Современный этап в развитии культуры характеризуется чем?

Современная мировая культура имеет свои специфические свойства, которые делают ее своеобразной и уникальной в общем культурно-историческом контексте. Очень важно рассматривать ее целостно, в единой связке с различными сторонами жизни современного общества, будь то этика, мораль, правовые отношения или же уровень технологического развития и экономический фактор. Разумеется, такого рода всестороннее описание культуры в одной статье уместить не получится, поэтому мы остановимся только на самых существенных моментах культурной жизни. Итак, что особенного в современном этапе развитие культуры содержит?

Роль европейской культуры в мировом культурном пространстве

Не секрет, что современный этап в развитии культуры характеризуется активным процессом глобализации, прочно стоящим на базе европейской традиции. Это справедливо практически для всех регионов планеты, хотя и в разной степени. Процесс этот носит название вестернизации и определяется довлеющим европоцентризмом при оценке перспектив дальнейшего культурного развития социума. Именно поэтому основное внимание необходимо уделить данной традиции как наиболее важнейшей и основополагающей для жизни миллиардов современных жителей планеты.

Границы европейской культуры

Европейская традиция, как и любая другая, отличается своим стилем, специфическими чертами и набором ценностей. Конечно, рамки ее различные мыслители определяют по-разному, так же как и источники ее зарождения и факторы развития. Здесь мы будем придерживаться наиболее нейтральной и практически удобной концепции, согласно которой современная европейская культура с ее ментальностью и характерными чертами была сформирована в эпоху Ренессанса и Нового времени. Прочие влияния – античное, классическое и ряд других - мы отнесем в качестве основных к иному типу, предшествующему современной культурной формации Европы.
Итак, чем отличается в современном этапе развитие культуры? Иными словами, какие ее сущностные черты можно выделить в качестве характерных маркеров, которые отделяют ее от прочих культурных типов?

Рационализм

Рационалистический элемент очень ярко характеризует развитие культуры на данном этапе. Это проявляется в довлеющем миросозерцании, ценностным ядром которого выступают ресурсы человеческого интеллекта. Очень важно обозначить вектор европейского рационализма, поскольку он существенно отличается от других, прежде всего, традиционных восточных культур. Основной его отличительной особенностью является стремление конституировать, кодифицировать окружающий мир, сделать его полностью подконтрольным и подчиненным человеческому началу. Пути развития современной культуры в России ведут, кстати говоря, к точно такому же подходу к окружающей действительности, когда ценность мира определяется степенью его операбельности и коэффициентом полезности. Другими словами, человеческий фактор при такой системе является центральным, тогда как весь остальной мир переводится в статус ресурса.

Влияние рационализма на особенности современного этапа (развитие культуры)

Такая ориентация западного менталитета позволила создать комфортную среду обитания, продвинуть далеко вперед технологии и добиваться грандиозных успехов в экономическом отношении. Но у нее есть и обратная, более темная сторона, которая заключается в психологической дестабилизации сознания (например, чрезвычайно высокий уровень депрессивных и суицидальных настроений в самых благополучных с экономической точки зрения странах Европы, Америки и в Австралии), гипертрофированном интеллектуализме, в ущерб духовной составляющей личности, развитии потребительского отношения, а в более широком смысле - в агрессивном культурно-экономическом экспансионизме и варварском отношении к природе и окружающей среде.

Субъективизм

Современный этап в развитии культуры характеризуется также ярко выраженным субъективизмом. При этом последний в данном случае понимается как абсолютизированное значение субъекта в любых внешних процессах и явлениях.

Практически это означает, что мерилом всего является конкретный человек, индивид, а не социум, класс, каста и тому подобное. При такой организации культурных ценностей делается возможным по крайней мере формальное правовое равенство и развитие политической жизни в демократическом ключе. Разумеется, в реальной жизни все обстоит несколько сложнее, но именно этим личностно-ориентированным посылом определяется современный этап. Развитие культуры в этом направлении не только освобождает личность, наделяет ее неотъемлемой ценностью и правами, но и налагает огромную ответственность, являясь одновременно вызовом. Индивид оказывается, в сущности, один на один с окружающим миром, в котором все отношения принимают форму контракта и обоюдовыгодного договора. Человек в таком мире оказывается одиноким, не имеющим глубоких корней в семейно-родовом, духовном, национальном или каком-нибудь ином пространстве.

Российская специфика

Что касается развития современной культуры в России, то она еще довольно сильно контрастирует с европейским образцом, хотя и движется уверенно в его сторону. Так, например, в культурном пространстве Российской федерации еще не вполне восприняты идеи толерантности и равноправия плюралистического общества, свободного от угнетения личности какой бы то ни было социальной силой. С другой стороны, многие стороны культурной жизни на постсоветском пространстве менее подвержены коммерциализации и переходу на формат рыночных отношений. Проще это можно выразить понятием душевной глубины, чуждой экономического измерения.

Сциентизм

Закономерным развитием субъективизма, которое было стимулировано еще Р. Декартом в его знаменитом тезисе «я мыслю, следовательно я существую», стал сущностный вакуум европейской культуры. В отличие от теократического Средневековья или закабаленной фатумом античности, современный этап в развитии культуры характеризуется, как уже было сказано, радикальным антропоцентризмом, в условиях которого субъект не имеет иной опоры и критерия познания, кроме как самого себя. Таким образом, из-под ног человека выбивается всякая почва. Компенсаторную функцию в этом процессе на себя берет неутолимая воля к власти и к контролю, основанная на фундаменте научной методологии. Вместе все эти факторы: субъективизм, рационализм и следующий из них сциентизм - и являются ответом на вопрос «какие существуют особенности современного этапа развитие культуры».

Матезис

Под матезисом понимается такая модель мышления и познания, которая ориентирована главным образом на математический аппарат. Именно это качество так характерно для новоевропейской ментальности. Важно выделить его особо, потому что он хотя и описывает адекватно сущность европейского сциентизма, однако не ограничивается им. Так же ярко, как и в научном дискурсе, матезис проявляется во всех сторонах жизни европейского человека, даже в тех, где, казалось бы, математический расчет является неуместным. Ярким примером этого может служить индустрия красоты, в которой верифицированное и стандартизированное понятие прекрасного и красивого напрочь утратило ореол иррациональности и духовного измерения и превратилось в предмет производства и объект торгово-рыночных отношений. Красота перестала быть сущностным, глубинным качеством личности и превратилась в нечто, что может быть эффективно сконструировано с помощью математически выверенных диет, тренировок, химических средств и хирургических операций. Таким образом, она стала предельно рационализирована, подчинена заданным параметрам и стандартам.

Экспансионизм

Современный этап в развитии культуры характеризуется также некоторым экспансионизмом. Именно этот фактор позволил ей стать в настоящее время лидирующей парадигмой, претендующей на то, чтобы стать фундаментом для синтеза общемировой культуры. Проявляется, это, прежде всего, в политическом срезе социальной жизни, но не только. Ярким примером может служить настойчивый прозелитизм западных христианских церквей, распространение западных экономических моделей и ценностей демократического общества. При этом экспансия европейской культуры распространяется не только на иные, неевропейские сообщества, но и на мир как таковой. Красочно эту черту западного менталитета иллюстрирует отношение к природе, характеризующееся потребительством и неуемным стремлением подчинить ее своим интересам, что нередко приводит к катастрофическим последствиям – уничтожению животных и растительных видов, истощению полезных ископаемых, загрязнению окружающей среды и пр. К сожалению, это отношение, постепенно преодолеваемое в самой Европе и странах-носительницах ее культурной парадигмы с помощью развития экологического сознания, в полной мере присуще российскому культурному пространству. Обилие мусора в близлежащих к любому российскому городу лесопарковых зонах говорит само за себя, как и уровень браконьерства, масштаб незаконной вырубки лесов и законодательная база, в этом отношении характеризующаяся практически полным индифферентизмом.

Комментарии