Танец французский: народный и старинный

Танец – важная часть национальной культуры. Его корни лежат в глубокой древности. Люди с давних времен выплескивали в танце самые сильные свои эмоции: любовь, ненависть, счастье и горе. Кто-то из великих сказал: «Движение – это жизнь». Поэтому танец может многое поведать о традициях и истории нации, в среде которой он возник, а также о ментальности людей.

Искусство сельское и городское

Танец французский в старину был исключительно народным. Он исполнялся везде, где собирались люди. Например, на поле во время сбора урожая, когда солнце припекало, и крестьяне делали перерыв, чтобы отдышаться и пообедать. Вечером в таверне после трудового дня подвыпившие французы выплескивали накопившуюся энергию с помощью танца. На ярмарках полупрофессиональные артисты (похожие на русских скоморохов) «заводили» горожан веселой музыкой и плясками.

Старинный французский народный танец, возникший в крестьянской среде, носит название бранль. Это хорошо известный нам хоровод. Круговые танцы есть практически у всех европейских народов. Это связано с древним культом солнца. Бранль сопровождался пением. Это веселый и быстрый танец. Бранль был очень популярен во Франции в 13-15 веках. Известны региональные разновидности такой пляски.

Бранль основан на шаге в сторону с притопом. Иногда этот танец исполнялся с прыжками. Такой бранль называли веселым. В 16 веке этот старинный танец стали исполнять при дворах. Очень красив бранль с подсвечником. Ведущий, держащий в руках большой канделябр, обменивается им с дамой, которая сама становится главной. В основе такого бранля лежит ухаживание. Пляска включает знаки уважения – реверансы и поклоны.

Мозаика движений

Танец французский с названием бурре возник в провинции Овернь. Там же родился и знаменитый гавот. Эти танцы трансформировались в придворные, а потом вошли в арсенал классического балета. В современной хореографии термином «бурре» называют шаги особого типа.

Фарандола – провансальский танец. Основу его составляют движения, имеющие форму круга, в частности вращение. В Средние века фарандола исполнялась в хороводе.

Старинный французский танец ригодон зародился в Провансе. Крестьяне этой провинции с давних пор были энергичными и веселыми, поэтому в ригодоне много активных движений, таких как подпрыгивание на одной ноге, вращение. В 17 веке этот танец исполнялся при дворах аристократов. Позже ригодон становится достоянием инструментальной музыки. Люлли, Рамо и Гендель включали его в свои сюиты. В 19 и 20 веках ригодон стал объектом внимания композиторов, стилизовавших музыку прошлого.

Веселые пляски

Старинный французский танец паспье возник на севере страны. Вероятный регион его зарождения – Нормандия. Этот танец очень древний. В старину его исполняли под аккомпанемент волынки, поэтому музыка паспье обычно содержит повторяющиеся элементы. А знаменитый менуэт из крестьянской пляски провинции Пуату превратился в символ галантности и изящества эпохи Короля Солнца.

Танец французский под названием саботьер исполнялся в особой обуви. Это были деревянные башмаки со слегка загнутыми вверх носками. Сабо – так называлась обувь. Она обычно выдалбливалась из цельного куска древесины. Саботьер – относительно медленный танец. Неуклюжая обувь мешала быстрым движениям. Для саботьера характерны притопы и удары твердыми башмаками о пол.

Демократичное искусство

В 19 веке танец французский получил новые стимулы для развития. После революции городские развлечения значительно демократизировались. Появились и новые танцы. Котильон известен с начала столетия. В переводе с французского это слово означает «юбка», а также «круговое построение пар». Котильон – своеобразный микс всех известных в то время танцев. Он мог включать фигуры вальса, экосеза, мазурки. Движения выбирали ведущие исполнители и сигнализировали о них музыкантам.

Кадриль танцуют пары, в которых партнеры находятся напротив друг друга. Это быстрый и веселый французский танец. Название его фигур очень оригинально. Движения определялись словами песни, которая сопровождала танец, и назывались «штаны», «лето», «курица», «пастораль».

Символ Парижа

Вариант кадрили – знаменитый канкан. Он появился в Париже в третьем десятилетии 19 века. Канкан танцевали в кабаре «Мулен Руж». Оно стало символом увеселительных заведений и кварталов красных фонарей прошлого. Первоначально канкан исполняли отдельные артистки. Долгое время он считался непристойным из-за шпагатов и высоких махов ногами. В английском варианте канкан танцевали в линию. В начале 20 века хореографы объединили сольное исполнение с ансамблевым. Так появился знаменитый «френч канкан», известный нам по женскому визгу и смеху.

Самой популярной музыкой, сопровождающей танец, является пьеса Жака Оффенбаха из оперетты «Орфей в аду». Сегодня посетители «Мулен Руж» приходят посмотреть тот самый знаменитый канкан, который служит визитной карточкой Парижа.

В 20 веке французское искусство демонстрирует появление новых танцев. Их часто называют уличными. Именно с Францией связывают вертиго – разновидность электро-дэнса.

Комментарии