразумевают, что он должен заниматься именно реализацией товаров или услуг, а также повышением уровня продаж тех товаров, которые изготавливает или предлагает его фирма. То есть подобная вакансия может быть открыта на любом предприятии, которое специализируется на продажах, и необязательно это должны быть материальные товары.

Как давно появилась такая профессия?

Только с разгаром конкуренции на международном рынке, в тот момент, когда передовые компании поняли, что для того, чтобы найти каждого нового клиента, просто изготавливать продукцию недостаточно, начало зарождаться новое направление в бизнесе – менеджмент продаж. Ему предшествовали значительное усовершенствование транспортной системы связей в мировом масштабе, формирование понятия «торговая сеть». Так как менеджеров, которые занимались продажами, также нужно было контролировать, родилась должность "руководитель отдела продаж".

Что входит в обязанности начальника отдела продаж?

Должностные обязанности руководителя отдела продаж во многом зависят от специфики деятельности предприятия, на которое он работает. Но можно выделить некоторый перечень обязанностей, которые являются общими для всех руководителей таких отделов:

- формирование конкретного плана деятельности подразделения;

- формирование состава отдела, адаптация и повышение уровня квалификации каждого отдельного сотрудника;

- должностные обязанности руководителя отдела продаж также подразумевают ведение им специфического вида отчетности, которая должны быть предоставлена непосредственно высшему звену руководства;

- поиск потенциальных клиентов для предприятия.

Хороший специалист, помимо того что исполняет должностные обязанности руководителя отдела продаж, которые прописаны в должностной инструкции, также способен анализировать рынок, с которым работает, и на основе полученных данных формировать информационную базу о потенциальных клиентах. Он без проблем становится главным мотиватором своей команды и не боится проводить некоторые мероприятия, которые формируют боевой дух и повышают желание работать у каждого менеджера.

Требования, которым должен соответствовать потенциальный руководитель

Должностная инструкция руководителя отдела продаж также часто включает в себя информацию о некоторых специфических требованиях, которым должен соответствовать человек, желающий занять именно эту должность. Среди них:

- Опыт работы на руководящей должности. Опыт требуют в большинстве случаев в больших компаниях, где перспективы карьерного роста достаточно большие и заработная плата выше среднестатистической. Небольшие организации могут принять на такую должность и человека без опыта руководящей деятельности, например одного из сотрудников этого же предприятия.

- Опыт активных продаж. Никак не обойтись без опыта работы в этой сфере. То есть до того, как пытаться занять подобную должность, нужно показать себя как хорошего сотрудника на должности менеджера по продажам.

- Опыт подбора персонала. Хороший начальник должен самостоятельно уметь формировать коллектив, который принесет максимальную выгоду для всей организации. Например, руководитель отдела продаж автомобилей обязан формировать штат только из сотрудников, которые знают, что и как надо делать, чтобы продавать эти транспортные средства.

- Базовое знание ПК и стандартного набора программного обеспечения. Сегодня большая часть работы всех отделов автоматизирована, даже отчетность формируется с помощью специализированных программ. Поэтому должность «руководитель отдела продаж» связана с компьютерами, без умения обращаться с подобной техникой нельзя пытаться попасть на такую работу.

Специфические требования к потенциальному сотруднику

В больших корпорациях список требований более широкий и может включать следующие пункты:

- Наличие автомобиля. Работа на должности руководителя отдела продаж подразумевает прямой контакт с постоянными и потенциальными покупателями, поэтому частые разъезды гарантированы, так что свой автомобиль – необходимость.

- Знание иностранных языков. Как минимум разговорный английский должен быть подвластен вам, если вы хотите стать начальником отдела продаж в серьезной организации.

Никуда без образования!

Конечно же, без высшего образования занять руководящую должность практически нереально. Даже должностная инструкция помощника руководителя твердит, что он должен иметь высшее образование. Лучше, если оно будет связано с маркетингом или менеджментом. Также образование может быть напрямую связано со сферой деятельности организации, в которой вы хотите занять подобную должность.

Навыки, которые помогут зарекомендовать себя

Даже проходя собеседование на должность помощника руководителя продаж, нужно знать, о каких своих навыках стоит говорить, чтобы впечатлить потенциального руководителя. Итак, должностная инструкция помощника руководителя подразумевает, что в случае необходимости он должен суметь провести переговоры вместо руководителя, если тот в данный момент по объективным причинам не может выполнять свои обязанности. Хороший руководитель и его заместитель должны обладать навыком организации коллектива и умением донести информацию о пожеланиях непосредственного руководящего звена до простых исполнителей, таких как менеджеры по продажам.

Как твердит непоколебимая статистика, самые эффективные руководители отделов продаж – это люди, которые зарекомендовали себя как лучшие среди обычных менеджеров по продажам, а после выполняли также обязанности помощников руководителей, у которых сумели перенять все самые необходимые навыки. Хороший руководитель – это специфический буфер между высшим руководством и торговыми представителями и менеджерами. Это значит, что он должен суметь согласовывать интересы и взаимодействовать с одной и другой стороной без конфликтов.

Настоящий ас своего дела на подобной должности может получать достаточно приличную зарплату, которая зависит от возможностей самой организации.

Комментарии