Тевтонский Орден и Русь: противостояние

История, как известно, повторяется. За последние столетия расклад сил на геополитической карте менялся много раз, возникали и исчезали государства, волею правителей армии устремлялись на штурмы крепостей, в дальних краях гибли многие тысячи безвестных воинов. Противостояние Руси и Тевтонского ордена может служить примером попытки экспансии так называемых «западных ценностей» на Восток Европы, окончившейся крахом. Возникает вопрос о том, насколько велики были шансы рыцарского войска на победу.

Исходная обстановка

В конце двенадцатого столетия северо-западная Русь находилась в положении, которое можно охарактеризовать известным выражением «между молотом и наковальней». Батый действовал на юго-западе, разоряя и грабя разрозненные славянские княжества. Со стороны Прибалтики началось продвижение немецких рыцарей. Стратегическая цель христианского воинства, объявленная Папой, состояла в донесении католицизма до сознания коренного населения, исповедовавшего тогда язычество. Угро-финские и балтские племена оказали слабое в военном отношении противодействие, и вторжение на первом этапе развивалось довольно удачно. В период с 1184-го до конца столетия ряд побед позволил развить успех, основать рижскую крепость и закрепиться на плацдарме для дальнейшей агрессии. Собственно европейский крестовый поход Рим объявил в 1198 году, он должен был по замыслу стать своеобразным реваншем за поражение на Святой земле. Методы и истинные цели были очень далеко от учения Христа - они имели ярко выраженную политико-экономическую подоплеку. Иными словами, крестоносцы пришли на землю эстов и ливов, чтобы грабить и захватывать. На восточных рубежах Тевтонский орден и Русь в начале XIII века заимели общую границу.

Военные конфликты начального этапа

Отношения тевтонцев и русичей были сложными, их характер складывался исходя из возникавших военно-политических реалий. Торговые интересы побуждали к временным союзам и совместным операциям против языческих племен, когда ситуации диктовали определенные условия. Общая христианская вера, однако, не мешала рыцарями исподволь проводить политику окатоличивания славянского населения, что вызывало некоторую озабоченность. 1212 год ознаменовался военным походом объединенного пятнадцатитысячного новгородско-полочанского войска на ряд замков. Затем последовало краткое перемирие. Тевтонский орден и Русь вступили в полосу конфликтов, которым предстояло длиться десятилетия.

Западные санкции XIII столетия

«Хроника Ливонии» Генриха Латвийского содержит информацию об осаде новгородцами замка Венден в 1217 году. Врагами немцев стали и датчане, желавшие урвать свой кусок балтийского пирога. Они основали форпост, крепость «Таани линн» (ныне Ревель). Это создавало дополнительные сложности, в том числе касавшиеся и снабжения. В связи с этими и многими другими обстоятельствами, вынужден был многократно пересматривать свою военную политику и Тевтонский орден. Отношение с Русью складывались сложные, набеги на форпосты продолжались, требовались серьезные меры для противодействия.

Однако амуниция не совсем соответствовала амбициям. Папе Григорию IX для ведения полномасштабных военных действий попросту не хватало экономических ресурсов и, помимо идеологических мер, он мог противопоставить русской силе только экономическую блокаду Новгорода, что и было сделано в 1228 году. Сегодня эти действия назвали бы санкциями. Успехом они не увенчались, готландские купцы не стали жертвовать прибылью во имя папских агрессивных устремлений и в своем большинстве призывы к блокаде игнорировали.

Миф о полчищах «псов-рыцарей»

Более или менее успешные походы на владения рыцарей продолжались в годы княжения Ярослава Всеволодовича, победа под Юрьевом внесло этот город в список новгородских данников (1234). В сущности, привычный для массового сознания образ полчищ закованных в доспехи крестоносцев, штурмующих русские города, созданный кинематографистами (в первую очередь Сергеем Эйзенштейном), очевидно, не совсем соответствовал исторической правде. Рыцари вели скорее позиционную борьбу, стремясь удержать построенные ими замки и крепости, изредка решаясь на вылазки, сколь смелые, столь же авантюрные. Тевтонский орден и Русь в тридцатые годы XIII столетия обладали разными ресурсными базами, и соотношение их складывалось все более не в пользу немецких завоевателей.

Александр Невский

Свой титул новгородский князь заслужил победой над шведами, посмевшими высадиться в 1240 году на русской земле, в устье Невы. Намерения «десанта» сомнений не вызывали, и молодой, но уже опытный военачальник (отцовская школа) повел свой малочисленный отряд в решительное наступление. Победа стала наградой за смелость, и она не была последней. Очередной крестовый поход на Русь Тевтонского ордена, предпринятый рыцарями в 1242 году, окончился для захватчиков плачевно. План битвы, получившей в дальнейшем название «Ледового побоища», был блестяще продуман и успешно реализован. Князь Александр Невский учел особенности рельефа местности, использовал нестандартные тактические приемы, заручился поддержкой Орды, получил от нее серьезную военную помощь, в общем, применил все доступные ресурсы и одержал победу, прославившую его имя в веках. На дно Чудского озера ушли значительные силы противника, а остальных ратники перебили или пленили. 1262 год отмечен в учебниках истории как дата заключения союза Новгорода с литовским князем Миндовгом, совместно с которым была осуществлена осада Вендена, не вполне удачная, но и не безуспешная: врагу соединенные силы причинили существенный ущерб. После этого события Тевтонский орден и Русь почти прекращают взаимную военную активность на шесть лет. Заключаются выгодные для Новгорода договора о разделе сфер влияния.

Завершение конфликта

Все войны когда-нибудь заканчиваются. Завершилось и длительное противостояние, в котором сошлись Ливонский Тевтонский орден и Русь. Кратко можно упомянуть о последнем значимом эпизоде многолетнего конфликта - Раковорской битве, ныне почти забытой. Состоялась она в феврале 1268 года и показала бессилие объединенного датско-германского войска, стремившегося переломить общую стратегическую ситуацию в свою пользу. На первом этапе рыцарям удалось потеснить позиции ратников, ведомых сыном князя Александра Невского Дмитрием. Затем последовал контрудар пятитысячного войска, и противник обратился в бегство. Формально битва окончилась вничью: русским войскам не удалось взять осажденную ими крепость (возможно, такая задача и не ставилась из опасения больших потерь), но и эта, и другие менее масштабные попытки овладеть инициативой тевтонцам не удались. Сегодня о них напоминают лишь сохранившиеся старинные замки.

Комментарии