Создания совнархозов: год. К чему привело создание совнархозов?
Советский Союз за все время своего существования претерпел много изменений во всех сферах. Взять хотя бы тот факт, что появление СССР – это следствие реформы: мышления, мировоззрения населения, реорганизации поведения и восприятия собственного положения. Так как на момент появления нового государства большинство жителей были простыми крестьянами и рабочими, то главные изменения, касающиеся жизни стран в целом, касались именно народного хозяйства.
Этапы создания совнархозов не всегда проходили гладко. Также не было закономерным и их дальнейшее успешное существование. Что подтверждается неоднократным введением данного органа, его постоянной перестройкой и в итоге аннулированием этого института полностью, вплоть до нашего времени. Хотя сейчас власть снова задумывается о возвращении к такой практике, правда, уже под другим названием.
Что такое совнархозы
Это советы народного хозяйства, которые были созданы для управления на местах. Впервые они появились после октября 1917 года и находились в подчинении у ВСНХ при СНР, который, в свою очередь, в 1918-м был подконтрольным органом ВЦИК и Совета народных комиссаров РСФСР. Основная задача комитетов совнархоза состояла в обеспечении политики ВСНХ на местах. Такие органы были созданы в губерниях, областях и даже районах. Со времени создания совнархозов в него вошли избранные работники, члены партии, кандидатуры которых утверждались на соответствующих собраниях.
Состав организации
Минимальной ячейкой с момента создания совнархозов стал районный, который контролировался областным, и так далее. В составе каждого были 14 отделений, которые занимались урегулированием вопросов разного типа – от практических (допустим, минеральных веществ и металлообработки) до организационных (например, вопросов банков).
Укрепить свое влияние совнархозы смогли за счет политики национализации. Это означало, что чем больше предприятий на балансе у государства, тем больше ресурсов находится в распоряжении этого органа власти.
Но через пару лет создание совнархозов оказалось практически бессмысленным, ввиду курса на децентрализацию управления. Такая четкая иерархия, во главе которой стоял ВСНХ, больше не была необходима.
Большинство районных было ликвидировано, а областные реорганизованы и переименованы в наркоматы.
Вторая волна
После ликвидации в первый раз идея повторного создания совнархозов приходит Никите Хрущеву. Стоит отметить, что этот генсек вообще считается одним из главных реформаторов Советского Союза. Мысль о восстановлении структуры возникла с целью совершенствования организации управления строительством и промышленностью.
Создание совнархозов привело к распределению управления экономикой между экономическими регионами, а иногда и республиками. В большинстве случаев территория отельного региона была тождественной и границам области.
В компетенции отдельного совнархоза была одна отрасль, что дало возможность не распылять внимание одного органа на несколько видов промышленности.
Структура советов
Совнархозы имели отраслевой характер деятельности. То есть их компетенция не выходила за рамки отдельной промышленности или строительства, сельского хозяйства, торговли и так далее.
Этот орган не был подчинен ни одному ведомственному органу, хотя он во многом зависел от Государственного плана отдельных республик и СССР в целом. Финансирование функционирования и создание совнархозов (год появления – 1957-й) полностью обеспечивало государство. Хотя часто некоторые статьи расходов покрывали предприятия, находящиеся под непосредственным контролем организации. Но это решалось на государственном уровне.
Для того чтобы привлечь трудящихся к управлению промышленностью, было принято решение создать советы в качестве совещательного органа. Начало создания совнархозов было отмечено активным участием рабочих.
Совет трудящихся
Казалось бы, поток рационализаторских предложений от простых сотрудников – это хорошо, но любая идея требовала весомых аргументов и научных исследований. В противном случае она рисковала остаться без реального воплощения. Тогда решено было в состав совета включать ученых в первую очередь. Это привело к тому, что решения, принятые на собрании, всегда рассматривались вышестоящими органами. Соответственно, позиционировались как более авторитетные.
Вследствие этого некоторые Советы при предприятиях стали знаменитыми и возник новый вид конкуренции – битва за лучшие рациональные предложения. Те идеи, которые получали одобрение у начальства, внедрялись на производствах по всей стране с упоминанием автора или коллектива. Портрет вывешивали на доске почета, а рабочий становился некой знаменитостью. Хотя материального поощрения как такового не было и быть не могло в то время ввиду популярной уравниловки.
Ликвидация министерств
Создание совнархозов год за годом умаляло роль министерств, и некоторые из них поспешно были ликвидированы. Управление экономикой теперь осуществлялось по территориальному принципу, в основе которого – распределение границ между регионами на основании многих природных факторов. Границы районов совпадали чаще всего с пределами областей и экономических районов.
Ликвидация министерств и создание совнархозов обеспечили повышение роли отдельной республики во всесоюзной экономике.
Кроме того, такое распределение власти позволило оперативно решать многие проблемы на месте и приблизить руководство к производству непосредственно. Несмотря на то что второй раз создание совнархозов и обеспечило высокие результаты, просуществовала программа недолго – всего 8 лет. Одной из причин отмены такой организации хозяйства стала отставка Хрущева в 64-м году. Вместе с этим были отменены и многие другие реформы.
Саботирование реформы
Децентрализация власти была рассчитана на то, что позиции и возможности секретарей обкомов должны были возрасти в несколько раз. Чем прочнее держится маленькое звено, тем больше выдержит цепь. К тому же сам Никита Хрущев получал больше контроля над промышленностью, что означало укрепление его собственных позиций.
Многие наркомы открыто выступали против внедрения реформы. Такие как Каганович вообще не комментировали ситуацию, а просто открыто игнорировали ее.
Это объясняется несколькими фактами. Первый: ликвидация отраслевых министерств и создание совнархозов означала лишение должности многих высокопоставленных политических деятелей. Второй: наркомы и другая партийная верхушка стремились контролировать генсека и всячески им манипулировать. Того же Никиту Сергеевича долгое время не воспринимали всерьез, считая едва ли не придворным шутом.
Успешное внедрение: причины
Несмотря на препятствия, программа была введена. А нормальное ее функционирование обеспечивалось благодаря системе наказаний и поощрений. Проще говоря, создание совнархозов сделало первый шаг от унизительной уравниловки к справедливости. На каждое предприятие давался план поставок и необходимая норма выработки. Если необходимый минимум не выполнен, то принимались радикальные меры – увольнение. Стоит учесть, что не всегда такие методы были объективными.
Если на срыв плана повлияли веские причины, то страдал виновник.
Отмена совнархозов
Главная причина ликвидации этого органа кроется в нерациональном использовании ресурсов. Отдельные районы пытались выбить из центра как можно больше средств, подавая заявки с описанием по факту несуществующих сложностей.