Ярославль, Церковь Ильи Пророка: описание, история
Одним из древнейших российских городов является Ярославль. Церковь Ильи Пророка считается одной из главных его достопримечательностей. История Ярославля и этого архитектурного сооружения крепко переплетены между собой. Сейчас мы окунемся в глубину веков и узнаем, что скрывает город и Церковь Ильи Пророка в Ярославле. Описание их совместного исторического пути вы найдете ниже.
Основание Ярославля
По преданию, Ярославль был основан в XI веке, в Ильин день. По названию понятно, что он был назван в честь великого князя киевского Ярослава Владимировича Мудрого. Правда, когда город закладывался, он ещё не обладал столь звучным титулом, а был просто удельным ростовским князем при своем отце.
Прежде всего, как и положено в те времена, было основано главное укрепление города – кремль.
Но первое летописное свидетельство о городе Ярославле относится только к 1071 году. То есть уже после смерти самого князя Ярослава.
Постройка Церкви Ильи Пророка
Как уже говорилось выше, легенда рассказывает, что город Ярославль был основан в день Ильи Пророка. Это был большой праздник на Руси и во всем православном мире в честь известного древнеиудейского пророка и богоугодника. Но особенно он чтился у нас в отчизне. Возможно, не зря Ярослав избрал именно этот день, чтобы заложить свой город.
Хотя по легенде будущий великий князь заложил город в честь победы над медведем. А данная чудесная победа как раз совпала с Днем Ильи Пророка. В общем, чему верить - каждый решает сам, но правда все равно недоступна для нас и скрыта под сенью веков.
Тогда же, как положено, была заложена церковь в честь хранителя города. Так появилась Церковь Ильи Пророка в Ярославле. Построена она была, как и весь город, из дерева.
Больше нам не известно ничего о том, как «пришла» в Ярославль Церковь Ильи Пророка. Информация в скупом виде содержится только в «Сказании о построении града Ярославля», которое современные историки считают малодостоверным. Ничего о внутреннем убранстве церкви этого периода мы также не знаем.
Центр удельного княжества
Тем временем город рос и развивался, строился и торговал. Перед монгольским нашествием в нем появились первые каменные здания и сооружения. Князь Ростово-Суздальский Константин фактически сделал Ярославль своей столицей, хотя формально ею и числился Ростов. А уже при его втором сыне, Всеволоде, город сделался центром удельного княжества. Таковым он и оставался до 1471 года, когда был окончательно присоединен к набирающему силу Московскому княжеству.
Так рос и развивался Ярославль. Церковь Ильи Пророка этого периода, опять же, практически не освещена источниками.
Город в составе Русского царства
Тем временем Московское княжество все больше крепло, а при Иване Грозном оно стало называться – Царство Русское. В это государство и был включен Ярославль, управляющийся царскими наместниками. Период феодальной раздробленности был закончен, что способствовало развитию торговли, ремесла и активизации городской жизни в целом.
И наконец приходит время, когда Церковь Ильи Пророка в Ярославле зажила новой жизнью.
Постройка нового храма
Новой жизнью зажил Ярославль. Церковь Ильи Пророка тоже требовала обновления. Поэтому в 1647 году при царе Алексее Михайловиче началась постройка нового, каменного здания. Заложена она была на месте, где до этого стояла старая Церковь Ильи Пророка в Ярославле и Церковь Покрова Богоматери. Строительство было завершено уже к 1650 году.
Материальным финансированием постройки занимались известные меценаты и купцы братья Иоанникий и Вонифатий Скрипины. Это богоугодное дело, безусловно, им зачтется в лучшем мире.
Так была заново воздвигнута Церковь Ильи Пророка. Ярославль история преподносит как региональный центр того времени, а церковь – как сердце города.
Пожар в Ярославле
В 1658 году на Ярославль обрушилось великое горе. Горело большое количество зданий, много семей потеряло жилье или родных. Пожар бушевал неумолимо, казалось, ничто его не остановит, пока он не «съест» весь город.
Так горел г. Ярославль. Церковь Ильи Пророка чудеснейшим образом осталась почти нетронутой. Обгорела только наружная часть, а внутреннее убранство осталось едва ли не в первозданном виде. И пожар затем отступил.
Роспись Церкви
Тем временем отстроился город Ярославль. Церковь Ильи Пророка возвышалась, символизируя собой чудо, остановившее пламя. И тут жители города задумались о том, чтобы расписать храм заново.
Для этого дела были приглашены в 1680 году известные художники из Костромы – Сила Савин и Гурий Никитин. Их золотые руки, управляемые божественным вдохновением, придали храму неописуемо восхитительный вид. Радовала глаз Церковь Ильи Пророка в Ярославле. Фрески, написанные гениальной рукой, манили все новых прихожан принять участие в ритуальных таинствах и молебнах.
Ярославль в составе Российской империи
При Петре I Россия обрела статус империи. Она стала одним из сильнейших и наиболее развитых государств своего времени. Ещё более мощь нашего отечества выросла при Екатерине II.
Это не могло положительно не сказаться на развитии Ярославля. Хоть в то время он и оставался небольшим провинциальным центром.
В 1778 году, когда был утвержден генеральный план города Ярославль, церковь Ильи Пророка по схеме должна была стать его естественным центром. В 1898-1904 годах проводилась генеральная реконструкция храма.
Наверное, этот период является наиболее славным в истории храма, когда его окружала духовность и спокойствие. Но Отец Небесный часто насылает на детей своих испытания, и за полосой благополучия следует горький период бед и гонений.
Советский период
Советское время было отмечено массовыми гонениями против служителей религии, разрушением храмов, пропагандой атеизма. Церковь была передана музею. К счастью, её миновала наиболее горькая участь – снос. Служения в ней были прекращены, но красу храма не могли затмить никакие другие достопримечательности Ярославля. Церковь Ильи Пророка перестала быть местом служения Богу, но главное, она сохранилась как архитектурный и исторический объект, а не была разрушена, как множество храмов в тот период истории.
Город того времени жил своей жизнью, возможно, даже счастливой, но она была далека от духовности. Он стал крупным областным центром, в котором была проведена электрификация, развивалась промышленность, культурные кружки и места досуга. Люди суетились, спешили на работу, был слышен гул транспорта, детский смех, пересуды старушек. В общем, город жил, но в то же время ему недоставало особого духовного стержня.
Возобновление богослужений
С крушением коммунистической идеологии в 1989 году служения в храме стали проводиться вновь. Этот факт ознаменовал духовное и культурное возрождение Ярославля. С этого времени религиозная жизнь города засияла в новом свете, как в былые времена. Правда, в настоящее время службы ведутся только в летнее время. К тому же храм продолжает быть музеем и радовать глаз любителей искусства.
Современная Церковь Ильи Пророка – место религиозных служб, музей, шедевр архитектуры.
Современное убранство храма
Как уже говорилось выше, сейчас мы мало знаем о том, как церковь была убрана в былые времена. Зато каждый желающий может поехать в Ярославль и своими глазами лицезреть всю красоту Церкви Ильи Пророка сейчас.
В настоящее время церковь представляет собой четырехстолпный храм. Он расписан множеством удивительных фресок, многие среди которых являются композициями на бытовую тему. Но отдельно среди них следует выделить фреску «Отечество» и композицию «Распятие», которые особенно радуют глаз и переполняют чувствами посетителей уже многие годы.
Как попасть в храм?
Если мы уже заговорили о непосредственном посещении храма желающими, то давайте уточним, как попасть в Церковь Ильи Пророка в Ярославле. Адрес довольно прост – площадь Советская, 7. По иронии судьбы храм расположен на площади, названной в честь бывших его гонителей. А в общем, даже точного адреса знать не нужно – просто направляйтесь в самый в центр города. Все дороги ведут к храму!
Итоги
Как мы видим, и город Ярославль, и Церковь Ильи Пророка имели довольно сложные, зачастую тесно переплетенные судьбы. Знали они времена взлетов и падений, величия веры и религиозных запретов, пожаров и восстановлений. Но главное, что, несмотря на все перипетии и трудности, божья искра осталась в Ярославле и в храме, к которому направляется череда паломников, туристов, ученых и просто любителей прекрасного. Каждый из них идет к Церкви Пророка со своей личной целью, даже не подозревая, что на самом деле их ведет сам Бог.