Как сочинить басню? Примерная инструкция, а также сопутствующие размышления
Иногда человеку в голову приходят разнообразные мысли и странные вопросы, например о том, как сочинить басню. Для всех любителей странных вопросов мы попытаемся дать определенное направление в решении этой задачи. Естественно, скорее всего, человек задавшийся таким вопросом вряд ли претендует на лавры Лафонтена и Крылова, и тем не менее иногда человеку хочется экзотики, или у него есть дети-школьники. А в школе, как известно, задания бывают всякие.
Мораль басни
Прежде чем прицельно думать о том, как сочинить басню, нужно понять, какую именно мораль вы хотите в нее «вмонтировать». Проще говоря, чему должно учить сие творенье.
Если мы почитаем интервью разных писателей, то они почти в один голос утверждают: «Идея – всему голова». В данном случае совершенно не важен объем художественного произведения, главное, чтобы оно не было бессодержательным.
Обычно если человек спрашивает себя, как сочинить басню с моралью, то он имеет четкую цель, зачем нужна ему эта басня. Например, родитель хочет сочинить нечто, чтобы показать ребенку, как хорошо содержать свою комнату в чистоте. Соотвественно авторскому замыслу выстраивается сюжет.
Так как наша задача - показать определенный пример сочинения басни, то мы используем мораль басни «Лиса и виноград» и придумаем новых действующих лиц, вернее, даже лицо.
Персонажи
Следующая ступень в решении задачи «как сочинить басню» - выбор персонажа. Обычно это звери, очень похожие на людей. Но тут важно соблюсти некоторую реалистичность. Животные должны быть действительно похожи на людей по своим повадкам или тем представлениям, которые традиционно приняты в обществе. Например, муравей в басне не может быть ленив, а стрекоза не может быть трудоголиком. Ибо это противоречит не только определенным образам животных, но и культурной традиции. И да, это особенно важно, когда речь идет о том, как сочинить басню с моралью.
Другими словами, может быть, басня, конечно, небылица, но в ней все должно быть реалистично и построено на основании хотя бы житейского здравого смысла.
Пес и витрина, или Лисица и виноград на новый лад
Представьте, мокрый голодный бродячий пес ходит по улицам, он недоедает и недопивает. И тут перед ним возникает витрина мясного магазина, там окорока, курица, мясо на любой вкус и достаток. Да вот беда: собакам нельзя в магазин. Наш пес и так и эдак обхаживает витрину, но нет. Стекло не дает ему прорваться к желаемому объекту. И тут он говорит себе: «Наверное, тухлятиной торгуют», - и уходит прочь копаться в близлежащем мусорном баке.
Таким получилось сочинение, мы написали его как ответ на вопрос о том, как сочинить басню. Нельзя сказать, что у нас получилось, как у классиков, но тоже, кажется, вполне сносно.
Теперь поговорим о том, что делать, если фонтан фантазии иссяк.
Как найти сюжет и мораль для новой басни?
Опять же, смотря что автор хочет получить от басни. Вообще, можно в качестве материала использовать судьбы и характеры своего ближайшего окружения, но только так, чтобы прототипы не догадались.
Кстати, именно поэтому главные действующие лица в баснях обычно звери. Они представляют собой некоторые собирательные образы всех людей, а если всех, значит, никого конкретно. Над ними смеются, так как никто не думает о себе и каждый смотрит на соседа. Гогочут над братьями нашими меньшими. А все потому, что баснописцы, думая о сюжете очередной басни, задаются вопросом о том, какую бы такую сочинить басню про животных? А вот если бы животные сочиняли, то нам, людям, мало бы не показалось.
Если в голову по-прежнему ничего не идет, и вы творчески бесплодны, то попробуйте представить себе окружающих в обличье зверей. Вашу жену, начальника, коллег, друзей. В таком случае сама жизнь услужливо подскажет сюжет.
Ребенок и басня
Правда, если творчеством решил заняться ребенок, то у него все значительно проще. Дети очень образно мыслят лет, наверное, до 15, потом, когда начинается бурная пора полового созревания, человек теряет связующую нить с детством, а мышление становится «взрослым».
Ведь Христос недаром завещал: «Будьте как дети». И дело тут не только в том, что вновь прибывшие в мир безгрешны и очень близки к Богу, а в том, что у детей мышление еще не зашоренное, они очень близки к жизни, к ее первоисточнику, поэтому сочинительство дается им очень легко. Для них сочинять - как дышать. Показательно и то, что для ребенка мир фантазии ближе, чем реальный мир. Дети могли бы подписаться под словами Г. Гессе: «Реальность – это мусор», - вот только когда люди вырастают, они принимают этот мусор всерьез и забывают о важном.
Таким образом, если предложить ученику, например, 5 класса сотворить басню, он с легкостью это проделает. Правда, только в том случае, если родители будут контролировать процесс. Они должны задать себе вопрос о том, как сочинить басню. 5 класс, например, может быть выбран как цель, поэтому он должен воспринять ее благосклонно. Если вам повезло и у вас есть дома сообразительный пятиклассник, то отдайте сочинение басни ему на откуп, только направляйте буйную фантазию своего чада в русло культурных норм и здравого смысла.
Надеемся, что статья поможет написать хотя бы одну приличную басню.