Анализ стихотворения "Она сидела на полу..." Ф. Тютчева
Классику отличает то, что время над ней не властно. Проходят года, века, а произведение всё так же актуально, как и в первые дни публикации, так же тревожит умы и души, так же заставляет сопереживать. И это легко доказать, сделав анализ стихотворения «Она сидела на полу…».
История написания произведения
Литературоведы предполагают, что стихотворение было посвящено Эрнестине Фёдоровне Тютчевой, в девичестве Пфеффель.
Делая анализ стихотворения «Она сидела на полу…», читатель невольно догадывается, что в отношениях Эрнестины с мужем не всё было гладко. Любовь, которая пылала между двоими, которая соединила их сердца и судьбы, встретила преграду?
Да, это было действительно так. Елена Денисьева, возлюбленная поэта, нарушила покойное течение жизни семьи. Будучи ровесницей дочки Тютчева от первого брака, возлюбленная поэта навлекла на себя жестокие обвинения светского общества, от неё отреклись родные и близкие.
Сам Тютчев не мог найти решение в создавшейся ситуации. Он страдал, мучая законную супругу и любовницу. Скрывать внебрачную связь было невозможно. И Эрнестина понимала, что любовь к ней супруга уже не та, что старые чувства – это то, что уже прошло… Безвозвратно…
Классика – это то, что близко и нашим современникам
Анализ стихотворения «Она сидела на полу и груду писем разбирала…» невозможно делать, не проводя аналогии с современностью. Душевные муки от неверности, измены, потери любви – разве все эти переживания по сей день не терзают людей?
Если не связывать стихи с личностью поэта, с его биографией, то можно представить себе ситуацию, когда женщина-мать получила страшную весть о гибели сына во время войны или службы в армии либо в тюрьме. И вот она вспоминает о прошлых годах, нет слёз плакать. Она просто перебирает листочки, исписанные до боли знакомым почерком. А автор – это просто наблюдатель, у которого щемит сердце от вида этой картины.
А можно предположить, что молодая девушка узнала о женитьбе парня, которого она верно ждала из армии. И автор уже не посторонний наблюдатель, а вестник?
Но литературоведы утверждают, делая анализ стихотворения «Она сидела на полу…»: Тютчев передал в стихах состояние своей супруги, узнавшей об измене мужа, и чувства, переполнявшие его самого в этой ситуации. Хотя сегодня многие люди в моменты душевной распутицы примеряют это поэтическое творение на себя. И это несмотря на то, что мало кто сегодня пользуется письмами на бумагоносителях.
Анализ стихотворения «Она сидела на полу…»
Произведение это небольшое по объёму. В четырёх строфах описывается состояние женщины, её чувства и переживания наблюдателя-автора. Лирическая героиня не произносит ни единого звука. Она не кричит, не плачет, не причитает. Но, делая анализ стихотворения «Она сидела на полу…», читатель понимает, что кричит от нестерпимой боли душа женщины. Молчание и замедленность движений только усиливают контраст.
Первая же строка наполнена шквалом чувств. Сидеть на полу можно лишь в самых критических ситуациях: от смертельной усталости, от горя, накрывшего человека, как цунами, от потерянности и одиночества. Тем более это сражает, если знаешь, что лирическая героиня – дама из высшего общества. Она презрела правила приличия, ей уже безразлично, что подумают о ней посторонние.
Вторая строка не менее ярка, чем первая. Критики утверждают, делая анализ стихотворения «Она сидела на полу…»: Тютчев не просто так вводит в стихотворение метафору, проводя аналогию писем с остывшей золой. Это не письма стали похожи на пепел, это сама жизнь остыла вместе с чувствами. Лирической героине холодно, одиноко, горько.
Вторая строфа по силе даже превосходит первую, продолжая её мысль. Здесь уже нет даже движения. Это описание взгляда женщины. В нём – потерянность, потрясение. «Как души смотрят с высоты на ими брошенное тело» – здесь метафорически автор говорит о том, что душа некогда любимой им и любящей его женщины умерла. И возврата к прошлому не может быть!
Третья строфа усиливает смысл сказанного во второй. Да, убиты любовь и радость, убита сама жизнь, хотя человеческое тело ещё дышит, мыслит, совершает некие движения. И автор использует глаголы в прошедшем времени, что придаёт всему произведению характер воспоминания.
Личность автора в стихах
Критики утверждают, делая анализ стихотворения «Она сидела на полу и груду писем разбирала…»: Тютчев страдает не меньше самой героини. Именно это отражается в последнем четверостишии. Он показывает себя в бездействии, в молчании. Но слова «готов упасть был на колени» раскрывают величайшее страдание, которое он испытывает. Однако автор этого не делает. Почему? По-видимому, он сознаёт, что явился виновником страданий близкой души, он понимает, что своими действиями только усугубит их. И поэтому он молчит, смотрит на сидящую на полу бывшую супругу и сам безмерно страдает.
Лев Николаевич Толстой высоко ценил любовную лирику Тютчева, говоря о его стихах, что поэт умел выразить чувства, которые почти не передаются словами.