Антиалкогольный рассказ Зощенко «Беда». Анализ крестьянской психологии Егора Глотова
Замечательного новеллиста Михаила Михайловича Зощенко трудно упрекнуть в конформизме и номенклатурном отношении к творчеству. Персонажи его совсем не соответствуют плакатным образам, пропагандирующим идеал советского труженика, за что писателя много раз критиковали, обвиняя в очернительстве и излишней карикатурности. Однако некоторые произведения во вполне доступной форме призывают к соблюдению вечных и всеобщих норм жизни. Например, рассказ Зощенко «Беда». Анализ сюжета приводит к выводу о его яркой антиалкогольной направленности. Тема эта была актуальна в 20-е годы, не утратила она злободневности и сегодня.
Причины опалы писателя Зощенко
Да, доставалось Михаилу Михайловичу за его своеобразную форму повествования, но если бы все истории, описанные им, излагались обычным, правильным и стилистически безупречным языком, то они утратили бы большую часть своей привлекательности. Случилось бы самое страшное, что только может произойти с писателем-сатириком и юмористом. Читатель перестал бы смеяться, а ведь без этого человечество не расстается с прошлым. Плакаты с назидательными призывами соблюдать трезвость действуют слабо, если вообще можно надеяться на их эффективность. В годы тотального господства примитивной пропаганды литератору приходилось туго, а в 1946 году над ним и вовсе нависла опасность. После выступления Жданова, постановления Оргбюро ЦК, касающегося журналов «Ленинград» и «Звезда», и исключения из Союза писателей, ему оставалось лишь подрабатывать переводами и ждать ареста. Но при чем тут упомянутый рассказ Зощенко («Беда»)? Анализ этого короткого произведения не позволяет обвинить автора в нападках на достижения социализма, напротив, главный герой, судя по всему, - крестьянин-единоличник, мечтавший о собственной лошади. А может быть, в этом тоже была усмотрена крамола? Ведь безлошадник – явно не кулак, не «мироед», а свой, классово близкий представитель сельской бедноты.
Тем не менее вряд ли можно углядеть стремление очернить будущего колхозника, прочитав рассказ Зощенко «Беда». Краткое содержание и последующий подробный анализ произведения наводят на мысль о том, что оно совсем о другом. Но обо всем по порядку.
Завязка сюжета
Рассказ написан в традиционной манере отстраненного изложения фабулы событий, которой часто пользовался Михаил Зощенко. «Беда» - история о неудачном завершении нехитрого крестьянского замысла. Долгие годы человек по имени Егор с простой фамилией Глотов мечтал о кормилице - лошади, крайне необходимой в хозяйстве. Ради этой цели житель Гнилых Прудков (так называлась родная деревня героя) отказывал себе в простых человеческих радостях, начиная от махорки и заканчивая самогоном (вкус которого он вообще забыл). Собрав, наконец, необходимую сумму, Егор едет в город для совершения столь важной сделки. Подробное перечисление всех жертв, на которые пошел он, красноречиво говорит о небогатом внутреннем мире персонажа, о его простоте (которая, как известно, бывает хуже воровства). Совершенно не упоминается о том, кто все эти долгие годы пахал вместо тягловой лошадиной силы, - по всей видимости, это были члены его семьи. Они же, наравне с главным героем, питались «соломой». Именно так Егор определяет свой двух- или трехлетний рацион.
Крестьянин-авантюрист Егор Глотов
Простонародная речь наполняет рассказ Зощенко «Беда». Анализ фразеологии наводит на мысль о близком знакомстве автора с крестьянским бытом. Но важно и знание психологии. Отказ от приобретения у жителя ближней деревни лошади лишь на первый взгляд кажется иррациональным решением. Действительно, узнать, насколько хороша предлагаемая особь, в этом случае не составляло труда, достаточно было навести справки среди знакомых, которых, очевидно, было немало, и купить ее без риска. Но в этом случае пропадало все удовольствие от такого важного события. На некоторой авантюрности характера Егора Глотова и выстроен рассказ Зощенко «Беда». Анализ его побуждений приводит к мысли о том, что крестьянин склонен к риску, связанному с дальней дорогой, опасности быть обокраденным или обманутым. Но приключение дороже, и оно случилось.
Торг
Подходящая лошадь вскоре была найдена, Егор задал приличествующий ситуации ритуальный вопрос, ожидая услышать столь же малозначащий отзыв. Зощенко, беда которого состояла в том же, в чем был секрет его успеха, а именно в знании обывательской психологии и речи, раскрылся в сцене торговли во всю ширь своего таланта. Первоначальное намерение Егора состояло в том, чтобы всячески скрыть свою заинтересованность, но оно не удалось. Уже второй фразой он полностью раскрыл себя, выложив все свои лишения, включая «питание травой», а также страстное желание приобрести лошадь. Дальше следует описание процесса торга, полный текст которого опущен в рассказе Зощенко «Беда». Краткое содержание же переговоров состоит в описании хлопанья по голенищу (там были спрятаны деньги), двукратного снимания сапога, извлечения денег, божбы, слёз и прочих весомых аргументов в пользу снижения цены, приведших, наконец, к консенсусу.
Радость
Сделка состоялась, и Егор дал волю своим эмоциям. Ему самому понравилось, с каким упорством и изворотливостью удалось добиться успеха, он был убежден в том, что продавца ему удалось «опутать». Даже масть (неясную, что-то вроде навоза, смешанного с глиной) он пытался, хоть и безуспешно, сделать поводом для скидки. Теперь же радость переполняла душу, она искала выхода, а денег осталось немного, и суммы этой вполне хватало для того, чтобы «обмыть» покупку, разговеться после длинного вынужденного поста. Возможно, если бы не был продавец столь уступчив, все окончилось бы благополучно, но судьбе угодно было покарать главного героя за невоздержанность. Так решил автор, Михаил Зощенко. Беда подстерегала Егора и вскоре приняла конкретные очертания малознакомого мужика, которого он сразу же назвал «кумом». И понеслось…
Печальный финал
О том, что произошло «в ночь с понедельника на среду», читателю достоверно неизвестно. Ему остается самому, напрягая фантазию, представить себе сцену бестолкового кутежа, пьяные беседы собутыльников, угодливые лица кабатчиков и похмельные страдания Егора. Всех этих описаний лишено произведение «Беда». Зощенко умышленно ограничивается скупой информацией об отсутствии лошади. «Кум» немногословно и косноязычно утешает Глотова, упирая на ценность воспоминаний. Помогает мало. Во-первых, Егор, по всей видимости, ничего не помнит. Во-вторых, лошади действительно нет, и получается, что двухлетние усилия оказались напрасными. И у Егора остался один вопрос: "Как же это так и зачем вином торгуют?" Ответа на него ищут многие пострадавшие при подобных обстоятельствах...