Еврейские пословицы и поговорки

Народная мудрость странствует по миру, проникая из одной национальной культуры в другую, пересекая государственные границы, моря и океаны. Сегодня трудно установить, когда еврейские пословицы и поговорки «обрусели», «онемечились» или «ополячились», но, несомненно, многовековая мудрость «вечных странников» повлияла на обиходную речь самых разных этносов, располагающихся в обоих полушариях планеты. Не всегда люди, употребляющие крылатые выражения, сами догадываются, на каком языке они прозвучали впервые.

Кто такой шлимазл

Первое, чем подкупают еврейские пословицы, так это самоироничностью. Умение подшутить над собой – признак мудрости, и этот художественный прием проявляется в народном творчестве наиболее ярко. Героем многих поговорок является некий «шлимазл». Это слово означает, вообще говоря, неудачника, к тому же недалекого и обладающего многими другими личностными пороками. «Шлема» (сокращенное обозначение) бывает жадным, глупым, у него никогда ничего не получается. Если шлимазл торгует снегом – выдается теплая зима, если водой - случается засуха. Он порой хорошо говорит, но лучше бы молчал. Из двух зол шлимазл умудрится выбрать оба. Он не доживает до удачи, потому что не может перенести бед, падает к чьим-то ногам, и ему непременно наступают на голову. Он говорит правду наполовину, и получается ложь. В общем, если некоторые еврейские пословицы смешные, то это оттого, что в них присутствует шлимазл: над ним всегда можно потешаться. Главное - не увлекаться излишне и не стать таковым самому.

О мудрости

Сами по себе изречения, употребляемые к месту, являются своеобразным концентратом мудрости, накопленной за долгие столетия. Неудивительно, что среди них немалую долю составляют те, в которых дается определение разумности и, напротив, глупости. При этом важно, что мудрость отнюдь не всегда отождествляется с преклонным возрастом. Так, одно из изречений гласит, что наличие седых волос свидетельствует о старости, а не об уме. Впрочем, в другом утверждается, что человек пожилой видит хуже, но все же больше. Видимо, сказывается накопленный опыт. Поучителен также призыв не быть чересчур сладким (съедят), но и в горькости также нежелательно перестараться (выплюнут). Представлена и антиалкогольная тематика: «тайна уходит, когда вино входит». Эти прекрасные еврейские пословицы могут показаться слишком простыми, мораль их чересчур очевидна. Но мудрости от этого в них не меньше. Ведь и очевидные правила поведения, к сожалению, соблюдают не все.

О семье

Иногда можно услышать расхожую фразу: «Ушла любовь!» «Так, значит, она и не начиналась!» - объясняет одна из поговорок такое явление. Еврейские пословицы, посвященные лирической теме, разнообразны и по тематике, и по направленности. Их диапазон широк - от романтизма (где любовь, там нет греха, и наоборот) и до сухой практичности (из самой сладкой любви не сваришь компот). Для кого хороши все невесты? Для свахи! Даже старая дева становится молодой женой, после своей свадьбы, конечно. Что может быть святее мамы для правильного еврея? Ее посылает Бог туда, куда сам не успевает. А Адаму крупно повезло: тещи у него не было. Скверная жена бывает хуже дождя, ведь он домой гонит, а она, наоборот, выставить за порог норовит.

О словах

Евреи, как правило, поговорить любят. Молчунов среди них мало, каждому хочется сказать что-нибудь умное. Невзирая на распространенное мнение о поголовной мудрости богом избранного народа, получается это далеко не у всех. Еврейские пословицы предупреждают об опасности излишнего многословия. «Молчи, если нечего сказать!» - вроде бы тоже ничего особенного, и тем не менее если бы все поступали так… «Сначала детей учат говорить, а потом молчать» - отличное обобщение педагогических методов.

У человека один рот и два уха. Это анатомический факт. Значит, слушать нужно вдвое чаще, чем говорить.

И еще: не стоит доверять тому, кто о своих бедах говорит охотно, а радости скрывает. Это наблюдение очень тонкое, и каждому такой совет может быть полезен.

О деньгах и вечных ценностях

Еврейские пословицы и поговорки, касающиеся материальных вопросов, столь же разнообразны, как и все остальные.

Стоит переломить еще один устоявшийся стереотип о каком-то особом сребролюбии евреев и особой коммерческой жилке, присутствующей чуть ли не в каждом иудее от рожденья. Но что мы видим? На самом деле бедности уделяется не так много внимания, она не считается ни пороком, ни достоинством, по крайней мере, так думали евреи, сочинившие пословицы.

Да, деньги они любят, а кто нет? Не так хорошо с ними, как плохо без них! И проблема, которую можно разрешить, заплатив, называется не бедой, а расходами. Но дело не в деньгах, а в том, чтобы они были. И для этого нужно не просто их копить, а получать знания, с помощью которых их всегда можно заработать. Легко носить на плечах умную голову, и никто не отнимет ее у тебя, разве что снесут, но тогда уже все равно…

Опять же, куда лучше, когда работа ищет тебя, чем если ситуация противоположная. Есть в бедности и свои хорошие стороны. Человеку небогатому труднее согрешить, его Бог бережет от соблазнов - они, как правило, стоят дорого. И примечательно, что ума всем хватает, это на недостачу денег жалуется большинство людей.

И много ли иль мало их, а жить нужно. Хотя бы из любопытства. Интересно же, а что будет дальше?

Всякое-разное

Еврейские пословицы порой очень трудно поддаются классификации. К примеру, утверждение о том, что отдельно взятая борода выглядит куда хуже безбородого еврея. О чем это? А достаточно вспомнить, что были ведь когда-то погромы…

Или поговорка о том, что за великие дела люди берутся от безделья. И о двух дерущихся за шапку, и третьем, кому она достается. И о том, что смерть от смеха предпочтительнее кончине от ужаса. И о том, что слово «опыт» - синоним человеческих ошибок. А люди издалека все выглядят неплохо.

Ирония еврейских пословиц и поговорок проявляется и в некотором пессимизме, за которым все же угадывается надежда. «Не следует сетовать на отсутствие перемен: можно немного подождать, и станет хуже». И следом: «Лучше хоть какие перемены, пусть и к худшему, чем вовсе никаких».

С Богом шутить не стоит, но евреи умудряются делать и это. Всевышнего люди гневают грехами, а окружающих – благодетелями. Бог ведет себя как отец, а судьба - как злой отчим. И молитва-просьба к нему - помочь поднятья, ведь падать человек умеет и сам.

В общем, пословиц евреи сочинили много. Касаются они всех сторон жизни, поэтому, почитав их, можно обогатиться, по крайней мере, духовно, а там кому как повезет. Однако не стоит верить источникам, печатным или электронным, предлагающим вниманию заголовки вроде «35 еврейских пословиц, самых лучших и наимудрейших». На самом деле их намного больше.

Комментарии